По предварительной оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июля 2007 года составила 142,0 миллиона человек и с начала года уменьшилась на 189,9 тысячи. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли… Увеличившийся миграционный прирост только на 38,2% компенсировал численные потери населения. (Данные Федеральной службы государственной статистики за прошедший год.) На сегодня в стране официально зарегистрированы около 1,65 миллиона трудовых мигрантов, еще около двух миллионов иностранцев трудятся нелегально.
Сегодня для России, переживающей экономический подъем на фоне демографического кризиса и значительного падения качества трудовых ресурсов, миграция становится одной из наиболее актуальных проблем. За последнее время в нашей стране произошел ряд позитивных изменений в политике и практике регулирования миграционных процессов. Однако эти изменения могут остаться нереализованными из-за несовершенства законодательства, недостаточной осведомленности и подготовленности работников государственных и бизнес-структур, неправительственных организаций, СМИ, из-за возникающих проблем ксенофобии и мигрантофобии.
В рамках программы фонда «Развитие межнациональных отношений и урегулирование проблем миграции в регионах России и СНГ» был реализован проект «Образовательная адаптация детей и молодежи – мигрантов». Проект был направлен на внедрение и распространение среди специалистов по работе с детьми и молодежью – мигрантами (учителя, специалисты системы повышения квалификации, психологи, представители служб профориентации и занятости) технологий адаптации детей из разных культур. Такие дети – особая группа. Они не только приносят с собой другие культурные традиции и привычки. Часто это дети со сложной судьбой, пережившие или войну, или резкий слом привычного уклада жизни, а порой и потерю близких. У них могут появиться такие проблемы, как тревожность, психосоматические расстройства, невротические реакции, агрессия. Им гораздо сложнее встроиться в новый социум, чем их сверстникам, проживающим на данной территории.
Проект включал в себя подготовку всех категорий специалистов, работающих с этой группой детей. Очень важным был комплексный подход к решению проблемы образовательной адаптации детей мигрантов. Были сформированы программы обучающих тренингов по адаптации детей и молодежи из семей мигрантов для специалистов по работе с детьми и молодежью – мигрантами в школе, центрах поддержки мигрантов и их семей, в системе профориентации. Над созданием всего пакета программ и нормативных материалов трудились крупнейшие федеральные и региональные эксперты. Например, пакет уникальных психологических тренингов был разработан группой под руководством доктора психологических наук Г.В.Солдатовой, одного из крупнейших специалистов в России по работе с мигрантами.
Всероссийский детский фотоконкурс «Мир, в котором нет чужих. Проблемы миграции глазами детей» стал частью данной работы, дав возможность увидеть проблему миграции и мигрантов глазами детей, чей взгляд свободен от множества предрассудков взрослого мира и открывает нам – взрослым новые смыслы и грани понимания.
Сегодня участники проекта, прошедшие обучение на семинарах, тренингах, мастер-классах, таких как, например, «Воспитание межнациональной толерантности, основанной на традициях и культуре Северного Кавказа», «Здоровый ребенок – здоровая нация. Особенности здорового потенциала в семьях-мигрантах», «Другой ребенок», «Преодоление конфликтов с использованием образовательной технологии «Дебаты» в работе с классами, в которых обучаются дети мигрантов», используют эти знания для своей работы.
В проекте участвовали специалисты Самарской области и Северной Осетии. Команда города Сочи, давно являющаяся ресурсом для всей страны в работе с детьми различных национальностей, в том числе с детьми из семей мигрантов, разработала в рамках проекта целостную модель по профориентации и интеграции таких детей. Сегодня претворяется в жизнь второй проект по данной проблематике в Республике Карелия. У всех в памяти события, которые произошли в Кондопоге. Этот проект дал возможность уже в конце августа 2007 года открыть Центр социально-культурной адаптации семей-мигрантов. Все это примеры того, как небольшая организация может помочь в решении важной государственной задачи, идя рука об руку со специалистами российских регионов.
Елена ГОЛОВКО, руководитель программы развития общего и начального/среднего профессионального образования ФНЕ
Комментарии