Очередной, восьмой слет участников и победителей конкурса “Учитель года России” в Сургутской высшей гимназии-лаборатории Салахова прошел в непривычном формате. Учителя не только делились опытом – показывали уроки и мастер-классы, но и выполняли задание министра образования России – обсуждали реформу отметки. “Вводную” к дискуссии министр дал лично еще в Москве, в первый день работы слета.
Владимир Филиппов напомнил, что у нас в школе до сих пор актуальна формула: “три” пишем, “два” в уме. Учитель ставит тройку, чтобы ребенок не стал второгодником. Вторая проблема связана с качеством учебного процесса. Министерство образования начало с содержания – разработки стандартов. Работает над вопросом подготовки учителей в вузах. Теперь надо подумать о системе оценивания.
“Оценивая ученика, мы идем “сверху”. Нет ошибок – пятерка. Одна ошибка – отметка снижается на балл. Две ошибки – на два балла. И так далее. А нужно идти снизу вверх, ставить отметку за то, что ребенок знает”, – считает Владимир Филиппов. Напутствуя педагогов, министр образования сделал вывод: “Главное, чтобы мы рассуждали не с точки зрения удобства для учителей, а с точки зрения удобства для ребенка”.
С тех пор как в XVI веке в иезуитских колледжах ввели оценку, страсти вокруг нее не утихают. Между прочим, в этом году мы отмечаем своеобразный юбилей – 165 лет пятибалльной системе оценивания в России. Как только не пытались реформировать отметку: предлагали различные варианты модернизации балльной системы, пытались внедрить рейтинговую систему, разрабатывали принципы школьного портфолио… Где же истина? Каждая страна видит ее по-своему.
Учитель года России-2002 Игорь СМИРНОВ рассказал, что в Германии, например, шестибалльная система. Чтобы получить “очень хорошо”, нужно показать свою оригинальность и полную самостоятельность в решении вопросов. В Австрии система пятибалльная, причем существует она на двух уровнях – с высоким и низким уровнем требований.
А учитель года России-2001 Алексей КРЫЛОВ резюмировал предложения, которые уже высказали в ходе обсуждения реформы отметки участники межрегионального клуба “Учитель года”. Несколько принципиальных рассуждений. Во-первых, достичь максимального результата можно только в ситуации успеха. Возможно ли это, если ученик получает “единицу”? Во-вторых, на сегодня у пятерки, как и у остальных отметок, разная цена, в зависимости от типа учебного заведения – лицей, гимназия, общеобразовательная школа. В-третьих, часто учитель, выставляя отметку, говорит: “Ставлю тебе твердую тройку… четверку с минусом… ты чуть-чуть не дотянул до пятерки…” Что такое “чуть-чуть”? По всей видимости, необходим другой измерительный инструмент. Но есть опасность, что, расширив шкалу, мы все равно не достигнем объективности.
Реформа отметки возможна. Она уже идет во многих школах. Самый известный эксперимент был начат в 1958 году и продолжается до сих пор. Его автор – почетный академик РАО, руководитель лаборатории гуманной педагогики при МГПУ Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ. Он полностью отказался от отметок в начальных классах. Дети Амонашвили написали ненавистные цифры на листке бумаги и сожгли. “Каждый из нас, находясь в школе, получил 2000 с лишним отметок. А сколько стрессов – вызовут, не вызовут? Отметка стала способом силового давления на ребенка. Это не дидактический инструмент”, – убежден Шалва Александрович.
На слете баталии вокруг отметки достигли апогея. Чем закончилась дискуссия, читайте в следующем номере в специальном репортаже из Сургута.
Оксана РОДИОНОВА
P.S.
Кстати, на расширенном заседании межрегионального клуба “Учитель года” участники слета могли воочию убедиться, как оценка влияет на человеческую судьбу. В фойе Министерства образования работала экспозиция музея “Столичная школа”, на которой были представлены ведомости годовых, экзаменационных, итоговых оценок, табели, грамоты, характеристики знаменитых людей – политиков, актеров, поэтов, писателей. Документы свидетельствуют: министр образования Владимир Филиппов закончил школу с серебряной медалью, певец Филипп Киркоров – с золотой, а режиссер Андрей Тарковский был троечником.
Комментарии