Северо-Восточный округ. – Все мы понимаем, все мы видим, что программа «Столичное образование-5» связана с реализацией национальных проектов, что Москва уже не первый год реализует проект «Строим Школу будущего». Возможно ли обычным образовательным учреждениям участвовать в проекте «Школы будущего» на основе имеющихся у них собственных инновационных разработок, а не только в форме предлагаемых в настоящее время таких методик и технологий, как, например, «Эпистемотека»?
Комментарий «УГ»- Программа «Столичное образование-5» предусматривает дальнейшее развитие общественно-государственного управления. На каком этапе находится разработка комплексной целевой нормативной программы создания управляющих советов в образовательных учреждениях Москвы? Будут ли актуализированы некоторые аспекты, в частности, в примерном положении об управляющем совете не совсем точно отражена ответственность этого органа за принятые им решения?- Эта проблема есть, и мы знаем, что нужно повышать роль общественности, прежде всего родительской, в управлении деятельностью школ, ее работой. Так бывает, что, когда начинаешь какое-то дело, вначале бывает сложно, потом появляется необходимость разработки документов, а дальше нужно уже углублять эту работу. С этими вопросами к нам неоднократно обращался городской совет родительской общественности, поэтому мы приняли решение, что на базе нашего Московского гуманитарного педагогического университета создадим центр, где вместе со студентами педагоги обобщат тот положительный опыт, который уже есть в Москве (особенно опыт создания управляющих советов в Южном округе), на этой базе будут разработаны единые методические рекомендации, проведены семинары для председателей таких советов. Мы будем встречаться с теми активистами родительской общественности, у которых есть свои предложения, свое мнение по этому поводу. В результате, думаю, мы создадим оптимальные формы государственно-общественного управления нашими образовательными учреждениями. В новом учебном году мы довольно активно развернем эту работу и сможем оказать реальную помощь образовательным учреждениям, так как тут действительно необходимо повысить степень ответственности всех участников этого процесса.
– Как хорошо, что вы освоили это трудное слово, все время сама спрашиваю: а кроме эпистемотеки, у нас есть еще что-то в «Школе будущего»? Да, конечно, обычные школы тоже могут участвовать в работе над моделью «Школы будущего». У нас ведь так получилось, что проект родился по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова как «Школа будущего», а сами педагоги и учащиеся стали называть его «Строим Школу будущего». По-моему, даже та школа №2030, которая у нас была построена, специально создана как «Школа будущего», во многом оснащена тем оборудованием, которое сегодня есть далеко не в каждой школе. Сегодня педагогический коллектив этой школы проработал уже первый учебный год и говорит, что, конечно, он только строит «Школу будущего». Если мы будем рассматривать этот процесс именно как строительство, то, безусловно, каждая школа со своими проектами может принимать участие в этой работе. Ведь основная задача «Школы будущего» прежде всего – доведение каждой школы до того состояния, когда она будет конкурентоспособна, когда она не устроит семью только в том случае, когда та захочет отдать ребенка в школу с каким-то образовательным уклоном, а микрорайон такой не имеет. Мы сегодня знаем, что пока, к сожалению, не каждая школа у нас конкурентоспособна. Более того, в городе появились малокомплектные школы не только потому, что рядом с ними новые и пока не полностью заселенные жилые дома, но и потому, что родители, имея возможность не быть привязанными к своему микрорайону, не здесь выбирают для своего ребенка школу с более высоким уровнем образования. Каждая школа должна иметь собственную программу своего развития, предложить каждому учащемуся индивидуальную траекторию его развития (в этом новом учебном году мы начнем работать над этой темой и за три года реализации программы «Столичное образование-5» постараемся решить эту задачу), дать новые элементы преподавания или обучения. Педагогический коллектив каждой школы должен сейчас посмотреть, что удалось сделать в прошлом учебном году, в каких направлениях школа продвинулась, в каких направлениях деятельности школа сегодня отстает. На новый учебный год каждая школа должна обозначить себе новые рубежи, ответить на вопросы: «К чему мы идем в этом году?», «Какие вопросы мы еще не решили?». Подойти ко всему этому нужно очень критично, потому что, к сожалению, чаще всего неконкурентоспособным школам делают замечания окружные управления образования, выясняются недостатки в работе таких школ во время проверок Департаментом образования, а сами педагогические коллективы считают, что все у них хорошо, и продолжают так же жить, не видя своих промахов или недостатков в работе. Несколько лет назад педагогические коллективы не понимали, зачем государственным школам получать лицензию. Так вот сегодня мы видим, что, когда неконкурентоспособные школы не подтверждают высокую марку «столичного образования», понятно: им нельзя выдавать лицензию – разрешение на продолжение образовательной деятельности. Тут необходимо серьезно посмотреть на состав педагогических коллективов этих школ с тем, чтобы создать необходимые условия для достижения того высокого уровня образования, который востребован москвичами. К сожалению, сказать, что в московском образовании все замечательно, мы не можем. У нас действительно очень много Школ будущего, но много и школ вчерашнего дня.
– В городском конкурсе «Учитель года Москвы» есть номинация «Педагогический дебют», в которой могут участвовать только студенты, работающие в школе, а молодые учителя в нее не попадают, на общих основаниях они тоже не могут пока участвовать в конкурсе, соревнуясь с опытными педагогами. Нельзя ли ввести в конкурс номинацию «Молодые учителя»?
– Это очень хорошее предложение, и мы его обязательно рассмотрим. В нашем конкурсе больше номинаций, чем во всероссийском конкурсе, думаю, и номинация для молодых учителей будет уместна.
Северо-Западный округ
– Часто мы судим о работе школы по числу выпускников, поступивших в вузы, но есть ребята, которые изначально не хотят продолжать образование на высшей ступени. Нам кажется, что мало внимания уделяется профессиональной ориентации школьников, поэтому скажите: будет ли в программе «Столичное образование-5» уделено внимание этой работе?
– Честно говоря, мы не судим о работе школы по числу ее выпускников, поступивших в высшие учебные заведения. Главное, что выпускники, уходящие из школы, ее любят, возвращаются в школу, потому что школа помогла им найти в жизни свое место. На самом деле есть много школ, которые не имеют большого числа выпускников, поступивших в вузы, но это не мешает им хорошо работать. Что касается профориентации, то в программе «Столичное образование-5» есть ссылка на то, что ранее Правительство Москвы приняло в декабре 2007 года программу «Рабочие кадры». С одной стороны, понятно, что эта программа предусматривает развитие самой системы профессионального образования, то есть развитие наших колледжей, контакты с работодателями. Но, с другой стороны, понятно, что мы можем все прекрасно развивать, если будут те, кто поступит в колледжи. Если не будет поступающих, непонятно, для чего мы эту систему создаем. На сегодняшний день у нас серьезная ситуация (хотя нужно отдать должное тому, что в последние годы резко не менялось число принятых в колледжи, и этот нас радует): мы видим, что профориентационная работа в школах в целом не на высоком уровне. Мы видим, что из столицы нынче выводят производства, в Москве сегодня остаются только мозг этих объединений и высокотехнологические отрасли, где нужны рабочие с высшим образованием. Поэтому мы не должны узко говорить о профориентационной работе, имея в виду, что ребята должны идти учиться только в колледжи. Самое главное – помочь выпускнику профессионально сориентироваться и, с одной стороны, понять, кем он хочет быть, а с другой стороны, показать профессию и выяснить, может ли он заниматься этой работой. Сегодня ведь так много тестов, по которым можно себя проверить, понять, к чему у тебя больше всего тяготение. Мы прекрасно понимаем, что школа быстро не сможет вернуть кабинеты для уроков труда. Но тем не менее такую задачу перед школами ставим и в программе «Столичное образование-5», и перед директорами школ. Для того чтобы эту проблему решать гораздо быстрее, мы пошли по такому пути: планируем в каждом округе создать центры профориентации. Первый такой центр создан на территории Восточного округа в Первом Зборовском переулке, сюда можно приехать, пройти тестирование. Еще будут созданы девять таких центров за 2009-2010 годы, причем мы планируем, что этими центрами можно будет пользоваться и в режиме компьютерного общения, однако живое общение все же лучше, к тому же в центрах будут работать психологи, которые помогут ребятам. Мы думаем, что такие центры сыграют значительную роль в выборе судьбы, дальнейшего жизненного пути наших выпускников.
Центральный округ
– Какие первоочередные задачи в рамках реализации принципа общественно-государственного управления вы ставите перед окружными советами родительской общественности?
– Мы сегодня в целом говорим о роли родительской общественности, которая в последнее время, конечно, значительно возросла, например, о возрастающей роли управляющих советов, просто родительских советов, если они работают еще в привычной для нас форме, хотя стали уже совсем другими. Практически сегодня родительские советы обсуждают и планы развития школы, и планы развития образовательного пространства, и даже помогают создавать такое образовательное пространство. Допустим, в Юго-Западном округе родительская общественность в свое время инициировала создание кабинета обучения под открытым небом, используя немецкий опыт, и сами родители приняли активное участие вместе с администрацией ЮЗАО, с педагогами и детьми в создании такого кабинета. Инициатива родителей помогла по-иному, более интересно и эффективно выстроить учебный процесс в этой школе. Сказать, что именно так родители должны принимать участие в работе школы, было бы, наверное, неправильно. В Москве полторы тысячи школ, они все очень разные, и мы прекрасно понимаем, что и педагогические коллективы разные, и объединения родителей тоже разные, материальные возможности школ тоже неодинаковые. Самое главное, чтобы и родители, и педагоги понимали, что цель у них одна, что все, что мы делаем вместе, мы делаем на благо наших детей, для того, чтобы им было комфортно в школе, чтобы они хотели идти в школу, чтобы знания, которые они получают в школе, становились осознанными и глубокими. Если ребенок утром встает со слезами и не хочет идти в школу, то навряд ли он будет настроен на получение знаний. Родителям нужно спокойно относиться к этому и вместе с педагогами разбираться, почему это происходит. Безусловно, тут есть и другая сторона: у нас учитель часто становится практически незащищенной фигурой, потому что все обращения, которые мы получаем, заставляют нас говорить о защите прав детей, прав семей. Конечно, мы часто находим какие-то неправильные действия педагогов, но это могут быть и правильные действия педагогов. Ведь есть особенности развития конкретного ребенка, и подчас даже правильные шаги педагога могут повлиять на него не лучшим образом. Думаю, что мы должны спокойно и вместе с родителями посмотреть, как помочь этому ребенку. Понятно, что для каждого родителя его ребенок самый лучший. Наверное, так оно и есть, но когда этот самый лучший ребенок оказывается еще и в коллективе и думает, что и тут он лучше всех, что к нему должны относиться особо, то педагогу бывает сложно воспитать личность каждого из детей класса. Поэтому, думаю, во всем этом очень важна позиция родителей, мне кажется, многое тут зависит от родительской общественности.
Зеленоград
– Будет ли в новом учебном году продолжена акция «В театр всей семьей»?
– Хорошо, что до вас дошли билеты в театры. Почему так говорю? Эта акция проводится уже много лет Правительством Москвы, но, к сожалению, я в первый раз услышала слова благодарности за эту акцию и почувствовала искренний интерес к ней, проявляемый семьями. Чаще всего к нам приходят письма о том, что вы-де проводите какие-то акции с семьями, а мы о них никогда не слышали и ничего не знаем. Программа «В театр всей семьей» будет продолжена, более того, мы посмотрим, сколько билетов в театр мы получаем, как распространяем. Предположим, Правительство Москвы гарантирует, что семья раз в два года бесплатно посетит театр, к этому семья будет готова, а в остальных случаях она может посещать театр, самостоятельно приобретая билеты или организуя культпоходы всем классом, где учится их ребенок. Кстати, у нас есть и другие акции: посещение музеев, посещение спортивных комплексов и так далее. Мы хотели бы сделать социальный ваучер для московской семьи, чтобы показать, что сегодня Правительство Москвы делает реально для каждой семьи, чтобы эти дела коснулись каждой семьи, так как такие акции направлены прежде всего на социальную защищенность семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, когда они хотели бы посетить театр, но не могут позволить себе это из-за высокой стоимости билетов, и город им в этом помогает. Департамент культуры выкупает билеты на очень интересные спектакли, мы понимаем, как важно детям-школьникам ходить в театр вместе с мамой и папой, обсуждать потом этот спектакль. Недавно один из моих коллег рассказал, как он с сыновьями обсуждал фильм. Это ведь очень важно для того, чтобы понять, что сегодня волнует подростка, а потом предложить учителям в рамках образовательного пространства обсуждать с учениками то, что для них актуально, услышать их мнение по тому или иному поводу. Ведь у нас есть жизненные проблемы, о которых стоило бы поговорить всем вместе.
– Нужно ли нам предшкольное образование?
– Когда мы рассматривали программу развития дошкольного образования на коллегии МДО, возникла дискуссия: у нас что главное – дошкольное образование или развитие ребенка дошкольного возраста для того, чтобы он пошел в школу и мог учиться. Мне кажется, что мы не должны в ДОУ увлекаться созданием мини-школ. Не секрет, что многие школы не хотят принимать ребенка, если он не умеет читать, считать и даже писать. Но вообще еще никто не отменял в начальной школе обучение ребенка чтению, арифметике, письму и так далее. На мой взгляд, говорить о предшкольном образовании не очень правильно, важнее говорить о развитии ребенка дошкольного возраста, неправильно, что уходит игра, что мы в ДОУ пытаемся усадить ребенка за парту.
Комментарии