search
main
0

Руководить, учить, мирить. Об актуальных задачах профсоюза в школе

​В обществе все чаще стали возникать дискуссии о том, нужны ли профессиональные союзы в новое время.

Когда-то стать членом такого союза не только для учителей, но и для писателей, художников и архитекторов было престижно. Сегодня доверие к профсоюзам уже не так очевидно, особенно со стороны молодых специалистов. Они, к примеру, говорят о том, что профсоюзы потеряли свою независимость и выражают в первую очередь интересы работодателя, а потому не стремятся в него вступать. В результате части сегодняшней молодежи присущи определенная неприкаянность и отсутствие прочной защиты, которую обеспечивает принадлежность к коллективу единомышленников.Но, несмотря на сложности, значимость профсоюзов сегодня все-таки заметна. Это единственное независимое общественное объединение, имеющее полномочия отстаивать интересы своих членов перед органами государственной власти.В этой связи хотелось бы поделиться опытом работы первичной профсоюзной организации нашей школы – школы №2042. Она появилась одновременно с самим образовательным учреждением – в 2008 году. За время своего существования первичка неоднократно признавалась лучшей на разных конкурсах и фестивалях. Удивительно, но факт: 100% сотрудников школы на сегодняшний день являются членами профсоюза. Причем они вступают в него по собственной инициативе.Как руководитель образовательной организации, я понимаю, что успех нашего дела зависит от команды. Только сплоченный, дружный коллектив, члены которого ставят на первое место общее дело, а уже затем руководствуются личными интересами, может достичь поставленных целей.Вместе с тем важно, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя социально и юридически защищенным. Для этой цели и нужен профсоюз. При этом он должен оставаться идейно независимым звеном в цепочке профессиональных связей и трудовых отношений между педагогами и администрацией.Профсоюзный парадоксТревогу вызывает некоторая сложность в обеспечении этой независимости. Дело в том, что председателем первичной профсоюзной организации является сотрудник образовательного учреждения. Соответственно он напрямую зависит от администрации как в плане своего заработка, так и по части занятости. Директор школы, как правило, является членом той же первички и в конфликтной ситуации, естественно, имеет такое же право на защиту своих интересов. Здесь, как вы уже догадались, возникает парадокс, наносящий удар по самой идее профсоюза.Признаюсь, меня это искренне беспокоит, и я хочу найти пути решения этой проблемы. Очевидное, на мой взгляд, решение – подписание всеми заинтересованными сторонами тщательно продуманного коллективного договора. Он должен учитывать интересы всех сотрудников, включая руководителя организации. При этом нельзя забывать, что директор школы – это прежде всего сотрудник Департамента образования города. Департамент назначает его на руководящую должность и определяет размер его заработной платы, может поощрять его и в случае необходимости применять к нему меры дисциплинарного воздействия. Получается, директор – это как бы человек, призванный со стороны, но в то же время равный остальным член коллектива и профсоюза.На деле независимость директора от коллектива больше, чем независимость коллектива от директора. И профсоюзная организация может и должна обеспечить каждому своему члену независимость, необходимую для свободной, творческой и благородной работы.При возникновении конфликтов профсоюзная организация, разобравшись в ситуации, должна встать на сторону сотрудника или директора, найти точки соприкосновения позиций. Чтобы сделать подобный разбор максимально объективным, мы применяем специальный инструмент – обоснованное мнение: если директор собирается применить какую-то меру по отношению к работнику, он должен грамотно обосновать профсоюзу свое решение и получить его оценку.Модернизировать, чтобы сохранитьХотелось бы еще раз подчеркнуть, что профсоюз в современной школе необходим. Он помогает людям при незаконных увольнениях, может выступать в суде как независимая структура. Периодически звучат мнения, что можно создать отдельную профсоюзную организацию руководителей школ, ведь интересы и задачи у работодателей и работников нередко расходятся. На мой взгляд, это не совсем правильно: сегодня ты директор школы, а завтра – простой учитель.В любом случае совместная работа с профсоюзом позволяет значительно увеличить эффективность управления. Порой директор вынужден общаться с сотрудниками в приказном тоне, а через профсоюзную организацию очень многие вопросы можно решить без применения императивных норм. Нужно стремиться к тому, чтобы приказ четко выполнялся, и если не с удовольствием, то хотя бы с пониманием.

В завершение еще раз подчеркну, что профсоюз не утратил своей роли, но нуждается в некоторой модернизации для сохранения собственной независимости, повышения уровня доверия со стороны своих членов. Именно он становится медиатором в конфликтах, защитником пострадавших. Члены организации должны понимать, что всегда получат объективную оценку и поддержку от людей, которые независимы от администрации школы. Профсоюз – это посредник и помощник, которому можно и нужно доверять, но механизмы его работы требуют регулярного обновления.

Гаянэ АБРАМЯН, директор школы №2042 имени Лазаревых

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте