От закрытия школу в селе Сенном Брянской области спасли приемные родители. Ими стали четыре учительницы. Идею подала завуч Надежда Сячина. Они с мужем давно задумались об этом, когда две родные дочери выросли и уехали в город. Сначала взяли одного, а через два года появился другой, потом еще трое братьев, нельзя было их разлучать.
Сегодня трое детей уже из приемной семьи Сячиных окончили школу, а родители вновь мечтают о пополнении. «Нравится воспитывать мальчишек», – смеется Надежда Пантелеевна. А если серьезно, то ее примеру последовали не только четверо коллег. Наталья Сулина, тогда еще директор школы, усыновила двоих братьев. Сегодня Наталья Владимировна работает завучем и признается, что сыновья вдохновляют ее, есть к кому спешить домой после работы. Дочь выросла, уехала из дома. Сегодня в Сенновской школе 27 учеников, из них 12 – приемные дети, а таковых было недавно двадцать. За восемь лет многие уже выросли, окончили школу. И вслед за учителями стали приемными родителями другие сельчане. Одна женщина, вырастив своих шестерых, подарила материнское тепло еще шестерым, которые стали не нужны родным горе-родителям. Наша газета писала о замечательных мамах-учителях в одном из своих материалов. И тем более приятно было встретиться с героями очерка на круглом столе, который проходил под руководством Валентины Николаевны Ивановой, председателя ВПС, профессора, ректора Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г.Разумовского. И хотя атмосфера царила праздничная, как-никак новогодние дни, но говорили присутствовавшие не только о радостях, но и о проблемах. Надежда Сячина сегодня возглавляет Российскую ассоциацию педагогов, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе легче отстаивать свои права и решать проблемы. Ведь число учителей, решившихся взять на воспитание чужих детей, растет с каждым днем. В чувашском селе Игорвары учениками сельской школы стали тринадцать детей, у которых мамы и папы учителя. В администрации Цивильского района сначала недоверчиво отнеслись к массовому благородному порыву педагогов: мол, хватит ли у занятых работой учителей времени и сил на воспитание приемных детей? А практика показала, что на любовь и доброту лимита нет. В Иванковской школе, что в Каргатском районе Новосибирской области, завуч Людмила Завардина, имея своих двоих сыновей, взяла с мужем на воспитание еще четверых мальчишек. А ее коллега, учительница русского языка, прибыв в детский дом за дочуркой, ушла домой с двумя детьми. Семилетняя девочка наотрез отказалась идти в новую семью без своего брата. «Так хорошо получилось, – радуется теперь мама. – С двумя даже легче управляться, живем дружно». О таких добрых примерах можно рассказывать долго. Хочется всем приемным родителям-учителям поклониться низко в пояс за их доброту и терпение, точнее и лучше слов благодарности, что сказала на круглом столе его ведущая Валентина Николаевна Иванова, не найдешь.Чего греха таить, к приемным родителям отношение в обществе неоднозначное. Их нередко упрекают в корысти, ведь за сирот государство платит деньги, и считается, что немалые. Что ответить таким доброхотам? А вы попробуйте сами сделать такой шаг! И тогда заговорите по-другому, это уж точно. Легко ли воспитывать детей, которые приходят в семью с целым возом проблем?! А что касается пособий, то это тоже непростая тема по многим причинам. Одна из них – их размер. Так, пособие на приемного ребенка в Брянской области составляет 5200 рублей, в Тверской – 2500, в столице – 15 тысяч. При таких разных цифрах, естественно, возникает недоумение, чем же одни дети отличаются от других? И об этом с болью говорили участники круглого стола. По-разному решаются также вопросы выдачи денег на приобретение мебели. Как правило, эта сумма выделяется как единовременное пособие. Светлана Губанова из Владимира, возглавляющая объединение приемных родителей «Дорогою добра», рассказала, что им с трудом, но удалось добиться, чтобы пособие на мебель увеличили до шести тысяч и выдавали раз в пять лет.Почти все приемные родители сталкиваются с проблемой жилья, когда взрослые сыновья и дочери покидают семью. Да, по закону за их воспитанниками закреплены квадратные метры, но зачастую жить на них невозможно по разным причинам – это может быть часть дома или квартиры, в которых проживают какие-либо родственники, как правило, ведущие не самый лучший образ жизни. И получается, что юноша или девушка должны вернуться в те же условия, от которых их спасли приемные родители. Надежда Сячина справедливо поинтересовалась, почему заниматься решением жилищного вопроса должны только приемные родители. А как им быть, если они взяли на воспитание ребенка, у которого формально жилье находится, к примеру, в Украине? Так что на пути приемных родителей кроме роз немало и шипов. Также Надежда Пантелеевна недоумевает, почему приемные родители, уже воспитав несколько детей, на каждого нового ребенка должны обязательно собирать снова те же многочисленные справки, к примеру, опять доказывать, что не имеют задолженности за свет, за воду и т. д. К тому же им обязательно нужно в школе приемных родителей пройти 70-часовые курсы. А от села Сенного до Комарич, где организована эта учеба, ни много ни мало 45 километров. В Комаричи прямого автобуса нет. Нужно ехать в районный центр Севск и уже оттуда до нужного пункта.Елена Анатольевна Лукьянова, преподаватель вуза, из Мичуринска в Москву прибыла вместе с тремя очаровательными спутниками – Алиной, Машей и Артемом. На все досужие вопросы о непохожести с детьми она привыкла отвечать: «Все дети мои, только родились у другой мамы». В столице запланировали после круглого стола побывать обязательно в театре на новогоднем представлении. По этому поводу привезли праздничные наряды. О проблемах Елена Анатольевна говорить не любит, больше ей нравится рассказывать о характерах и способностях рассудительного сына и очаровательных дочурок. Но когда в их семье появились сразу трое детей-дошкольников, мама, естественно, попросила отпуск. В институте Елене Анатольевне отказали – заменить некем. И приходилось поначалу трудно, муж тоже работает, няню нанять нет средств, и детей одних не оставишь.Настало время принять на федеральном уровне закон о патронате, в котором четко были бы обозначены все гарантии приемным семьям, к такому выводу пришли участники круглого стола.
Комментарии