search
main
0

Ручная работа

Самый «ненужный» и такой важный предмет

Технология в современной школе – предмет, вокруг которого разворачиваются настоящие баталии. То ведутся споры о названии самого предмета, то предлагается внести серьезные коррективы в методику преподавания. Но обо всем по порядку.

Когда название школьного предмета «Труд» решили поменять на «Технологию», этим предполагалось подчеркнуть, что дети теперь будут работать не только механически, руками, но и «напрягут извилины», станут изучать теоретические основы машиностроения, легкой и текстильной промышленности, металло- и деревообработки, робототехники. Технологию сразу же разграничили: для мальчиков – технический (индустриальный) труд, для девочек – обслуживающий труд (в настоящее время предлагается название «Технология легкой промышленности»).

До сих пор ведутся споры о соотношении практического и теоретического материала в школьном курсе технологии. Еще Василий Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Однако сегодня его слова все чаще забываются, и предлагается «давать больше теоретических знаний», формируя у обучающихся «необходимые компетенции».

Так, выступая на Международной научно-практической конференции «Технологическое образование в условиях инновационного развития педагогики» в МПГУ в марте 2014 года, эксперт Национального фонда подготовки кадров доктор физико-математических наук, профессор Ефим Коган привел в качестве примера план кабинета технологии. Обработка конструкционных материалов и ткани не предусмотрена, большая часть работы выполняется на компьютерах. Все это способно значительно удешевить процесс преподавания технологии. В результате план Ефима Яковлевича был принят на ура! Многие школы отправили оборудование на металлолом, превратив традиционные кабинеты технологии в танцевальные и актовые залы для коммерческой деятельности. Преподавание действительно упростилось, ведь не нужно больше закупать и ремонтировать станки и швейные машинки, обновлять ручной инструмент, приобретать материалы. Более того, много новых школ было спроектировано с учетом преподавания информационных технологий по программе Когана (там изначально нет оснащенных помещений).

Большую часть времени учащиеся проводят за компьютерами, формируя вместо мелкой моторики тоннельный синдром. Практические навыки чаще всего отсутствуют. Во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии такие дети участия не принимают. Не имея возможности подержать, покрутить в руках и обработать различные материалы, будь то древесина, металл, пластик или ткань, ребята не имеют мотивации к практической и творческой деятельности. Замещение традиционных уроков технологии информационными технологиями привело к значительному падению трудовой культуры. Начали появляться целые поколения, для которых труд – непрестижное и неприятное, а порой даже позорное дело. Даже простые ремонтные работы вызывают затруднения. Приходится приглашать специалистов и тратить большие суммы денег из семейного бюджета.
Очень важно не только подготовить учеников к профессиональной деятельности, но и научить их любить свое дело, воспитать настоящих фанатов своей профессии. В условиях ограниченности ресурсов культура труда позволяет существенно сэкономить сырье. Сотрудник с высоким уровнем трудовой культуры может самостоятельно разобраться в своей профессиональной сфере и научить хитростям дела новичков. Таким образом, перед современной технологией встает непростая задача – необходимо воспитать не простого ремесленника, а мастера, способного легко передавать свои знания подмастерьям. Специалиста, который не просто работает, а служит своей профессии, будь то профессия врача, учителя, слесаря или столяра.

Попытка возврата к традиционным урокам технологии дается нелегко. Стоимость оснащенного кабинета может достигать нескольких миллионов, а эта сумма для многих школ просто недоступна. Для новых учебных заведений отсутствие больших помещений для мастерских не дает возможности правильно и безопасно организовать урок. Как результат многие школы официально вернули программу традиционных уроков технологии, а на деле перешли к чистописанию, когда обучающиеся монотонно из урока в урок занимаются только записью теоретического материала либо используют урочное время для уборки пришкольной территории.

Есть ли выход? Да. Например, специалисты международного авторского центра художественной резьбы по дереву «Татьянка» Анастасия Антропова и Шамиль Сасыков предложили программу «Уроки художественного ремесла», которая не требует дорогостоящего оборудования. Ее основная идея – сочетание резьбы по дереву, художественной лепки и изобразительного искусства для формирования пространственного и инженерно-технического мышления посредством воздействия на мелкую моторику.

Казалось бы, вот он – тот инструмент, который в контексте отсутствия материально-технической базы мог бы послужить идеальным подспорьем для развития обучающихся! Но пока программа не имеет достаточной освещенности в педагогической среде. Хотя для малокомплектных и сельских школ, не имеющих возможности закупки инструментального и станочного парка, это было бы идеальным вариантом.

С введением стандарта ФГОС, не подразумевающего гендерного деления класса, начали появляться новые УМК по технологии. Основные два направления заложили Евгений Глозман и Владимир Казакевич.

УМК Владимира Казакевича подразумевает изучение 11 направлений технологии без деления класса на две группы либо с равным делением без учета гендерного принципа. УМК сразу получил много негативных отзывов от учителей: количество теории значительно превосходило практику, а часть практических заданий оказались слишком сложными для школьников. Активное лоббирование данной концепции привело к тому, что УМК других авторов пропали из Федерального перечня учебников и были возвращены только в ноябре 2019 года.

Евгений Глозман совместно с Юрием Хотунцевым, Ольгой Кожиной и Еленой Кудаковой сохранили традиционность в своем УМК по технологии. Класс по-прежнему делится по гендерному признаку, но на определенное количество часов происходит обмен группами обучающихся между учителями. Таким образом, мальчики имеют возможность изучать основы пищевой и текстильной технологий, а девочки – основы работы с конструкционными материалами и их художественную обработку. Кроме того, обе группы знакомятся с перспективными технологиями и робототехникой, что обеспечивает реализацию требований ФГОС – обе группы имеют одинаковый объем знаний.

В 2019 году в России впервые прошел чемпионат WorldSkills, который выдвинул больше вопросов, чем ответов. Во многих компетенциях наши школьники и студенты уступили ребятам из других стран. Тогда вспомнили о необходимости качественного преподавания технологии в школе. И стали активно спорить, что же важнее: практика или теория?
В то время как многие методисты предлагают дополнительно нагружать учащихся теорией, мой личный педагогический опыт показывает: практические навыки важнее. Ребята, имеющие большой практический опыт работы руками, в сложной ситуации ориентируются гораздо лучше и даже методом проб и ошибок находят решение проблемы гораздо быстрее теоретиков.

Дистанционное обучение в период коронавирусной инфекции вскрыло еще одну проблему технологии – отсутствие инструментов для организации удаленного обучения школьников. Если русский язык, математика, физика, химия и другие предметы широко представлены на различных платформах, то технология везде отсутствует. Российская электронная школа, которая создавалась как инструмент дистанционного обучения, толковой информации по курсу технологии не содержит.

Говорят, что, если хочешь сделать хорошо, сделай сам. Я проанализировал все имеющиеся платформы дистанционного обучения и, не найдя нужных мне инструментов, остановил свой выбор на сервисе LearningApps.org, с помощью которого создал комплекс интерактивных упражнений. Мои ученики быстро включились в работу, проявили инициативу и даже собрали команду «тестировщиков». После разработки того или иного упражнения с ним работала специальная группа детей, которые сообщали мне о затруднениях при его выполнении. Затем все неточности и недочеты исправлялись, и упражнение публиковалось в общем доступе.

Работа с платформой показала высокие результаты, но такое обучение все равно нельзя назвать полноценным. Преподавание технологии сродни ремеслу, когда мастер напрямую общается с подмастерьями и передает им свои знания и умения, а общение через экран монитора не дает полного представления об усвоении практического материала.

Сегодня перед школой стоит и задача воспитания. Один из важных аспектов – воспитание культуры труда. Добросовестное выполнение задачи и бережное отношение к инструменту и оборудованию – залог успеха и профессионализма любого специалиста. Воспитывая культуру труда в современном школьнике, нельзя забывать о том, что каждая профессия и ремесленная деятельность имеют свою богатую историю. Постепенно в прошлое уходят профессиональные династии, упал престиж многих профессий. Как следствие, многие становятся специалистами поневоле, что не дает положительного результата.

Так удастся ли нам сохранить школьный предмет, который призван воспитывать культуру и эстетику труда? Сможем ли мы подготовить первоклассных специалистов и не только войти в Топ‑5 экономик мира, но и со временем занять в рейтинге ведущую позицию?

Михаил РАКИТИН, учитель технологии тверской школы №19, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте