search
main
0

Рубцовские кадетские

Кадетские школы и школы-интернаты, а также кадетские классы в общеобразовательных учебных заведениях созданы во многих регионах России. Есть они и в Алтайском крае. Наш рассказ о Рубцовских кадетских классах общеобразовательной средней школы № 2, которой за успехи в патриотической и поисковой работе в 1983 г. было присвоено имя Героя Советского Союза Матвея Степановича БАТРАКОВА.

Первый кадетский класс появился в Рубцовской школе № 2 в 2002 г. Сегодня 23 первых его выпускника успешно адаптировались во взрослой жизни. Трое из них – Евгений Винк, Роман Яворский, Артем Шишаев – выбрали профессию с воинским служением Отечеству, 15 поступили в гражданские вузы.

А началось все с того, что по инициативе директора школы Натальи Прокопович комитет по образованию города Рубцовска дал разрешение на организацию кадетского класса. Затем на долгих совещаниях с педагогическим коллективом школы разрабатывали тактику организации нового дела, спорили о том, какой класс набрать первым. В итоге было принято решение о наборе десятиклассников. Выбор этот был обусловлен тем, что у юношей уже сформировались жизненные ориентиры, связанные с их предстоящей взрослой жизнью. И, как показало время, педагоги в выборе не ошиблись.

С первым набором кадетского класса в школе было все впервые. Первые обязательные осенние сборы, после которых новобранцы впервые в истории школы приняли кадетскую клятву. Ребята торжественно обещали добросовестно относиться к учебе, труду, уважать товарищей, дорожить честью школы, быть здоровыми, сильными, смелыми, высоко нести честь и звание кадета.

Особенность кадетского класса заключалась в том, что кроме общеобразовательных предметов ребята в послеобеденное время изучали дополнительные дисциплины – рукопашный бой, шахматы, этику, хореографию, топографию и другие. А кроме привычных в обычной школе уроков труда кадетам преподают не совсем обычный предмет «Военная технология». На таких занятиях опытный преподаватель капитан Сергей Заболкин рассказывает кадетам о строгой уставной армейской жизни, особенностях меткой стрельбы, показывает необходимые воспитанникам строевые приемы.

За успешным первым набором кадет последовал второй – еще два класса 9-й и 10-й. С ними уже было проще работать, так как был накоплен первый опыт, да и ребята из первого кадетского набора стали отличными помощниками педагогов.

Под руководством администрации школы кадеты-новобранцы быстро находили свое место в школьном коллективе и в кадетском строю. Ребята учились правильно обращаться к учителям, старшим по званию, у них проявлялись таланты и ранее скрытые личные качества. Например, у Василия Кобзева оказались прекрасные вокальные данные, у Александра Шапорева проявились лидерские качества.

В сентябре 2005-го в школе появились еще 6 классов – 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 9-й и 10-й. Всего их стало девять. В связи с этим классы разделили на две роты, которыми руководят Сергей Заболкин и Игорь Подгорных.

Директор школы Наталья Прокопович вынашивает задумки увеличить кадетские классы. Для этого необходимо решить вопросы со ставками для специалистов, занимающихся кадетским воспитанием и образованием.

Замечу, что работа по набору юношей в кадетские классы начинается задолго до 1 сентября. Еще в январе администрация школы дает объявления в местные газеты о предстоящем наборе на очередной учебный год. Затем директор школы проводит собеседование с родителями. Это необходимо в связи с тем, что на родителей возлагается обязанность обеспечить своего ребенка форменной одеждой, оплатить ежедневное одноразовое питание. Кроме того родители финансируют полевые выходы, экскурсии и плановые загородные поездки. Все эти обязанности предусмотрены в договоре об оказании платных дополнительных образовательных услуг. Только после решения этих вопросов на собеседование приглашается ребенок, который сам должен изъявить желание стать кадетом.

Среди воспитанников кадетских классов очень много ребят, которые продолжают семейные традиции своих родственников-военнослужащих. Например, у Евгения Левицкого два брата – воины-контрактники: сержант Вадим Левицкий уже два года служит в Чеченской Республике, а ефрейтор Андрей Левицкий – в Рубцовске. У кадета Евгения Патракова мама и папа военнослужащие. Майор Виталий Патраков, начиная с 1994 года, уже шесть раз побывал в Чеченской Республике, а сейчас служит начальником инженерной службы части. Отец Алексея Горяинова старший прапорщик Сергей Горяинов в настоящее время находится в командировке в Чеченской Республике.

И среди педагогов есть представители военных семей. Так, муж воспитателя

8-го взвода Татьяны Егоренковой – офицер, а сын Антон – курсант 2-го курса военного училища.

Воспитательная и учебная работа с кадетами не лишена трудностей. Самое большое наказание для них – перевод кадета в так называемые «гражданские» классы, которые тоже есть в стенах школы. И такие случаи были. Василий Даровских и Денис Ескин были отчислены из кадетских классов и переведены в «гражданские». Эта крайняя мера применяется не сразу, сначала с нарушителем кадетской и учебной дисциплины проводится серьезная воспитательная работа. Используется и такая воспитательная мера, как приглашение нарушителя на совет командиров, на заседаниях которого, как правило, присутствуют представители администрации школы, офицеры, кадетские командиры, приглашаются родители.

Недавно на совете держали ответ кадеты Дмитрий Клюкин и Денис Шинкарев. И эта воспитательная мера дала положительные результаты. Теперь провинившиеся стараются учиться и вести себя так, чтобы избегать замечаний педагогов, стараются не подводить своих товарищей.

Справедливости ради заметим, что нарушения дисциплины в кадетских классах в основном – исключения из правил. Ребята, зачисленные в них, становятся серьезнее, ответственнее, стремятся быть дисциплинированными, опрятными, хорошо учатся. Так, кадет Алексей Селиванов в школе, где раньше учился, считался отрицательным лидером, а в кадетском коллективе стал дисциплинированным, исполнительным. Роман Пастухов был «трудным» подростком, а в кадетском классе стал значительно лучше учиться. У Романа Савина были три тройки. Он избавился от посредственных оценок, стал ударником. И таких примеров можно привести не один десяток. Преподаватели-предметники отмечают, что дисциплина и успеваемость в кадетских классах лучше, чем в аналогичных «гражданских».

Символом кадетских будней стал специально написанный Юрием Лазаревым «Кадетский марш», в котором есть такие слова:

«Пока еще мы ходим в школьный класс, Учеба – наша главная работа, Но есть мечта у каждого из нас – Стать офицером армии и флота».

Директор школы Наталья Прокопович считает, что главная задача кадетских классов – воспитать юных граждан, которые искренне любят наше Отечество, помнят и чтят его историю, готовы честно и добросовестно служить ему на военном и гражданском поприще. Формированию этих качеств гражданина и патриота России служит система патриотического воспитания, сложившаяся в кадетских классах. Мероприятий такого рода в школе проходит множество. Среди них есть и свои «фирменные». Это ежегодная игра-викторина «Умники и умницы», приуроченная к дню рождению Героя Советского Союза М.С. Батракова, имя которого носит школа. Вопросы викторины позволяют участникам и болельщикам вспомнить основные вехи жизненного пути генерал-майора Батракова и освежить в памяти боевой путь 21-го гвардейского полка, которым он командовал. По сложившейся традиции имена победителей ежегодной викторины заносятся в книгу рекордов школы, которая хранится в школьном музее. Большая часть экспонатов его посвящена жизни и деятельности Героя Советского Союза и боевому пути 21-го гвардейского полка.

Когда набирали первый кадетский класс, у педагогов школы было ощущение, что этот росток нового дела подобен молодому саженцу. Над ним, пока еще слабеньким, с усиленным вниманием хлопотали преподаватели и наставники, и саженец превратился в крепенький молодой дубок, укоренился на благодатной школьной почве и теперь самостоятельно тянется вверх. Верится, что вырастет из него дело, подобное крепкому, стройному и красивому дереву с богатой кроной – традициями и славными урожаями отрадных педагогических плодов.

Сбыться этой мечте помогает крепкая дружба с дислоцированной неподалеку воинской частью. Ее командир Вадим Юрин и весь воинский коллектив оказывают огромную помощь педагогам в работе с кадетами.

В школу приходят добрые письма от бывших выпускников, которые начинаются такими словами:

«Здравствуйте, милые и любимые учителя! Наталья Николаевна, Лера Леонидовна, Татьяна Владимировна, Екатерина Михайловна… Пока есть такие учителя, как вы, родители могут не бояться за своих детей, зная, что они получат самое лучшее образование и воспитание».

«Здравствуйте, многоуважаемый учительский коллектив моей родной школы № 2… Хотел бы от всей души поблагодарить весь учительский коллектив за то, что сумели научить меня нерадивого… Наталья Николаевна, мне очень интересно знать, как осуществляются планы по введению кадетского класса. Есть он или нет? Хотя, на мой взгляд, его не может не быть, потому что у такого директора, как вы, все задуманное осуществляется».

Кадет Егор КОЗЕЕВ, Александр ИНИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте