Наша газета продолжает публикацию материалов, относящихся к эксперименту по единому государственному экзамену. В предыдущем выпуске “Из первых рук” (“УГ” N 15) были напечатаны примерные варианты экзаменационной работы. К сожалению, как нам стало известно, апробация представленных тестов не проводилась, что, разумеется, не будет способствовать и качеству экзаменационных материалов. Кроме того, проставление отметок по 5- балльной шкале по результатам ЕГЭ основано лишь на экспертных рекомендациях. Следовательно, резкое изменение правил оценивания возможно сразу после проведения экзамена.
Публикуемые нормативные материалы подготовлены Центром тестирования Минобразования России. Именно эта структура отвечает за организационно-техническое обеспечение ЕГЭ. Полностью нормативные материалы (включая бланки отчетности и схемы нумерации) будут опубликованы в ближайшем выпуске методического приложения к “УГ” “Сто друзей”.
Порядок организационно-технологического обеспечения единого государственного экзамена в 2001 г.
Порядок предназначен для использования органами управления образованием (далее – ОУО) Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) регионального и муниципального уровней, организаторами проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в субъектах Федерации, принимающих участие в эксперименте по проведению ЕГЭ.
Порядок определяет действия непосредственных исполнителей при подготовке и проведении ЕГЭ.
1. Подготовительный период
1.1. Для систематизации и учета информации, получаемой при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), создается унифицированная система кодировки регионов, районов, населенных пунктов и общеобразовательных учреждений.
1.2. При проведении ЕГЭ принимается нумерация регионов России, принятая в Центре тестирования Минобразования России (см. форму 1Р) (аналогично нумерации в ГИБДД России).
1.3. Орган управления образованием (ОУО) субъекта Федерации осуществляет кодировку районов центра субъекта Федерации, центров районов и городов областного подчинения в соответствии с административно-территориальным делением региона (см. форму 2Р). Для нумерации каждого из вышеперечисленных объектов используется двузначное число. Например, 01; 25 и т.д.
Каждый населенный пункт внутри района также нумеруется двузначным числом.
1.4. Кодировка предметов, по которым проводится ЕГЭ, соответствует кодировке предметов, принятой в Центре тестирования Минобразования России (см. форму 3Р).
1.5. Определяется количество выпускников в каждой школе, районе, регионе.
1.6. Определяется число выпускников (в школе, районе, регионе), желающих принять участие в ЕГЭ по конкретному предмету. Устанавливаются сроки окончательного решения выпускника об участии в ЕГЭ по конкретному предмету.
1.7. Центр тестирования предоставляет органам управления образованием пилотных регионов программную оболочку, в которую заносится информация об участниках ЕГЭ. ОУО региона организует работу по заполнению представленной оболочки информацией о выпускниках – участниках ЕГЭ (Ф.И.О., класс, школа, район, регион, заявленные предметы).
Формы таблиц учета прилагаются.
1.8. ОУО субъекта Федерации получает в мае 2001 г. из Центра тестирования плакаты (формата А1), в которых указано расписание ЕГЭ, Правила участия в ЕГЭ, бланки ответов и другая необходимая информация. ОУО обеспечивает доставку указанных плакатов в каждое общеобразовательное учреждение региона в количестве, достаточном для комплектации всех выпускных классов и мест постоянного скопления учащихся.
1.9. ОУО получает из Центра тестирования пропуска для всех участников ЕГЭ, на которых
изображен бланк ответов;
указаны Правила участия в ЕГЭ;
дата и время проведения ЕГЭ;
название предмета, по которому будет сдаваться ЕГЭ;
название и адрес учреждения (пункта проведения ЕГЭ), в котором выпускник будет сдавать ЕГЭ;
способ доставки выпускника к назначенному учреждению.
1.10. Пропуска выдаются учащимся под роспись в соответствующем журнале.
1.11. Указание конкретной информации в пропусках обеспечивает ОУО субъектов Федерации, участвующих в эксперименте.
1.12. ОУО определяет транспортные схемы по доставке учащихся в пункты проведения ЕГЭ. При этом в случаях, если время пребывания выпускника в пути от его образовательного учреждения до пункта сдачи ЕГЭ составляет более одного часа, ОУО обеспечивает бесплатную доставку выпускников специально выделенным транспортом. Транспортирование выпускников должно проводиться в соответствии с Правилами безопасной перевозки учащихся.
2. Пункты проведения ЕГЭ
2.1. ОУО устанавливает для каждого общеобразовательного учреждения пункты проведения ЕГЭ, в которые должны будут явиться соответствующие выпускники.
2.2. Пункты проведения ЕГЭ должны иметь специально оборудованные помещения, в которых будет проводиться ЕГЭ.
Основные требования к пунктам проведения ЕГЭ заключаются в следующем:
близость к местам проживания выпускников;
хорошее материальное состояние помещений;
наличие достаточного количества посадочных мест (аудиторий);
соответствие всех помещений необходимым санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям противопожарной безопасности, предъявляемым к помещениям, предназначенным для использования большим количеством обучающихся.
2.3. Необходимое количество пунктов проведения ЕГЭ определяется исходя из общей численности выпускников в регионе и вместимости намеченных пунктов проведения ЕГЭ. На основании этого определяется суммарное количество используемых аудиторий и этажей.
2.4. В каждом населенном пункте целесообразно иметь резервный пункт проведения ЕГЭ примерно такой же вместимости, как и основной пункт проведения. Резервный пункт предназначен для использования в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств в основном пункте проведения ЕГЭ.
2.5. Каждый пункт проведения ЕГЭ должен быть обеспечен средствами связи (телефоном) и медицинским обслуживанием (врачом).
В дни проведения экзаменов там же должны быть организованы пункты охраны правопорядка (милиция, ОМОН и т. д.).
2.6. Каждый выпускник должен быть обеспечен, как правило, отдельным рабочим местом (столом и стулом). К каждому рабочему месту выпускника должен обеспечиваться свободный доступ.
2.7. Все места в аудиториях должны быть пронумерованы. Рекомендуется в помещениях классов ввести нумерацию, аналогичную нумерации мест в салонах транспортных средств (см. приложение). Тогда каждое место определится цифрой стола и буквами ряда. Например: 4В, 2А и т.д.
2.8. Количество выпускников в аудитории рекомендуется устанавливать кратным 15 человек.
3. Организаторы проведения ЕГЭ
3.1. Необходимое количество организаторов рекомендуется определять из следующих соображений:
на каждую аудиторию – два организатора плюс еще один организатор на каждую последующую группу выпускников численностью до 15 человек;
на каждый коридор – по два организатора;
на вход в пункты проведения ЕГЭ – три организатора.
В каждой аудитории должны постоянно находиться не менее двух организаторов.
3.2. Персональный состав организаторов ЕГЭ определяет муниципальное отделение ГЭК субъекта Федерации из числа преподавателей образовательных учреждений (школ, вузов) по представлению их руководителей и ГЭК субъектов Федерации.
3.3. Штатные сотрудники (кроме руководителя) учреждения, в котором будет проводиться ЕГЭ, не должны находиться в его помещениях во время проведения в нем ЕГЭ.
3.4. Распределение представленных организаторов по датам (предметам) и пунктам проведения ЕГЭ осуществляет муниципальное отделение ГЭК субъекта Федерации. При распределении организаторов необходимо исключить участие в ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному (математика – физика, история – обществознание) предмету.
3.5. ОУО:
подготавливает необходимые распорядительные документы об участии преподавателей-организаторов в проведении ЕГЭ;
обеспечивает проживание и питание организаторов, прибывших к пункту проведения ЕГЭ из других населенных пунктов.
3.6. ОУО субъекта Федерации получает из Центра тестирования Инструкцию по проведению ЕГЭ, предназначенную для организаторов, и доводит ее текст через свои муниципальные отделения до каждого организатора.
3.7. Муниципальный ОУО проводит общий сбор и инструктаж организаторов. До начала инструктажа собирает и систематизирует вопросы организаторов по процедуре проведения ЕГЭ. При необходимости направляет вопросы в Центр тестирования по каналам Internet.
Центр тестирования оперативно отвечает на все задаваемые вопросы по процедуре проведения ЕГЭ. При необходимости Центр тестирования организует по каналам Internet конференцию.
4. Получение и использование экзаменационных материалов
4.1. ОУО субъектов Федерации до 20 мая 2001 г. согласовывают с Центром тестирования Минобразования России способ доставки в регион экзаменационных материалов для ЕГЭ. Возможно рассмотрение двух вариантов доставки материалов из Москвы в регион:
средствами спецсвязи;
специальными уполномоченными.
4.2. Центр тестирования Минобразования России
изготавливает материалы для ЕГЭ (плакаты, тесты, основные бланки ответов (розового цвета), вторые бланки ответов на открытые задания);
упаковывает экзаменационные материалы в пачки по 15 экземпляров;
направляет экзаменационные материалы в ОУО субъектов Федерации, участвующих в эксперименте.
4.3. Органы управления образованием (регионального и муниципального уровней)
4.3.1. Выделяют помещения для безопасного хранения полученных экзаменационных материалов и заполненных бланков ответов.
4.3.2. Обеспечивают безопасное хранение и исключают несанкционированный доступ к материалам ЕГЭ (тестам и заполненным бланкам ответов) в местах их хранения, транспортирования, использования и обработки.
4.3.3. Обеспечивают доставку упакованных и заполненных бланков ответов учащихся в пункты их обработки.
4.3.4. Обеспечивают запротоколированную процедуру передачи экзаменационных материалов ЕГЭ (тестов, заполненных бланков ответов) различным категориям исполнителей (ГЭК региональная – ГЭК муниципальная – пункт проведения экзамена – пункт первичной обработки информации – региональный Центр обработки информации).
4.3.5. Издают распорядительные документы, определяющие
лиц, имеющих доступ к экзаменационным материалам ЕГЭ (тестам и заполненным бланкам ответов);
порядок получения, хранения, транспортирования и передачи экзаменационных материалов ЕГЭ (тестов и заполненных бланков ответов);
порядок получения, перевозки и хранения заполненных бланков ответов;
порядок работы с заполненными бланками ответов и передачи информации в Центр тестирования Минобразования России.
4.4. ОУО субъекта Федерации, получив из Центра тестирования Минобразования России экзаменационные материалы по каждому предмету, не распаковывая пачки, комплектует из них посылки для отправки в муниципальные отделения ГЭК.
4.5. Муниципальный ОУО, получив из ОУО субъекта Федерации экзаменационные материалы для ЕГЭ,
раскладывает их по пунктам проведения ЕГЭ. Распечатывание пачек запрещено;
обеспечивает их своевременную доставку в пункт проведения ЕГЭ за один час до начала экзамена.
4.6. Проведение ЕГЭ осуществляется в соответствии с Инструкцией, представленной в ГЭК субъекта Федерации из Центра тестирования Минобразования России.
4.7. По окончании экзамена в каждом пункте его проведения в течение одного часа составляется протокол проведения единого государственного экзамена.
4.8. В течение часа после окончания экзамена в пункте ЕГЭ все материалы должны быть пересчитаны и упакованы по следующим признакам:
Заполненные основные бланки ответов (розового цвета) упаковываются в конверты по 50 экз. в каждом конверте (последний конверт может быть неполным). На каждом конверте делается соответствующая идентификационная запись.
Заполненные вторые бланки ответов упаковываются в конверты по 50 экз. в каждом конверте (последний конверт может быть неполным). На каждом конверте делается соответствующая идентификационная запись.
Неиспользованные экзаменационные материалы (тесты с незаполненными бланками ответов),
Использованные экзаменационные материалы (тесты),
Испорченные экзаменационные материалы (тесты и бланки ответов).
4.9. Все виды экзаменационных материалов, кроме заполненных бланков ответов, подлежат хранению в муниципальных органах управления образованием. Использование экзаменационных материалов в образовательной деятельности, передача их для использования образовательным учреждениям и физическим лицам возможны только после письменного разрешения ГЭК субъекта Федерации.
4.10. Все пакеты с заполненными основными бланками ответов (розового цвета) в день проведения единого государственного экзамена доставляются в пункты первичной обработки информации (ППОИ). Там осуществляется сканирование основных бланков ответов, распознавание образов, редактирование и отправка электронных файлов в региональный Центр обработки результатов ЕГЭ.
4.11. Все пакеты с заполненными вторыми бланками ответов в день проведения ЕГЭ доставляются в установленное ОУО субъекта Федерации место для хранения и проверки.
5. ПРОВЕРКА ОТВЕТОВ НА ЗАДАНИЯ ТЕСТА В ОТКРЫТОЙ ФОРМЕ
ГЭК субъекта Федерации организует проверку ответов выпускников на открытые задания тестов.
5.1. ОУО субъекта Федерации издает распорядительный документ, определяющий
учреждения, в помещениях которых будет проводиться проверка ответов учащихся на открытые вопросы;
преподавателей, проверяющих ответы выпускников на открытые задания теста;
порядок работы преподавателей (учреждение, места проверок, инструктаж по оцениванию, а также при необходимости условия питания и проживания);
порядок двукратной проверки ответов на открытые задания теста;
порядок (процедуру) переноса на магнитные носители результатов проверки ответов на задания открытой формы и отправки указанных материалов в Центр тестирования.
5.2. Расчет необходимого количества преподавателей производится из необходимости проверить работы всех учащихся в течение не более двух календарных дней после получения материалов региональным Центром обработки информации.
5.3. Преподаватели-предметники проверяют только ответы выпускников на открытые задания, приведенные на вторых бланках ответов, в которых ни в коем случае не должны быть указаны данные выпускника (Ф.И.О., школа, район).
Каждая работа должна быть проверена дважды разными преподавателями.
5.4. Критерии оценивания ответов на задания в открытой форме заблаговременно направляются в ГЭК субъектов Федерации из Центра тестирования.
5.5. Рекомендуемая норма времени на проверку одной работы – 10 минут по всем предметам, кроме русского языка. Соответствующая норма времени для русского языка – 15 минут.
5.6. Центр тестирования предоставляет ГЭК субъектов Федерации бланки проверки преподавателями ответов выпускников на открытые задания и программную оболочку, в которую осуществляется перенос результатов проверки.
5.7. ГЭК субъекта Федерации организует оперативный перенос в указанную оболочку результатов проверки ответов выпускников на задания в открытой форме, оцененные каждым преподавателем.
6. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
6.1. ОУО субъектов Федерации до первого июня 2001 года передают в Центр тестирования по каналам интернет сводную информацию о выпускниках общеобразовательных учреждений, планирующих принять участие в ЕГЭ по различным предметам.
6.2. ОУО субъектов Федерации получают из Центра тестирования по каналам Internet результаты ЕГЭ в виде электронных файлов. Информация группируется по классам, школам, районам, регионам.
Формы протоколов прилагаются.
6.3. ОУО субъектов Федерации организуют работу первичных и региональных пунктов (центров) обработки информации (бланков ответов).
6.4. Пункты первичной обработки информации (ППОИ) основных бланков ответов создаются на базе муниципальных органов управления образованием и находятся в оперативном подчинении регионального центра обработки информации (РЦОИ).
ППОИ создаются при наличии необходимого комплекта оборудования и программного обеспечения для автоматизированной обработки информации (бланков ответов). Персонал ППОИ должен получить инструктаж из Центра тестирования по процедуре сканирования и редактирования распознанных изображений бланков ответов.
6.5. Центр тестирования дает рекомендации и содействует приобретению и освоению специалистами РЦОИ (ППОИ) комплектов оборудования и специализированных программных средств, предназначенных для использования при проведении ЕГЭ.
6.6. Все основные бланки ответов в день экзамена должны быть доставлены в ППОИ (РЦОИ) и отсканированы в течение суток после получения материалов на обработку.
6.7. Отсканированные изображения основных бланков ответов должны быть записаны на CD и сопровождаемые описанием и протоколом оперативно направлены (нарочным или по каналам интернет) в РЦОИ.
6.8. Основные бланки ответов вне зависимости от места их обработки (сканирования и редактирования) по окончании указанных процедур передаются в муниципальные органы управления образованием и подлежат хранению как документы строгой отчетности в течение двух лет.
6.9. CD с изображениями основных бланков ответов участников ЕГЭ должны храниться в РЦОИ в течение 50 лет.
6.10. В течение полутора суток после проведения экзамена электронные файлы с ответами учащихся в основных бланках ответов направляются по каналам Internet из РЦОИ в Центр тестирования Минобразования России.
6.11. Центр тестирования Минобразования России предоставляет в региональный Центр обработки информации программное средство – оболочку, в которую заносятся результаты проверки ответов учащихся на открытые задания. В региональном Центре обработки информации в течение трех суток после проведения экзамена результаты проверки ответов на открытые задания вносятся в указанную оболочку и по каналам интернет направляются в Центр тестирования Минобразования России.
В Центре тестирования полученная информация присоединяется к ранее полученным материалам с основных бланков ответов по каждому выпускнику.
6.12. В Центре тестирования Минобразования России проводится автоматизированная проверка результатов ЕГЭ. Определяются статистические характеристики результатов экзамена. Оформляются протоколы с результатами ЕГЭ (с указанием верных-неверных ответов на задания). Указанные протоколы, а также протоколы результатов по пятибалльной шкале оперативно передаются в ГЭК субъектов Федерации по каналам интернет.
6.13. ОУО субъектов Федерации оперативно направляет протоколы с результатами проверки экзаменационных работ в муниципальные органы управления образованием и общеобразовательные учреждения.
6.14. Общеобразовательные учреждения на основании полученных материалов производят оформление аттестатов о среднем (полном) общем образовании выпускников.
6.15. Центр тестирования Минобразования России по специальным методикам проводит оценивание результатов ЕГЭ по стобалльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы тестовых заданий, подготавливает и пересылает соответствующие протоколы в ОУО субъектов Федерации.
6.16. Центр тестирования Минобразования России до 25 июня 2001 г. распечатывает свидетельства с результатами ЕГЭ и отправляет их по согласованным каналам в ОУО субъектов Федерации.
6.17. ОУО субъектов Федерации оформляет и организует выдачу выпускникам свидетельств с результатами ЕГЭ в соответствии с Порядком выдачи свидетельств.
Инструкция по заполнению бланков ответов
1. Основной бланк ответов.
Основной бланк ответов состоит из двух областей: “Область регистрации” и “Область ответов”.
Область регистрации содержит следующую информацию.
1.1. Первая строка. Номер анкеты – семь позиций, которые при проведении ЕГЭ в 2001 г. не заполняются.
Номер бланка ответов – семизначное уникальное число, впечатываемое в бланк ответов типографским способом. Номер бланка ответов дублируется также в области ответов. Именно по этому номеру осуществляется привязка со вторым бланком ответов, в который выпускники записывают развернутые ответы на задания в открытой форме.
1.2. Вторая строка бланка ответов – краткая инструкция с образцами написания символов (букв и цифр), используемых при заполнении бланка ответов.
1.3. Третья строка бланка ответов – в нее записывается информация об учреждении, в котором проводится ЕГЭ.
Регион – две позиции, в которые записывается номер региона, в соответствии с нумерацией, принятой в Центре тестирования Минобразования России (соответствует нумерации регионов России в ГИБДД) (см. форму 1Р).
Учреждение – две позиции, в которых записывается номер (код) учреждения, проводящего ЕГЭ в регионе. Номер определяет ГЭК субъекта Федерации, в котором проводится ЕГЭ.
Пункт тестирования – три позиции, в которых указывается номер пункта проведения ЕГЭ в соответствии с нумерацией, установленной ГЭК субъекта Федерации.
Номер аудитории – три позиции, в которых записывается номер той аудитории, в которой выпускник выполняет экзаменационную работу. Номер аудитории сообщается выпускнику организатором при проведении инструктажа по работе с бланком ответов.
Ответственный за аудиторию – вписывается фамилия организатора, ответственного за проведение ЕГЭ в указанной аудитории.
Служебная отметка – три позиции, которые выпускник не заполняет.
1.4. Четвертая строка бланка ответов.
В ней записывается информация об образовательном учреждении, в котором выпускник обучался.
Регион – две позиции, в которых указывается номер региона, в котором находится общеобразовательное учреждение, в котором выпускник обучался.
Район – две позиции номер района региона, в котором находится общеобразовательное учреждение. Нумерация районов (округов) областного центра, центров районов и городов областного подчинения производится ГЭК субъекта Федерации в соответствии с административно-территориальным делением региона и по рекомендациям Центра тестирования (см. форму 2Р). Номер района сообщается выпускнику организатором при проведении инструктажа.
Населенный пункт – две позиции предназначены для указания номера населенного пункта в районе. Нумерация населенных пунктов в районе по представлению муниципального отделения ГЭК утверждается ГЭКом субъекта Федерации.
Одна позиция предназначена для указания типа населенного пункта (1 – Москва, 2 – С.-Петербург, 3 – город более 680 тыс. чел., 4 – город от 450 до 680 тыс. чел., 5 – город от 100 до 449 тыс. чел., 6 – город от 50 до 99 тыс. чел., 7 город – менее 50 тыс. чел., 8 – поселок, село; 9 – деревня).
Почтовый индекс – шесть позиций сообщаются выпускникам организаторами. Заполнение этих позиций необязательно.
Номер или код школы – четыре позиции соответствуют номеру школы, в которой обучался выпускник. В том случае, если выпускник обучался в школе без номера, например, “Архангельская средняя школа”, то в указанном поле пишется номер, который присваивает этой школе муниципальная ГЭК.
Класс – три позиции, в которых указывается номер и буква класса. Например, 11А.
Тип учреждения – одна позиция, в которой ставится цифра, соответствующая типу общеобразовательного учреждения, в котором обучался выпускник. 1 – школа, 2 – гимназия, 3 – лицей, 4 – колледж, 5 – СПТУ, 6 – прочее.
Форма собственности – одна позиция. 1 – государственная, 2 – негосударственная.
Дополнительная подготовка ученика – 1 – спец. класс по предмету, 2 – факультатив, 3 – курсы при вузе, 4 – репетитор, 5 – спец. класс по предмету и курсы при вузе, 6 – спец. класс по предмету и репетитор, 7 – спец. класс по предмету и курсы при вузе и репетитор, 8 – факультатив и курсы при вузе, 9 – факультатив и репетитор, 0 – факультатив и курсы при вузе и репетитор, пустое поле – нет дополнительной подготовки.
1.5. Сведения об участнике тестирования.
В предназначенные поля записываются: фамилия, имя, отчество выпускника, серия и номер его паспорта (удостоверения личности).
Год рождения – две позиции, в которые записываются две последние цифры года рождения выпускника.
Пол – одна позиция; 1 – мужской, 2 – женский.
Код предмета – две позиции в соответствии с нумерацией предметов, принятой в Центре тестирования (см. приложение 3Р).
Название предмета – пять позиций, в которых написаны первые пять букв предмета, по которому сдается экзамен.
Номер теста – печатается типографским способом.
1.6. Область ответов.
Заполнение полей производится по инструкции.
В нижней части “области ответов” дублируется часть информации из области регистрации, а именно: код предмета, название предмета, номер теста, номер бланка ответов.
1.7. Информация, внесенная в основной бланк ответов, сканируется и распознается ЭВМ без участия человека. Поэтому при заполнении основного бланка ответов необходимо точно соблюдать инструкцию. Выпускник должен рисовать каждую цифру и букву, тщательно копируя образец ее написания из верхней части бланка с образцами написания символов. Иначе программа распознает символ неправильно и в его свидетельстве будет указана неправильная фамилия или номер документа.
1.8. Основной бланк ответов состоит из пяти частей: 1-я часть – краткая инструкция с образцами написания символов; 2-я часть – область регистрации; 3-я часть – область ответов на задания типа А (с выбором ответа из предложенных вариантов), типа В (с записью краткого ответа в бланк) и повторной записи названия и кода предмета. Ниже расположена 4-я часть – “отмена ошибочных меток” и 5-я часть – “коды ответов”, предназначена для записи оценок на задания, требующие развернутых ответов.
1.9. Область регистрации и область ответов состоят из отдельных полей, которые учащийся будет заполнять. Каждое поле в области регистрации имеет заголовок, который определяет содержание поля. Каждое поле состоит из группы белых прямоугольников (окошек). При заполнении бланка ответов в одно окошко вписывается только один символ (цифра или буква), причем он изображается строго по образцу из 1-й части бланка.
1.10. Каждое поле заполняется, начиная с 1-го окошка. Оставшиеся свободными окошки поля остаются незаполненными. Пример: код предмета 6; в 1-е окошко (из двух предназначенных для кода предметов) заносится цифра 6, 2-е окошко остается пустым.
ВНИМАНИЕ: Если тестируемый не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
1.11. Бланк ответов заполняется только черными чернилами. Допускается использование только: гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
Если выпускник нарушает инструкцию и пользуется шариковой ручкой, то он должен обводить контур каждого символа 2-3 раза, чтобы исключить “проблески” на контуре символа.
ВНИМАНИЕ: Крестик (Х), которым помечается выбранный ответ на задания типа А, обводить нельзя ни в коем случае.
1.12. Заполнение полей области регистрации.
Поля, заполняемые тестируемым Указания по заполнению
Коды: региона, учреждения, пункта тестирования, района, населенного пункта, предмета. Вносятся коды, указанные организатором.
Название предмета Заполняется пятью первыми буквами первого слова из названия предмета.
Фамилия; имя; отчество (в именительном падеже) Двойные фамилии пишите через “-” или через пробел (пустое окошко).
Почтовый индекс населенного пункта общеобразовательного учреждения Можно узнать у организатора.
Номер или код общеобразовательного учреждения Если номер написать не можете, то узнайте код у организатора. Если кода нет, то оставьте поле пустым.
Тип общеобразовательного учреждения, его форма собственности, дополнительная подготовка выпускника Возможные коды указаны на обороте бланка ответов в поле “некоторые коды”.
Документ Правила заполнения полей под заголовком “Документ” подробно расписаны на обороте бланка ответов в области “Некоторые коды”
Пол 1 – мужской, 2 – женский
Подпись выпускника Ставя подпись, не выходите за рамки ограничительной линии.
ВНИМАНИЕ: арабская и римская цифра “один” пишется как вертикальная палочка без хвостика и горизонтальных “крышек”.
1.13. Заполнение области ответов.
1.13.1. Ответы на задания типа А с выбором ответа из предложенных вариантов.
Область ответов на задания типа А состоит из горизонтального ряда номеров заданий теста. Под каждым номером задания расположен вертикальный столбик из пяти клеточек. Для того чтобы отметить ответ, который выпускник считает правильным, под номером задания он должен поставить метку (х) в ту клеточку, номер которой равен номеру выбранного им ответа. Образец записи метки приведен на бланке ответов. Для удобства на левом и правом полях бланка ответов строки клеточек пронумерованы.
ВНИМАНИЕ: ни в коем случае нельзя исправлять метку графическим способом (например, замазывать “штрихом”). Бланк будет признан недействительным и не будет проверяться. Нельзя делать крестик внутри квадратика жирным. Если ручка оставляет толстую линию, то вместо крестика проведите только одну диагональ квадрата (любую).
Можно отменить метку ошибочно выбранного ответа и поставить другую метку в нужной клеточке в этом задании. Отмена одной метки осуществляется заполнением одного поля в области “Отмена ошибочных меток”. (см. п. 9 инструкции). Отменить можно не более шести ошибочных меток по всем заданиям типа А. Поэтому ставить метку нужно только после окончательного выбора правильного ответа в задании.
1.13.2. Правила записи кратких ответов на задания без вариантов ответа для выбора (задания типа В).
Краткий ответ записывается справа от номера задания типа В в части области ответов с названием “Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора”.
Краткий ответ можно давать только в форме одного слова или одного целого числа. Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельное окошко, строго по образцу из верхней части бланка.
Слово должно полностью состоять из печатных заглавных:
– русских букв (все тесты, кроме иностранных языков);
– английских букв ( тест по английскому языку);
– немецких букв (тест по немецкому языку);
– французских букв (тест по французскому языку).
Если требуется написать в ответе термин, состоящий из двух слов, то они пишутся слитно без дефиса, пробела или другого разделителя. Если в таком “слове” окажется букв больше, чем окошек в поле для ответа, то 2-ю часть “слова” можно писать более убористо (не соблюдая попадания букв в окошки). Слово следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.
Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в форме (род, число, падеж и т.п.), в которой слово должно стоять в предложении.
Если числовой ответ получается в виде дроби, то ее следует округлить до целого числа.
Записывать ответ в виде математического выражения или формулы запрещается.
Нельзя после числа писать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и т.д.). Недопустимы словесные заголовки или комментарии к числу. Исправления кратких ответов не допускаются. Будьте внимательны.
1.14. Заполнение полей в области “Отмена ошибочных меток”. В этой части бланка ответов расположены шесть полей из трех окошек каждое. Поля разделены точками с запятой. Одно поле служит для отмены одной метки из области ответов на задания типа А. Поле заполняется с первого окошка. В одно окошко вписывается одна цифра. Вначале записывается номер тестового задания, а за ним номер ошибочно помеченного в нем ответа. Если для этого нужно только две цифры, то третье окошко поля остается пустым. Например: запись 13 – означает, что в 1-м задании отменить метку на 3-м ответе; 194 – в 19-м задании отменить метку на
4-м ответе.
Для одного задания можно отменить несколько меток, использовав для отмены каждой метки новое поле из трех окошек.
1.15. Проверка ответов заданий в открытой форме производится по специальной инструкции экспертами (преподавателями-предметниками).
2. Второй бланк ответов.
2.1. Второй бланк ответов черно-белого цвета предназначен для записи ответов на задания в открытой форме. Учащиеся должны в этом бланке дать решение задачи или написать небольшое сочинение (рассказ).
2.2. Во втором бланке ответов обязательным является заполнение верхней строки, в которой указывается номер региона, код предмета, номер теста и номер основного бланка ответов.
Перенос во второй бланк ответов индивидуального номера основного бланка ответов является совершенно обязательным, так как именно по этим номерам будут соединяться ответы выпускников с разных бланков ответов.
2.3. Во втором бланке ответов не допускается указание никакой информации, с помощью которой можно определить автора ответов, т.е. личность выпускника.
2.4. Второй бланк ответов не является черновиком.
2.5. Для удобства записи решений в тестах по математике и физике второй бланк ответов разлинован “в клетку” с тем, чтобы облегчить запись и проверку графических построений.
Комментарии