Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы в рамках реализации гранта Правительства Москвы при поддержке региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов» обучил по программе повышения квалификации «Технологии формирования лидерства» более 300 руководителей и педагогов столичных школ и колледжей.
Слушатели и преподаватели программы «Технологии формирования лидерства» на очной проектной сессии отметили, что основной целью обучения явилось развитие компетенций педагогических работников, необходимых для осуществления территориального лидерства в своих административных округах. Территориальное лидерство в контексте данной программы – это инициирование и реализация проектов, затрагивающих не только целевые группы школ и колледжей – учащихся и их родителей, но и промышленные предприятия, вузы, научные и культурные учреждения, спортивные организации, жителей округа в целом.
Проректор РУДН по дополнительному образованию Наталья Таранкова емко охарактеризовала значение и актуальность предложенной в программе общественно активной модели образования:
– Школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей социума. Развивая сообщество, школа активно развивается сама. Наибольший эффект от реализации программ развития наблюдается в тех образовательных организациях, руководители и педагоги которых максимально ориентируются не только на внутренние ресурсы, но и на возможности социального окружения. Проекты школ и колледжей в некоммерческом партнерстве с вузами, промышленными предприятиями, научными учреждениями, музеями, спортивными комплексами способствуют их позиционированию в качестве гражданских, образовательных, культурных центров своих округов. Территориальное лидерство не самоцель, а инструмент для развития образовательной организации, повышения качества образования и воспитания учащихся, их успешного профессионального самоопределения, привлечения сил и ресурсов местного сообщества для решения социально значимых вопросов.
Инновационным был и формат реализации программы «Технологии формирования лидерства». Пройдя очное обучение проектной работе, инструментам самопрезентации, эффективным публичным выступлениям, команды из 30 школ и колледжей приступили к разработке виртуальных карт своих административных округов, собрав и проанализировав информацию об их экономическом, социальном, образовательном и культурном развитии. Карты территорий стали способом визуализации как уже осуществленных в округах проектов, так и предложений слушателей программы.
Оттолкнувшись от проведенного анализа, участники сформулировали инициативы в сфере образования, экономики, социальной сферы, культурной и спортивной жизни своих округов на ближайшую и долгосрочную перспективы с опорой на лидерскую роль педагогических и ученических коллективов.
Завершающим этапом программы стали презентация виртуальных карт административных округов и защита проектов, которые высоко оценили эксперты из числа профессорско-преподавательского состава РУДН. Так, Вячеслав Катуев, педагог-организатор специальной (коррекционной) школы №1708, представил проект виртуальной карты Юго-Западного административного округа.
Актуальные и интересные инициативы слушателей касались максимально широкого вовлечения в образовательную практику культурно-исторического наследия территорий, углубления связей школ и колледжей с промышленными предприятиями, развития социального партнерства, реализации экологических программ и многого другого.
Значимой инициативой представляется участие коллективов школ и колледжей в профориентации не только своих выпускников, но и взрослых жителей города, оказавшихся в непростой жизненной ситуации. Для развития окружного туризма команды предложили создание интерактивных карт достопримечательностей округов, разработку вместе с музеями и туроператорами местных туристических маршрутов, обучение и привлечение учащихся в качестве экскурсоводов.
Яркими и содержательными были не только доклады слушателей, но и их отзывы по итогам обучения.
– Программа привлекла внимание своим содержанием и практико-ориентированным подходом, – отмечает заместитель директора по содержанию образования школы №1527 Марина Медведева. – «Технологии формирования лидерства» – это именно тот курс, который позволяет получить навыки для профессиональной деятельности и жизни в целом. Особый интерес вызвало обучение технологии самопрезентации, использованию инструментов формирования личного бренда. В ходе реализации программы проектные команды составляли карты московских территорий для выдвижения лидерских инициатив в своих округах. Лично для себя сделала много открытий, позволивших обозначить и вектор развития школы, и точки роста нашего округа/города в области образования. Полученные инструменты буду использовать для формирования личного бренда и лидерской позиции. Обучение по программе было общением единомышленников, экспертов в своей области.
– Так как наш проект получил высокую оценку экспертов, я надеюсь, что выдвинутые инициативы привлекут внимание Правительства Москвы, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе частной школы «Премьер» Анна Косырева. – Тема карьерного консультирования и профессионального развития различных слоев населения, которая была раскрыта в нашем проекте, сейчас является одной из самых востребованных. Частично инициативы, предложенные в проекте, мы с командой единомышленников и профессионалов начинаем реализовывать уже сейчас. В своей профессиональной деятельности я уже начала активно использовать навыки, которые были получены на тренинге по инструментам самопрезентации. Программа «Технологии формирования лидерства» – это действительно новаторский образовательный продукт. Оптимальное соотношение между теоретическим материалом, отработкой практических навыков, командной и индивидуальной работой дает высокий результат освоения образовательной программы. Хочется отметить не только методическое наполнение программы, но и замечательно подобранный коллектив педагогов, методистов и экспертов. Сочетание очных лекций и дистанционной работы позволяет удобно встроить занятия в повседневный рабочий график. Конечно, я бы посоветовала коллегам прийти на обучение по данной программе и все увидеть своими глазами.
Большой интерес и высокие оценки слушателей позволяют надеяться на дальнейшую успешную реализацию программы «Технологии формирования лидерства» на базе РУДН для педагогических работников Москвы и страны в целом.
Екатерина МОРОЗОВА, председатель региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов», кандидат педагогических наук
Комментарии