«Федеральное агентство по образованию». Эта вывеска на здании по Люсиновской, 51, в июне 2004 года сменила прежнюю – «Министерство образования Российской Федерации». Агентство возглавил Григорий Балыхин. 14 февраля на расширенной коллегии Григорий Артемович держал ответ за первый полный календарный год работы своего ведомства.
Работы хватало всякой. Только документов из различных структур за 2005 год в адрес Рособразования поступило почти 25 тысяч, а в приемную агентства обратились 9949 граждан. На коллегии недостатка в посетителях ФАО также не наблюдалось. 400 директоров школ, учреждений НПО и СПО, ректоров вузов, руководителей органов управления образованием субъектов РФ собрались в зале. Сцену, как обычно, заполнил президиум: люди настолько хорошо известные образовательному сообществу, что таблички с именами можно было и не ставить – Андрей Фурсенко, Виктор Болотов, Елена Геворкян, Галина Меркулова, Николай Никандров, Людмила Вербицкая, Олег Смолин, Виктор Шудегов, Валентина Иванова. Но прежде чем слово получили члены коллегии, с докладом об итогах работы Рособразования и задачах на 2006 год выступил Григорий Балыхин.
Точные цифры
Зал слушал Григория Артемовича очень внимательно, потому как цифры и факты из доклада касались некоторых участников самым непосредственным образом. «Желтую карточку» получили ректоры, которые намеренно выстраивают нерациональную структуру управления. Есть вузы, где количество проректоров достигает 10-12 человек, тогда как во многих крупных и авторитетных высших учебных заведениях их число не превышает пяти человек. Всего же Рособразование насчитало 76 различных наименований проректорских должностей. «Нормальным такое явление признать нельзя, – сказал Григорий Балыхин и добавил: – Если положение не изменится, будут приняты меры».
Ректорского корпуса касались и претензии по качеству образования. В 2005 году после проверки выполнения государственного образовательного стандарта, лицензионных требований и нормативов 20 филиалов вузов Ставропольского края, Самарской и Тюменской областей были закрыты.
Подобные проверочные работы продолжит агентство и в 2006 году. А еще в планах анализ объемов подготовки кадров, спроса на специалистов с учетом демографической ситуации в конкретных регионах. Уже сейчас очевидно: демографическую яму «перепрыгнут» далеко не все учебные заведения. Ученики и абитуриенты становятся дефицитом. В 2005 году выпуск из 9-х классов сократился по сравнению с предыдущим годом на 12,3%, а из 11-х – на 4%. В 2010 году эти показатели снизятся до 35 и 42,2%. В связи с этими процессами контрольные цифры приема на 2006/2007 учебный год урежут почти на 11%.
Что и говорить, перспективы отнюдь не радужные. И хотя для директорско-ректорского корпуса информация о демографических сюрпризах не нова, помечая в своих блокнотах цифры из доклада, зал совсем притих. «Оживили» участников коллегии другие данные. «С 1 ноября 2006 года, – сообщил Григорий Артемович, – повысятся надбавки за ученую степень профессорско-преподавательскому составу и научным сотрудникам вузов и НИИ: докторам наук – с 1,5 до 7 тысяч рублей, кандидатам наук – с 900 рублей до 3 тысяч».
И все-таки безоблачная жизнь ректорам вузов в ближайшее время не грозит. Совместно с Рособразованием им срочно придется решать вопрос с выплатами налогов на землю и имущество. Григорий Артемович обещал всестороннюю поддержку тем руководителям, кто без проволочек представит в агентство необходимые документы. 8 миллиардов рублей Рособразование запланировало на компенсацию этих расходов. Нерасторопным налоги придется платить за счет «внебюджетки», а при ее отсутствии – за счет уменьшения бюджетных средств.
Подытоживая работу агентства, Григорий Балыхин сообщил, что в истекшем году Рособразование являлось государственным заказчиком по 16 программам в сфере образования и молодежной политики. К сожалению, выжили не все программы, ФЦП «Молодежь России» сохранить не удалось. «Однако, – подчеркнул он, – в 2006 году будет выделено 120 миллионов рублей на финансирование основных мероприятий по работе с молодежью».
Внимательно отнесся зал и к информации о бюджете Рособразования, который по сравнению с 2005 годом вырос на 47% и составил 132 миллиарда рублей. Радует, что в нем впервые предусмотрены расходы на оплату проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ближайшей перспективе агентству придется отвечать за свою работу не только в своем Отечестве, но и …в Китае. 2006-й назван в Поднебесной годом России, и ответственность за проведение там форума ректоров, выставки «Российские университеты в третьем тысячелетии», фестиваля студенческой молодежи, а также конкурса на лучшее знание русского языка возложена на Рособразование.
И все-таки основой деятельности агентства, по словам ее руководителя, в 2006 году станет работа по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Здесь уже действует соответствующий штаб. «Можно звонить, задавать вопросы», – сказал Григорий Артемович, обращаясь к залу. Однако вопросы откладывать никто не захотел. А от комментариев инициативы Президента России в своих выступлениях отказались буквально единицы.
Другая сторона
Первым вопросы начал задавать Виктор Шудегов, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. «Регионы хотят ясности, – сказал он, – с выплатой «северных», «уральских», других региональных коэффициентов и единого социального налога. Это самый «маленький» вопрос, который там сегодня задают». Участники коллегии одобрительно закивали. А информация об ошибках в расчетах бюджета по нацпроекту и вовсе всколыхнула обстановку в зале. «Скорее всего, – предположил Виктор Евграфович, – в ближайшее время Рособразованию придется заняться подсчетами классных руководителей и корректировкой бюджета по выплатам. 754-е постановление правительства о выплатах надбавок классным руководителям к зарплате со всеми коэффициентами вышло 30 декабря, когда федеральный и региональные бюджеты были уже приняты. На прошлом заседании Совета Федерации пришлось корректировать бюджеты Минздравсоцразвития и Фонда обязательного медицинского страхования по выплатам территориальных надбавок врачам общей практики, педиатрам, терапевтам и медсестрам, которые их обслуживают. Никто не ожидал, что сразу после объявления о выплатах количество врачей общей практики с 65 тысяч вырастет до 130. Думаю, что количество классных руководителей тоже может увеличиться…»
Единодушно поддержал зал и замечание о том, что по непонятным причинам из национального проекта выпала целая отрасль – начальное и среднее профобразование. «На ближайшем заседании Госсовета надо поднимать эту проблему, – подытожил Виктор Евграфович. – Не думаю, что нацпроект – догма, которую нельзя менять».
Валентина Иванова, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, в своем выступлении добавила к списку оказавшихся за бортом проекта коррекционные школы и дополнительное образование. А председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова вновь подняла тему о том, что средства, выделенные на реализацию национального проекта, явно недостаточны. В регионах осознание этого обстоятельства обернулось разочарованием. «Социальную напряженность добавляет и то обстоятельство, – добавила Галина Ивановна, – что сегодня нет ни одного утвержденного федерального документа, который бы определял реализацию каждой из программ национального проекта».
Только когда на трибуну поднялся министр образования и науки Андрей Фурсенко, зал вспомнил об основной теме коллегии. Правда, и сам Андрей Александрович, поблагодарив сотрудников Федерального агентства по образованию за хорошую работу, вернулся к захватившей всех тематике. «Мне бы не хотелось, чтобы все проблемы образования сводились к реализации национального проекта, – сказал он. – Его задачи все-таки не сравнимы с тем, что делается в образовании в целом».
Под занавес министр добавил участникам коллегии пищи для размышления. Демографический кризис превратит реструктуризацию сети образовательных учреждений в насущную необходимость. К этому надо быть готовыми всем. Прежде всего Минобрнауки и ФАО, где должны заранее подумать о гибкой переподготовке кадров. Министр отметил, что «повышать качество работы на каждый выделенный рубль» придется всем, кто так или иначе задействован в реализации национального проекта. Кроме того, «регионам придется научиться брать на себя ответственность за собственные решения и эффективно использовать существенно большие ресурсы».
Фото автора
NB!
В Федеральном агентстве по образованию действует штаб по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Работает «горячая» телефонная линия: (495) 237-80-13, факс (495) 237-91-63
Комментарии