Наверное, если бы сейчас в Краснодаре провели опрос среди детей, то одной из самых популярных профессий оказалась бы… дирижерская. А все потому, что известные музыканты Владимир Понькин и Владимир Зива провели среди местной молодежи открытые уроки симфонической эстетики. О том, что из этого получилось, рассказывает документальный фильм от киностудии «Ералаш» «Прелюдия для детства с оркестром», премьера которого состоялась в московском Доме кино.
На экране – детские лица, зачарованно слушающие музыку. Симфоническим оркестром управляет хорошо известный любителям классической музыки дирижер Владимир Понькин. Затем он неожиданно оборачивается и спрашивает у ребят, пришедших на его урок: кто хочет попробовать себя в качестве дирижера? Большая часть зала кричит и тянет руки: я, я, я! И Понькин великодушно разрешает: давайте все на сцену. Кажется, оркестранты немного напуганы, но дирижер как ни в чем не бывало начинает учить эту галдящую ораву азам своего искусства. Например, поднимаем руки вверх – это крещендо, то есть сигнал играть громче, руки вниз – диминуендо, значит, ослабляем звук.
По команде Владимира Понькина каждый из новоявленных маэстро заставляет инструмент, возле которого стоит, играть, становиться тише или громче. Видели бы вы, какое ошеломление, какое удовольствие приносит детям эта власть над музыкой! Но эту обманчивую легкость коварный учитель тут же и разоблачает: без его присмотра в оркестре начинается ужасная какофония. И ребята сами делают вывод: этому сложному искусству надо учиться, однако какую радость может принести эта «скучная», казалось бы, классика!
Подобные открытия ребят ждали и на уроках Владимира Зивы, приглашенного главным дирижером Краснодарского музыкального театра. Так, учитель предложил своим ученикам то, что приличные люди в театре никогда не делают – потопать ногами. Но не просто так, а с музыкальным смыслом – озвучить таким образом выстрел, который раздается в музыкальном произведении, при этом в строго определенный момент, по команде, что ребята на удивление дисциплинированно и сделали.
Оба знаменитых дирижера многому научили детей. Для начала внимательно слушать музыку, пытаться в ней разобраться. Особенно ярко это показала музыкальная загадка: слушателям нужно было угадать известное произведение по партитуре отдельных инструментов. Оказалось, что не так-то просто узнать даже «Шутку» Баха, когда не весь оркестр звучит сразу. Результатом же такого неформального музыкального воспитания стали искренний интерес подрастающего поколения к серьезной музыке и уважение к людям, которые ее создают. «Я, наверное, на дирижера буду учиться!» – заявил после урока один из мальчишек. А самым преданным почитателем музыкантов стал карапуз Вова, который, проходя мимо концертного зала, теперь убежденно говорит: «Здесь Понькин живет!»
…Радостно, что такие проекты появляются (а Владимир Понькин проводит подобные концерты уже 8-й год), тем более в провинции, да еще и при поддержке власти, в частности, губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. О нужности проекта говорили и аплодисменты после показа фильма (режиссер Василий Корвяков, продюсер Борис Грачевский), и оценки зрителей, которых мы опросили.
– Я думаю, очень важно прививать детям культуру с самого раннего возраста, – заявила нам ученица Центральной музыкальной школы при Московской консерватории Ксения Родионова, которая сама занимается на фортепиано с четырех лет. – И такая игровая форма приобщения к музыке – очень удачна.
– Этот фильм будет интересен и детям, и взрослым, – высказал свое мнение известный актер и телеведущий Федор Стуков. – Зависть, конечно, не очень хорошее чувство, но я бы хотел оказаться на месте краснодарских детей, которые имели счастье пообщаться с такими музыкантами.
Казалось бы, о подобном опыте необходимо рассказать на всю страну. Однако, как выяснилось, даже авторитет Бориса Грачевского не способен пробить установку на коммерчески окупаемые зрелища у руководителей центральных ТВ-каналов. Впрочем, возможно, «Прелюдию для детства с оркестром» все же покажут – по единственному каналу, где образовательные и просветительские передачи не являются чем-то чужеродным. По «Культуре».
Комментарии