Едва отгремел российский конкурс, как закрутилась карусель открытых уроков и творческих заданий для тех, кто рискнул ринуться в бой за право считаться лучшим учителем в области. Подмосковье может себе позволить роскошь проводить творческое состязание после того, как на «Учителе года России» прозвучат заключительные фанфары. Своего победителя регион выставит на суд страны только в следующем году. Но имя его станет известно гораздо позже. Пока же из 53 участников выбрали шестерку финалистов. И еще. В этом году на областном конкурсе заявило о себе уникальное начинание – воспитатели тоже решили представить свои профессиональные наработки на суд коллег и жюри.
В первом туре участники номинации «Учитель года Подмосковья» демонстрировали «визитные карточки», проходили тестирование по русскому языку и представляли опыт своей работы. Но главным по-прежнему оставался урок. Комиссия составляла общее впечатление, проверяла, верно ли вставлены пропущенные буквы и знаки препинания, решала, можно ли определить деятельность того или иного соискателя как актуальную, концептуальную, результативную. Основными требованиями к учебному занятию были компетентность, инновационность, креативность, рефлексивность.
По количеству полученных баллов выбрали 12 человек. Им предстояло дать мастер-класс и прочитать оригинальную лекцию по философии образования. Публичное чтение – прекрасная возможность изложить собственную позицию и блеснуть эрудицией. Лектор в такие моменты бросает в аудиторию меткие афоризмы, а слушатели разбирают по косточкам его манеру держаться и глубину слов, вскрывающих механизм его рассуждений. Застенчивость приводит практически к аутодафе, поэтому для того, чтобы почувствовать себя увереннее, можно пожевать камешков на берегу моря или, преодолев головокружение от страха перед начальством, припечатать четким аргументом директора в родной школе. Только с высоко поднятым забралом стоит выходить на трибуну и провозглашать свою систему взглядов на систему образования.
Литератор Елена Соколова из Электростали все-таки подарила привередливой публике меткую фразу. «Мудрость, – сказала она, – приходит с годами, но иногда годы приходят одни». Елену Владимировну не пугала строгость жюри, учитель считает, что главный ее судья – дети. Их глаза у нее на уроке бывают удивленными или даже расстроенными, шаловливыми или мечтательными. Но никогда – равнодушными. И этот критерий оценки себя как педагога ей важнее прочих.
«Немка» Ирина Рождественская из Коломны в детстве мечтала быть врачом. Наверное, поэтому она до сих пор думает, что всем нужна прежде всего помощь. И она спешит ее оказать. Собственных душевных сил не жалко потратить на другого, если это может дать импульс совершенствоваться.
Кроме Соколовой и Рождественской, в финал вышли математик Татьяна Леднева из Серпухова, литератор Наталья Боброва из Егорьевского района, физик Ольга Уланова из Королева, славист Сергей Борисов из Сергиева Посада. Им предстоит собеседование с членами оргкомитета, по итогам которого победителя и определят.
Воспитатели, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, логопеды, педагоги-психологи проходили свою проверку на качество работы и демонстрировали собственные таланты. Их испытания в Подмосковье были выстроены по такому же принципу. Только уроков давать не надо было. Не предназначены садики, к счастью, пока для ученья. Лишь бы комфортно малышам в них было! Впрочем, о развитии детей ратует каждая конкурсантка, беря для повышения степени просвещенности своих питомцев на вооружение ту или иную методику.
Как-то победитель областного конкурса 2005 года учитель технологии Орудьевской школы Дмитровского района Наталья Егорова сказала:
Загадывайте желания
И верьте, они исполнятся.
Нашими с вами стараниями
Мир чудесами полнится.
Спешите дарить участие,
Не бойтесь внимания
лишнего.
И то, что зовем мы счастием,
Наполнит и вас, и ближнего.
Наталья Александровна со своей верой в прекрасное на конкурсе «Учитель года России-2005» вошла в «пятнашку» и получила приз от средств массовой информации «Хрустальный ангел». Ее друзья по клубу «Педагог года Подмосковья» физик Василий Марков, ныне директор люберецкого лицея №42, и историк из Щелковского района Ольга Сойкина благодаря своим победам стали лауреатами Премии Президента Российской Федерации. Вадим Муранов, не успевший толком отдышаться от конкурсных виражей, оказался вовлечен в дела государственные, он представляет педагогическое движение своего родного Подмосковья и президенту страны, и сенаторам верхней палаты парламента Российской Федерации. Да, конкурс расширяет диапазон профессионального общения. И обогащает любое представление о возможностях.
Комментарии