search
main
0

Руководитель должен работать на опережение. Валерий НИКИТИН, министр образования Омской области

– Валерий Яковлевич, сегодня в регионах реализуются разные направления национального проекта. В чем Омская область является лидером? – По сути, мы занимаемся реализацией национального проекта не с января 2006 года, а как минимум пять лет. Еще когда формировалось правительство, губернатор Леонид Константинович Полежаев обозначил три приоритетных направления нашей работы – здоровье, образование и жилье. Это действительно основа для улучшения качества жизни людей, а значит, и фундамент развития региона. Поэтому деятельность правительства, бюджет области, конкретные целевые программы охватывают именно эти направления. В Омской области давние традиции поощрения талантливой молодежи: уже пятнадцать лет ежегодно вручаются гранты губернатора. В этом году 250 талантливых ребят, студентов и аспирантов получили эту поддержку по итогам олимпиад, конференций, соревнований. Пятый год мы будем проводить областной фестиваль инновационных проектов. У нас 53 экспериментальные площадки регионального и федерального уровней. А это значит, – разнообразные программы обучения. И надо сказать, неплохие результаты по качеству образования. Не так давно вручались награды 14 ребятам, занявшим первые, вторые и третьи места по разным предметам на всероссийских олимпиадах.

Валерий Яковлевич НИКИТИН родился в 1953 году. Работал мастером участка связи, учителем физической культуры, директором 22-й средней школы в Усть-Каменогорске. В 1992 году Валерий Яковлевич стал заведующим отделом народного образования Ульбинского района. В 1997 году – генеральным директором республиканского научно-исследовательского центра развивающего обучения «Восток». С 2001 года – заместитель начальника Главного управления образования администрации ой области. С 2003 года – начальник Главного управления образования ой области. С 2004 года – министр образования ой области. Доктор педагогических наук.

Поэтому сегодняшние результаты реализации национального проекта «Образование» в нашей области – это итог системной и продолжительной работы по разным направлениям. Приведу еще примеры. Из федерального бюджета область получила только 37 школьных автобусов, а приобрела с 2001 года 388. На 1 компьютер у нас приходится 25 учащихся при федеральной норме 70. Но мы понимаем, что надо двигаться дальше. Я недавно был в Московской области, там уже 20 компьютеров на одного ученика. Поставили себе задачу выйти на это количество к концу года. Ну и, конечно, серьезно занимаемся тем, чтобы компьютеры реально использовались на уроках и в библиотеках. Их мы этой техникой укомплектовали полностью.

– Недавно министр образования и науки России Андрей Фурсенко сказал, что ЕГЭ в 2009 году станет обязательным. Как вы считаете, за время эксперимента единый госэкзамен доказал свое право на жизнь?

– ЕГЭ как форму независимой итоговой аттестации я считаю вполне эффективным. Это реальный инструмент оценивания качества образования. Мы, конечно, анализируем итоги участия в эксперименте, тем более что наши школьники сдают ЕГЭ уже три года. За это время наработан определенный организационно-технологический опыт, а главное, как показывают результаты, повышается качество образования. И это тоже работа не одного года. Но помимо повышения качества образования, сегодня нужно решить еще одну проблему – снять психологическую напряженность со всех участников сдачи единого госэкзамена. Учителю, ученику, родителям, преподавателям и ректорам вузов должен быть понятен механизм сдачи ЕГЭ. Не должно возникать вопросов: куда и когда идти, как готовиться? Все должно быть заранее оговорено, подготовлено и четко организовано, так, как сегодня отработана сдача выпускных и вступительных экзаменов в традиционном формате. Еще нужно определиться с содержанием контрольно-измерительных материалов. К сожалению, пока не понятно, какому программному материалу соответствуют КИМы: школы или вуза, а если вуза, то какого – технического, педагогического, медицинского? Ученику необходимо знать уровень требований, который к нему будет предъявляться при сдаче ЕГЭ. Поэтому надо согласовать школьные программы, учебники, подготовку учителя, методические материалы. Только тогда психологическая напряженность исчезнет, и главное, ребенок будет знать, как достичь наилучшего результата. Мы планируем расширить число предметов, по которым сдается ЕГЭ. А пока в Омской области сдают три экзамена: математика – обязательно, химия и история России – по выбору. Важно, что на сегодняшний день у нас четко работает аналитический центр, и к итоговой информации очень внимательно относятся педагоги, руководители учебных заведений и управленцы.

– Как вы думаете, введение нормативного финансирования действительно позволит увеличить зарплату педагогам?

– Я бы сказал, что идея введения нормативного финансирования и отраслевой системы оплаты труда – своего рода надежда для каждого педагога в том, что завтра его труд будет оценен более достойно. Но если нормативную базу определять по принципу Тришкиного кафтана, проблему низкой оплаты не решить. Городские и сельские школы находятся в неравных условиях. В городе есть возможность набрать учеников с 1-го по 11-й классы, а на селе – это проблема. Значит, должны быть механизмы поддержки малокомплектных школ, более продуманная схема подушевого финансирования. Вообще в основе функционирования учебного заведения должен быть стимул. Например, у нас в каждой школе поставили счетчики теплового водоснабжения. Обозначили лимит. Если есть экономия, деньги возвращаются в образовательное учреждение, если перерасход, то школе придется найти средства на доплату. Также и нормативное финансирование должно стать системой реальных стимулов, а не латания дыр, когда директору приходится сокращать ставки. Должны существовать определенные коэффициенты поддержки, учитывающие различные факторы: где находится данное учреждение, какими возможностями и базой обладает. Должен быть отработан механизм индивидуального стимулирования, а не загнанного в угол руководителя.

– Для многих учреждений начального и среднего профобразования процесс передачи с федерального на региональный уровень обернулся перепрофилированием и даже закрытием. Как сегодня функционируют системы НПО и СПО в Омской области?

– Я считаю, что передача этих учреждений в регионы была правильным шагом. Субъекты Федерации сами должны решать проблему удовлетворения потребности собственного рынка труда в рабочей силе. Конечно, немаловажен вопрос: насколько региональные бюджеты способны справиться с такой задачей. Именно это прежде всего вызывало настороженность руководителей наших учреждений НПО и СПО. В Омской области процесс их передачи прошел безболезненно, более того, мы приняли программу на 2006-2007 годы на оснащение материально-технической базы и развитие системы начального профобразования. Конечно, нужно учитывать и демографические процессы. Набор учащихся в учреждения НПО сокращается, поэтому некоторая оптимизация сети – процесс закономерный. Однако мы понимаем и то, что учреждения НПО решают очень важную задачу – социальной адаптации выпускника. Куда подросток пойдет, покинув школу в 15 лет? Или учиться, или на улицу. И если закрывать училища, потому что область не нуждается в большом количестве токарей и водителей, то рядом с закрытыми училищами придется строить тюрьму. Система НПО гарантирует подростку до 18 лет бесплатное образование, питание и другие льготы. Для мальчишек это очень важное время. После училища парень пойдет служить в армию, а там уже более осознанно определится, как строить свою жизнь. Сегодня многие выпускники заканчивают училища с повышенным разрядом. Более двадцати процентов поступают в ссузы и вузы. Значит, неплохие ребята идут туда получать профессию и образование. Так что я большое значение придаю системе НПО. Не разрушать ее нужно, а укреплять и развивать. Эта система имеет огромный потенциал подготовки рабочих кадров и сохранения молодого поколения.

Среднее профобразование решает несколько иные, но не менее важные задачи. Например, обеспечивает региональный рынок труда высококвалифицированными кадрами. Кроме того, здесь более тесная связь с вузами. Выпускники педколледжей востребованы школами даже больше, чем те, кто имеет диплом педвуза. И все потому, что в системе среднего профобразования велика доля практики. Я не сторонник образования университетских комплексов с присоединением учреждений начального и среднего профобразования. Считаю, что в этом случае теряется самостоятельность этих уровней, а значит, разрушается система. Поэтому главные задачи для нас – обновление станочной базы, поддержка мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин. Из ссузов сегодня, защитив кандидатскую диссертацию, уходят в вуз лучшие преподаватели. Потому что перспектив роста в техникуме или колледже у них нет. Наша задача – сохранить этот потенциал.

– После всероссийских конкурсов в Санкт-Петербурге для педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в Омскую область традиционно попадают «хрустальные» ключи. Эти призы привозят лауреаты. В прошлом году Борис Кузьменко, еще раньше Ирина Федоренко. А в члены жюри научно-технической номинации конкурса уже традиционно входит директор областной станции юных техников Александр Семенович Курнев. Можно сказать, что дополнительное образование – визитная карточка Омской области, настолько богат и оценен ее опыт…

– Это действительно особенная система. Туда ребенок идет не потому, что надо, а потому, что хочет, потому что там очень интересно. Там совсем другая атмосфера, атмосфера творчества. Для любого ребенка, независимо от кошелька родителей, это реальная возможность реализовать себя.

У нас 118 учреждений дополнительного образования, и мы не закрыли ни одно. Другое дело, как непросто им пришлось в трудные времена, которые пережило наше образование. Сохранили эту систему настоящие энтузиасты. В августе я был на открытии 15-го областного слета юных техников. Практически со всех районов области приехали команды, более 250 детей. Удивительно, но слеты проходили даже во времена острого недофинансирования благодаря преподавателям и руководителям этих учреждений. Свой слет провели общественные лидеры детских и молодежных общественных объединений. Вообще должен отметить, что не прерывались традиции проведения и многих других мероприятий. Прошли 58-я спартакиада учреждений НПО, 13-я летняя спартакиада школьников. В этом году мы провели слет в честь 50-летия ученических производственных бригад.

Система образования вообще живет и развивается во многом благодаря преданным своей профессии людям. И для нас главное – поддержка людей, которые там работают, через строительство новых типовых зданий, через ресурсное оснащение, через повышение квалификации.

– Валерий Яковлевич, вы работали директором школы, каким, на ваш взгляд, должен быть современный руководитель?

– Директор, управленец – обязательно педагог по духу. Директоров школ не готовят, ими становятся. Главное, они должны знать людей, их психологию. Важно и умение выстроить стратегию своих действий. Управленец в какой-то степени хозяйственник, но не только. Он должен хорошо понимать механизмы выживания учреждения образования, уметь организовать деятельность коллектива, распределять обязанности, делегировать их, а не брать все на себя. Если руководитель владеет такими навыками искусно, он успешен. А если тянет воз в одиночку, не доверяя другим, ничего не получится. Важно уметь планировать, анализировать и контролировать. Ну и, конечно, руководитель – хороший психолог, работающий на опережение. От него зависит, разгорятся ли конфликты или их просто не случится. При этом должна быть высокая культура, высокая нравственность, особая требовательность к себе и только потом к другим.

Досье «УГ»

Валерий Яковлевич НИКИТИН родился в 1953 году. Работал мастером участка связи, учителем физической культуры, директором 22-й средней школы в Усть-Каменогорске. В 1992 году Валерий Яковлевич стал заведующим отделом народного образования Ульбинского района. В 1997 году – генеральным директором республиканского научно-исследовательского центра развивающего обучения «Восток». С 2001 года – заместитель начальника Главного управления образования администрации Омской области. С 2003 года – начальник Главного управления образования Омской области. С 2004 года – министр образования Омской области. Доктор педагогических наук.

Женат, имеет двоих детей. Занимается спортом, в свободное время читает историческую литературу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте