search
main
0

Рука в руку

Особый наставник для особого ученика

Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества прежде всего как востребованная и актуальная практика в социальной и образовательной сферах. С уверенностью можно сказать, что любому молодому человеку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и пугающие вопросы, помочь, принять его таким, каков он есть, и в прямом смысле наставить на путь.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Особое место занимает проблема наставничества в процессе профессионального обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Для системы образования определяющим фактором успешной социализации, получения профессии является необходимость обеспечения специальных образовательных условий, что особенно важно в отношении учеников с особыми образовательными потребностями.

Для детей с ОВЗ, инвалидностью характерен ряд затруднений, не позволяющих раскрыть их потенциал. Преодолеть эти затруднения позволяет наставничество, где в форме диалога на равных передаются социальный опыт, знания и умения, создаются условия для самореализации в социально значимой деятельности, а именно профессиональном обучении. Наставничество позволяет решить проблему профессионального самоопределения, адаптации к учебному процессу, достижения успешности.

В 2006 году создан Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки, основной целью которого являются реализация адаптированных основных программ профессионального обучения и создание специальных условий для получения профессии лицами с ОВЗ, инвалидностью.

Для успешной адаптации необходимы помощь и поддержка, активное включение их в жизнь учебного заведения. Педагогическая работа с обучающимися данной категории является частью жизнедеятельности коллектива, родителей на основе сотрудничества, где они становятся и партнерами, и помощниками. Специфика работы заключается в характере, содержании сопровождения, которое требует определенных специальных знаний. Инклюзивная образовательная среда в образовательной организации формируется командой педагогов, специалистов. В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов сопровождения, успешной адаптации на основе оценки состояния каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями и оценки динамики его развития. И именно здесь важен элемент наставничества.

В центре реализуется такая форма наставничества, как «мастер производственного обучения – ученик с ОВЗ или инвалидностью» с обозначением «рука в руку».

Цель такой формы наставничества – разработка комплекса мероприятий и формирующих их действий по организации взаимоотношений наставника и наставляемого, способствующих успешному формированию активной жизненной позиции, повышение социальной активности и успешности в процессе получения профессионального образования.

Задачи направлены на ребят с ОВЗ, инвалидностью:

  1. Преодоление коммуникативных барьеров во взаимодействии со сверстниками, преподавателями.
  2. Повышение уровня адаптации к новым условиям.
  3. Повышение уровня само­оценки и уверенности в себе.
  4. Развитие самостоятельности.
  5. Развитие учебной и профессиональной мотивации.

Специфика работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью предъявляет серьезные требования к личности наставника. Наставники должны быть подготовлены к работе с данной категорией, к сложным ситуациям взаимодействия как с самим обучающимся, так и с его окружением. Мастера, наставники, изучают характерологические и поведенческие характеристики лиц с ОВЗ, инвалидностью. Это позволяет сделать наставничество безопасным и максимально эффективным.

Данная форма наставничества особенно актуальна для ребят первого курса с ОВЗ, инвалидностью. На первом этапе, в сентябре – октябре, проводятся изучение особенностей учащихся данной категории, диагностика уровня адаптации обучающихся, склонностей, интересов и способностей, самооценки, а также коммуникативных и организаторских способностей.

Результатом работы на данном этапе становятся определение образовательных и социальных дефицитов первокурсников с ОВЗ, инвалидностью и определение актуальных направлений реализации наставничества.

На втором этапе, с ноября по апрель, происходят практическая деятельность в мастерской, которая направлена на формирование активной жизненной позиции, повышение социальной активности и успешности ребят с ОВЗ, инвалидностью в процессе получения профессионального образования в ЦСА и ПП, а также включение наставляемых в конкурсное движение «Абилимпикс» на региональном уровне для формирования эффективной профессиональной ориентации, мотивации к получению профессионального образования.

Взаимодействие обучающегося с ОВЗ и инвалидностью и мастера п/о, наставника помогает активизировать профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к самореализации.

При обучении используются следующие формы контактов наставника и наставляемого:

– прямое – непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в учебное время, но и в неформальной обстановке;

– открытое – двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого.

Учебный материал излагается с опорой на наглядность и многократное повторение. Трудовой процесс разбивается на простые операции, которые осваиваются постепенно от простого к сложному, и закрепляется в течение учебного года. Мастер п/о продумывает способы, чтобы отработка навыков была интересной и приводила к успешному результату.

Организовать наставническую деятельность рекомендуется при помощи следующих моделей взаимодействия: «Я расскажу, ты послушай», «Я покажу, ты посмотри», «Сделаем вместе», «Сделай сам, я подскажу», «Сделай сам, расскажи, что сделал». В ходе профессионального обучения в мастерских постоянно акцентируется внимание обучающихся на важности получаемых ими навыков. Воспитывается аккуратность, прививается культура производства. На личном примере мастера, наставника обозначаются все этапы будущей трудовой деятельности, приводятся примеры из профессионального опыта. Такое взаимодействие обучающегося и мастера можно считать отправной точкой реализации наставничества. В процессе наставничества важно заинтересовать наставляемого, ученика. Наставник готов передать опыт.

В период с мая по июнь проводится анализ работы за учебный год, оцениваются результативность, полученные знания, умения, профессиональные компетенции.

Таким образом, совместная деятельность наставника и наставляемого ускоряет процесс вхождения ребят с ОВЗ, инвалидностью в образовательную среду. Обучающийся чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе будущей профессии.

При реализации такой формы наставничества обеспечивается индивидуальное сопровождение обучающихся, у которых низкая мотивация к профессиональной деятельности, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения. Здесь на первый план ставится задача развивать у обучающихся способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции, то есть метакомпетенцию.

В этой системе отражена жизненная необходимость обучающегося получить поддержку опытного педагога – мастера п/о, наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Стремясь к внедрению качественных изменений в жизни молодого человека с ОВЗ и инвалидностью, мы считаем, что самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участникам образовательных отношений, понимать и принимать их потребности и в то же время быть готовым вести за собой.

Наставничество является одним их наиболее эффективных средств формирования социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей, приобретения профессиональных компетенций.

Светлана АНОХИНА, заведующая отделением Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки технологического колледжа №21

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте