В сентябре в нашу школу прибыл новый ученик. Зайдя в первый раз в наш класс, Данила смущенно поглядел по сторонам и пошел в конец класса к единственной свободной парте. Я хотел предложить ему сесть со мной, но почему-то промолчал.
В первый день присутствие Данилы осталось незамеченным. Учителя его не спрашивали, ученики игнорировали.
На переменке, когда все начали увлеченно болтать, новенький так и остался сидеть за партой. Он что-то сосредоточенно рисовал в тетради.
Я подошел к нему и подал руку: «Саша, будем знакомы!» «Данила», – сказал он просто, и улыбка расцвела на его лице. Одноклассники, до этого деловито не замечавшие его, тоже потянулись знакомиться: «Здорово, меня Вася зовут», «Привет, я Юля, а что ты рисуешь?» Данила, смущенный от внимания, открыл свою общую тетрадь на первой странице. «Круто!» – присвистнул кто-то из стоявших за его спиной. Действительно, рисовал он великолепно. Чего только не было в его тетради: готические соборы, замки, фантастические звездолеты, животные, автомобили, а еще несколько очень точных зарисовок учеников нашего класса (в числе портретов я с удивлением заметил свой).
Через несколько дней Данила стал всеобщим любимцем класса. Все ссоры утихали, когда он говорил тихим, спокойным голосом: «Успокойтесь, что вы как маленькие!» Оказалось, что он помимо рисования увлекается поэзией, учится в музыкальной школе. Про то, что он пишет стихи, я узнал случайно, когда однажды мы вместе шли после занятий домой. Кроссовки хлюпали, на голову сыпал очень мелкий, похожий на туман, холодный дождь. Погода не располагала к беседе, да и на душе было скверно. И вдруг Данила нарушил молчание небольшим стихотворением про осень. Я никогда не слышал это стихотворение и поэтому спросил о том, кто его автор. Данила посмотрел на меня с улыбкой и подмигнул: «Угадай с трех раз!» Я сразу воскликнул: «Ты настоящий поэт!»
Потом я узнал, что свои стихи Данила записывает в большую тетрадь с красивым парусником на обложке. Многие из его стихов я переписал и выучил наизусть. Они и сейчас со мной – простые, откровенные, добрые стихи.
Как-то вечером я лежал в постели и под мерный стук дождя, ударявшего в окна, размышлял: «А если бы я с ним никогда не встретился, а если бы я ему тогда не подал руки?» Незаметно возникла такая картина. Данила садится за последнюю парту и сидит там молча до конца уроков. Я хочу подойти к нему, но какое-то «но» мешает мне это сделать. Проходит день, два… Данила по-прежнему один, и никто с ним не общается. Если он поднимает руку, когда остальные не готовы, слышится недовольное: «Выскочка!», «Ботаник!» Такое обращение еще больше отдаляет его от остальных. Свою тетрадь с рисунками Данила прячет подальше от любопытных глаз, ведь рисунки – тоже повод для насмешки. Мальчишки и девчонки издеваются нам ним, потешаются над его привычкой смущаться без особых причин. Он становится хмурым, угрюмым изгоем…
На этом моменте мой сон обрывает трель будильника. И я радуюсь, что это был всего лишь сон.
Костя АРЗАМАСЦЕВ, ученик 11-го класса Петропавловской школы, Верхнеуральский район, Челябинская область
Комментарии