Создание в городе Москве образовательных комплексов, включение детских садов в состав школы создали принципиально новые возможности для образовательной деятельности дошкольников. Теперь все ресурсы: и материально-технические, и кадровые – могут быть успешно использованы в дошкольных группах. Рассмотрим основные направления педагогических усилий по новым ФГОС дошкольного образования и попробуем ответить на вопрос о том, как школы могут на практике реализовать открывшиеся перспективы.
Термин «социализация», широко используемый в педагогической литературе и трактуемый как процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и правил поведения, необходимых для жизни в обществе, является ключевым в определении содержания образовательной деятельности дошкольников. Основная задача – это формирование устойчивых навыков поведения ребенка в обществе, семье, на улице, во дворе, общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Среди них, например, навыки личной гигиены, готовности участия в посильных для ребенка делах, содержания в порядке своих вещей, игрушек. Навык полезного использования гаджетов также продолжает сегодня этот ряд навыков. Как писал Джейсон Буг в книге «Рожденный читать»: «Если гаджет занимает важное место в вашей жизни, будьте уверены: дети тоже захотят им пользоваться». Формирование устойчивых навыков осуществляется исключительно в деятельности и игре. Результат – в достижении ребенком контроля за своим поведением в соответствии с поставленными им же самим целями. Хорошо «работает» многократность повторения ребенком тех или иных действий, ритуальность осуществления которых позволяет закрепить приобретенный навык. В дошкольных группах используются для этих целей настольные игры с картинками, банки квестов-заданий, веселых, мотивирующих, одновременно содержательных по своей сути. В гимназии хорошо работает соучастие младших школьников и дошкольников в творческой деятельности тогда, когда старшие ребята проводят мастер-классы для младших, организуют работу команд по развитию тех или иных навыков и способностей дошкольников.Создание условий для развития устной речи, фантазии и сочинительства самого ребенка определяет не менее важное направление совместных усилий педагогов и родителей. К первому классу ребенок должен освоить минимум 5000 слов, хорошо если этот показатель составляет 6000-7000. Достижение этой задачи связано в первую очередь с чтением и наполнением эфира, в котором пребывает ребенок, выразительными, яркими, богатыми текстами. Известно, что на голос родителей дети реагируют с рождения. Этот ресурс необходимо использовать и в семье, и в дошкольной группе. Ведь чтение – это великолепная возможность общения, и дети всегда ему рады. Важно при этом не столько количество прочитанного, сколько выразительность и эмоциональный отклик на прочитанное со стороны ребенка. Для этого используют игрушки, создавая мини-театр, работают с иллюстрациями, движениями поясняя смысл прочитанного, изображая, к примеру, морские волны или ураган. Так, использование аудиокниг превращает процесс чтения для ребенка в захватывающее фантазийное приключение, которое постепенно превращается в естественную потребность малыша. С созданием образовательного комплекса с богатой школьной библиотекой появился дополнительный ценный источник развития маленького читателя, который можно использовать в любое время. Для ребенка 4-5 лет важно потрогать книгу, изучить ее форму, разглядеть яркие картинки, а потом и самим создать свои мини-книжки. Это мотивация к чтению и развитию креативного потенциала. При этом обязательно устройте в школе выставку этих замечательных работ, разместите их в социальных сетях, чтобы каждый ребенок мог сказать своей маме или папе: «Вот это мое!» и получить заслуженную похвалу.«Окна разума» – так в когнитивной психологии называют пять органов чувств, пять рецепторов восприятия окружающего мира, с помощью которых мы получаем и осваиваем информацию. Развитие этих «окон разума», сенсорной системы малышей является еще одной важной задачей наших педагогов и родителей. Важно при этом поддерживать первые успехи ребенка, регулярно афишируя продукты творческой деятельности детей, устраивая в группах выставки рисунков, поделок из пластилина, лего-миров, аппликаций. Постоянной практикой дошкольных групп гимназии стала организация мини-музеев детских работ со сменной экспозицией, взаимное посещение дошкольниками разных групп, во время которого сами ребята рассказывают о своем творчестве. К концу пребывания ребенка в дошкольной группе формируется солидное портфолио индивидуальных достижений малыша. Творчество включает личность воспитанника в разнообразные коммуникативные связи: с другими ребятами, с воспитателями, с родителями, с самим собой. Желание рассказать о своей работе, о своей творческой активности естественно для малыша. Важно при этом услышать каждого, а дома в семье рассмотреть все трудности и успехи ребенка на пути к созданию творческого произведения. Возможности школы по привлечению в дошкольные группы для проведения занятий учителей литературы, русского языка, начальных классов, а также творчески одаренных учащихся по данному направлению поистине неисчерпаемы. Такое общение становится обоюдно полезным, развивает, мотивирует к творческой активности.Лада СИЛИНА, директор гимназии №1595, кандидат исторических наук
Комментарии