ГЕТМАНОВА Наталья Анатольевна, родилась в 1961 году в Северодвинске. Закончила Донецкий госуниверситет. Работает учителем русского языка и литературы в средней школе # 17 Петропавловска-Камчатского. Педагогический стаж – 13 лет.
По результатам анкетирования среди старшеклассников на вопрос, какой предмет вы считаете самым интересным и нужным в школе, 92 процента учеников назвали урок литературы. Большинство ее выпускников учатся на филфаке Камчатского государственного педагогического института.
Учитель года-99 Камчатской области.
Литература – самый сложный предмет в школе. Самый сложный потому, что правила по математике можно выучить, формулы по физике вызубрить, параграф по истории или географии прочитать на перемене. А вот большое художественное произведение на перемене не прочитаешь, правил, которые можно заучить, нет. Да и правильных ответов нигде не найдешь, потому что эти ответы можно найти только в себе, только после огромной работы души и ума. И задача педагога здесь помочь школьнику выработать собственный взгляд на явления литературной действительности, воспитать у него тонкий художественный вкус, развить творческие способности. Но это возможно только после того, как произведение прочитано.
Как же увлечь книгой каждого ученика? Как сделать чтение необходимостью, душевной потребностью? Как открыть ученикам мир литературы полно и широко? Как сделать урок литературы уроком откровения, душевного разговора? Бесконечные вопросы, на которые ищу ответы.
Нам иногда кажется, главное на уроках литературы – та цель, тот итог, к которым мы приводим своих учеников, – знания о произведении, писателе. Между тем, я думаю, главное в другом – том пути, которым мы идем, в самом процессе постижения, соразмышления и сочувствия. Здесь формируется умение по-литературному читать литературу, здесь урок может отозваться не только отметкой в классном журнале, но, может быть, в душе.
Путь же к решению проблемы, чем и как увлечь школьников на уроках литературы, – в сближении ее изучения с действительностью, в связи со жгучими проблемами нашей современности и с личным жизненным опытом ученика.
Чтение художественного текста – своего рода искусство. Говорят: до конца понять произведение – значит встать на уровень его творца. Бесспорно, это идеал. Однако учиться постигать смысл образа и художественный мир писателя можно и нужно. Значит, искусством является и чтение художественного текста, и само произведение.
Развивать высокий ум, насыщать его, напитывать знаниями наряду с воспитанием души и предстоит учителю литературы. И если литература – искусство, значит, и преподавать ее надо по законам искусства.
Но какие они, эти законы искусства, по которым надо преподавать литературу?
Первый закон открываю для себя во время посещения выставочного зала. Везде таблички “Руками не трогать”. Именно… Все хочется потрогать руками, пощупать, ощутить, почувствовать. Как обидно, что трогать нельзя. Переношу этот закон на урок литературы. Чтобы возник интерес к произведению, надо дать ученику “потрогать его руками” – почувствовать вкус слова, проникнуть в “святая святых” Мастера. И на этом этапе “трогания” можно целый урок разбирать художественные приемы писателя. Ведь у Мастеров нет ни одного лишнего слова.
Вот, например, В.Г.Распутин в повести “Прощание с Матерой” одним только эпитетом обрисовывает мужика, разоряющего кладбище. Но в этом одном-единственном эпитете содержится все: и качества характера мужика, и отношение к нему героинь повести, и позиция самого автора. Прошу найти это слово. Повесть читали дома, но ничего не заметили, потому что “руками не потрогали”. Вдруг возглас удивления и неожиданного открытия: “У него ржавые глаза”. За этой находкой следует другая: “Бабы называют Богодула странным словом – христовенький”…
Стремясь пробудить у школьников способность “видеть” и “слышать” красоту русского слова, его живописность и музыкальность, развивая воображение, стараюсь создать условия для возникновения разнообразных ассоциативных связей при рассмотрении словесных образов в художественном тексте. В результате – и пейзаж, и интерьер, и портрет приобретают особую значимость в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, его понимания и переживания.
Отсюда уже вытекают вопросы беседы по эпизоду, по повести, по всему творчеству писателя. И всегда возникает мостик, ведущий к современности. А все началось с одного слова…
Комментарии