В рамках Года педагога и наставника о том, как взрастить будущих профессионалов личным опытом и художественном словом, «Учительской газете» рассказал заместитель президента Гильдии российских адвокатов, главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», лауреат Национальной премии в области адвокатуры в номинации «Золотое перо» Рубен Маркарьян.
– Рубен Валерьевич, вы стали наставником за несколько лет до того, как эта категория и квалификационные требования к ней были введены Министерством просвещения РФ. Как вы сами для себя сформулировали цели и особенности труда педагога-наставника?
– В самом начале я определил их так: передавать не только азы профессии, но и увлеченность ею. Педагог действует в традиционной образовательной модели «учитель – знания – ученик», как педагог-наставник я выхожу за нее, становлюсь опытным другом, советчиком, мотиватором. В этом смысле я безмерно благодарен директору московской школы №1409 Ирине Ильичевой, обладающей уникальным профессиональным чутьем, за то, что она разрешает в рамках государственного образовательного стандарта расширить эти рамки. Симбиоз увлеченности и неформальности дает результаты. Помните высказывание Плутарха: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Три года назад в юридическом профиле школы были пять человек, а потом произошло своего рода заражение профессией, и теперь у нас будущих юристов на порядок больше.
– С российской столицей все более или менее понятно. А как, на ваш взгляд, нужно преподавать обществознание и азы юриспруденции в образовательных организациях других субъектов?
– На мой взгляд, делать это нужно, исходя из того, что именно ученики старших классов восприимчивы к справедливости и несправедливости больше всего в силу переходного возраста. Они гораздо острее чувствуют, что такое хорошо и что такое плохо, чем уже взрослые студенты вузов или, наоборот, ученики младших классов. Поэтому, думаю, упор в выпускных классах нужно делать на общие вопросы справедливости, в том числе на базе истории религий и основ философии. В вузах будущие юристы будут изучать более прикладные предметы, и если в школе не усвоить категорический императив Канта, например, на понимаемых примерах, то в университете легко увлечься ремеслом вместо высокого искусства юриспруденции.
– Кто ваши ученики в названной школе, все ли они становятся юристами?
– Участники юридического профиля – ученики 10‑11‑х классов, а с этого года наш отряд пополнился пятиклассниками. Ребята углубленно изучают основные гуманитарные предметы, встречаются с наставниками, активно принимают участие в конкурсах и олимпиадах. С особой гордостью могу сказать, что там они традиционно показывают высокие результаты. Ученики профиля – постоянные участники и призеры Кутафинской олимпиады школьников по праву. Один из них – Марк Лапин, обладатель диплома 2‑й степени олимпиады «Высшая проба» по праву, победитель нескольких научно-практических столов Следственного комитета и Прокуратуры РФ. Выпускники юридического профиля входят в Совет молодых юристов МО АЮР в Арбитражном суде города Москвы, преподают в Школе права МГУ, являются организаторами Всероссийского конгресса руководителей предприятий ОПК, реализуют навыки по другим направлениям.
Важно при этом понимать, что, даже если ребята не станут профессиональными юристами, гуманитарная закалка поможет реализоваться на другом поприще: стать поэтом, как юрист Гете, или писателем, как правоведы Лев Толстой, Жюль Верн или Шарль Перро, или художником, как юристы Матисс, Рерих или Врубель. Я всегда повторяю, что юрист не ремесло, а творческая профессия.
– Отсюда вопрос: зачем вам, известному практикующему адвокату, еще и писательская стезя? На днях вышла уже третья ваша книга в жанре адвокатский детектив – «Копье судьбы». О чем она и для кого?
– Любовь к чтению привила моя бабушка – учитель русского языка и литературы, а направление собственного творчества указала профессия адвоката – увиденным за многолетнюю практику историям и образам в какой-то момент потребовалось придать форму и смысл. Так появился первый детективный роман «Ключевая фраза» о приключениях адвоката Артема Каховского. За ним второй – «Кортик фон Шираха». В «Ключевой фразе» главный герой становится хранителем библейского артефакта, дающего власть над правосудием, для чего ему пришлось переместиться в 1907 год. В «Кортике фон Шираха» адвокат Каховский предотвратил возрождение нацистского общества, историю которого мне пришлось начать «исследовать» еще из Берлина 1936 года.
Третья книга – «Копье судьбы», которую выпустило издательство «Яуза», – это конспирологический детектив, тоже с элементами религиозного триллера. По сюжету средневековое немецкое тайное общество вольных судей в наши дни охотится за святым копьем (копьем Лонгина), чтобы использовать символ веры для прикрытия мирового заговора. Им противостоят два главных героя – уже известный читателю адвокат Каховский и монастырский священник. Им приходится расшифровывать сложные шифры, сталкиваться с необъяснимым, рисковать жизнью и уходить от погонь. Роман придется по вкусу не только любителям исторической литературы и мистики, но и ценителям экшена. Что приятно, книга уже переводится на другие языки, заключены соглашения об издании ее и за рубежом.
– Чему учит роман? Это ведь не просто очередная книга из серии «Исторические приключения», как вы говорите, экшен с погонями и тайнами а-ля «Код да Винчи»?
– Тому, что в вечном противостоянии добра и зла важно сделать правильный выбор, на чьей ты стороне. Что, как бы ни был велик соблазн, надо держаться законов – божьих и человеческих. Защищая божьи творения и замысел, мы защищаем Бога. Кстати, ученикам юридического профиля я тоже рассказываю, что юриспруденция – это не про правовые закорючки, а про людей – их жизнь, свободу, духовные, семейные и материальные ценности. И только собственные нравственные мерила и увлеченность позволяют юристу подняться над уровнем законности, на ступень, которая называется «справедливость».
Вера ТРЕТЬЯКОВА
Комментарии