Для нас это – выстраивать диалог с руководителями образовательных учреждений по вертикали и по горизонтали так, чтобы они сами могли анализировать вместе с нами проблемы и на основе этого анализа строить концепции и программы развития, «мониторить» ситуацию.
Программа развития образования в Красноярском крае существует с 1985 года. Все педагогическое сообщество занимается изучением и вычленением ключевых приоритетов. Какие бы ни происходили бури и изменения, мы всегда имели свои краевые ориентиры, исходя из них определяли ориентиры каждого образовательного учреждения. Безусловно, мы обращали и обращаем внимание на федеральную политику, на мировые тенденции.
Чтобы скорректировать свою работу, мы встречаемся с нашим педагогическим сообществом два-три раза в год, проводим большие окружные совещания. Первый наш тезис всегда был таким: выстраивать управляемую систему с понятными ориентирами и приоритетами. Свои интересы мы отстаиваем, учитывая интересы развития ребенка. Второе, что мы приобрели: краевая система образования включена в международные и федеральные проекты, причем не формально. Даже такой, казалось бы, формальный эксперимент по единому государственному экзамену позволил выстроить совершенно по-другому работу института повышения квалификации. Международные проекты с Британским советом, с Институтом «Открытое общество» позволили нам наладить контакты с другими областями. Мы работаем с Чувашией, Самарой, с Карелией, с Кабардино-Балкарией, с Ленинградской и Московской областями. Сильная сторона образования в крае – использование международных и федеральных ресурсов. Большое внимание мы стали уделять поддержке профессиональных сообществ. Возникли ассоциации учителей английского языка, педагогов – победителей конкурса «Учитель года», молодых учителей «Свежий ветер».
Такие неформальные формы работы людей позволяют вычленять свои собственные интересы в системе и реагировать на потребности образования. Это позволило перейти к дифференциации образовательных учреждений, когда мы стали говорить о лицеях, гимназиях, кадетском образовании. Ассоциации стали формироваться за счет того, что мы наряду с управлением обращаем немалое внимание на изменение технологии работы учителя с учеником. Была создана сильная Ассоциация учителей развивающего обучения. Появились ассоциации учителей индивидуально-ориентированной системы обучения. В нее вошли учителя, руководители школ, представители родительской общественности. Мы обращаем внимание на формирование коллегиальных органов управления внутри школы, поставив в качестве приоритета постепенный переход на государственное общественное управление. Поэтому такая технология, как проектная организация работ, вовлечение учителей и детей в проекты, позволила нам формировать такое сообщество. Мы с 1995 года участвуем в британском проекте по изменению управления внутри школы, по созданию форм попечительских советов. Эта работа позволяет формировать, выращивать новое сообщество попечителей: людей, которые занимаются изменением содержания, изменением форм взаимодействия учителя с учеником, директора с родителями и так далее. Это очень сложная работа. Нужно также развивать и укреплять другие коллегиальные формы работы (например, ученические комиссии).
Привлечение общественности к управлению школами – важный вопрос реформирования системы образования. Именно общественные школьные структуры во взаимодействии с директором должны сделать прозрачной схему финансирования школ и со стороны государства, и со стороны родителей. Управляющие советы призваны решать вопросы назначения директора, утверждения бюджета школы, образовательных программ, материального поощрения преподавателей, а также разрешать конфликтные ситуации. Школа – цивилизованный гражданский институт, где можно обсуждать и практически решать большинство локальных проблем.
Комментарии