Инновация – слово, которое пришло в российскую педагогику не так давно. Но всем учителям сегодня известно, что обозначает оно применение новых технологий на уроке. Если посмотреть на это понятие чуть шире, то инновация не ограничится простым использованием компьютеров, лазерных указок и методов дистанционного обучения. Это еще и нечто творческое, авторское, неизбитое – то, что на современном уроке должно присутствовать обязательно. Об этом сегодня наш разговор с Ириной Тарадановой, начальником отдела общего образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ, кандидатом педагогических наук, доцентом.
– Ирина Ивановна, скажите, что такое инновация в сегодняшнем понимании Министерства образования и науки?
– Я думаю, что понятие «инновация» в понимании и нашего министерства, и педагогов – в известной степени совпадает. Прежде всего это поиск новых подходов к воспитанию, обучению, развитию, к организации образовательного процесса. Инновация по определению – это некоторая новизна. Но умение найти новое даже в уже известных традиционных методах и способах обучения – это неординарное умение для педагогов. Не каждому дано в старом увидеть новое и самому продуцировать это новое.
– А от чего, на ваш взгляд, зависит инновационный подход к урокам?
– Важную роль здесь играют уровень подготовки и профессиональное мастерство учителя. Конечно, никто не будет спорить с тем, что в школе, где не создано нормальных условий для детей и педагогов, где небезопасно находиться, очень сложно говорить о творчестве и новых подходах к образованию. И тем более невозможно говорить об этом, когда учитель плохо знает свой предмет, не любит выбранную профессию. Но все же два этих фактора не являются исчерпывающими. Так, например, информатизация сегодня коснулась многих российских школ. Она влечет за собой освоение новых информационных технологий, методов обучения. Инновации порождаются вызовами времени, самой жизнью. В Законе РФ «Об образовании», принятом еще в 1992 году, под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. За прошедшее время эти интересы заметно изменились. Сейчас востребованным является не просто воспитанный и обученный человек, а человек-созидатель, человек конкурентоспособный, человек, легко адаптирующийся в социуме. Отвечая на запросы времени, Минобрнауки России определило приоритетные направления развития системы образования. Образовательные учреждения теперь имеют ориентиры, выстраивая образовательный процесс, планируя образовательную деятельность. Сегодня мы говорим о миссии образовательного учреждения. В России более 63 тысяч школ. Все они очень разные. Это и гимназии, и лицеи, и школы с углубленным изучением отдельных предметов, и школы с этнокультурным компонентом, но у каждой из них есть своя сверхзадача. Для сельской школы она (кроме основной – образовательной) в том, чтобы быть еще и культурным, социальным центром для населения, перед школами мегаполиса задачи стоят несколько иные. Так что выбор тех или иных подходов к обучению связан с целями и миссией конкретной школы. Многие школы имеют собственные программы развития, но вместе с тем все они реализуют стандарты общего образования, а также единый федеральный базисный план. Это не мешает наполнять содержание образования в каждой конкретной школе тем, что более востребовано и интересно ее ученикам. Сегодня в ситуации «демографической ямы» школе очень важно быть особенной, заметной, возможно, престижной. Иначе туда просто не придут ученики. Поэтому-то инновации в процессе обучения важны – они могут стать тем, что поможет школе сохраниться, быть востребованной.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть современный урок?
– Это дискуссионный вопрос. Даже если на уроке активно используются современные технические средства обучения, если учитель чередует различные виды деятельности, то есть все он делает с методической точки зрения правильно, но оторван от сегодняшнего дня, не учитывает задач более важных, чем сиюминутные, не интересен детям, то такой урок нельзя назвать современным. Вообще тема современного урока интересовала методистов и дидактов и тридцать, и сорок лет назад. Мне представляется, что главный критерий здесь – адекватность времени сегодняшним событиям. Учитель, как известно, не является единственным источником информации, и иногда вопрос ребенка ставит его в тупик. В этом случае он не должен бояться сказать: «Я не знаю, но, может, ты это знаешь? Если нет, давай искать ответ вместе». Ведь хуже нет навешивать на себя ярлык всезнайки на том лишь основании, что ты – учитель. К сожалению, несовременный урок, который до сих пор присутствует в школах, подразумевает порой простое натаскивание детей. Я не говорю, что репродуктивные методы – это плохо. Да, необходима основа, база. Еще Блонский говорил, что пустая голова не рассуждает, но вопрос в соотношении репродуктивных и продуктивных методов обучения. Не менее важно суметь сформировать у ребенка навык внутренней активности, когда он на уроке будет не просто делать записи в тетради, слушать учителя, а находится в постоянно включенном состоянии.
– Ирина Ивановна, а всегда ли наличие в школе самой современной техники гарантирует инновационное обучение?
– Думаю, что нет. Но нужно признать – компьютерные технологии расширяют возможности школьного учителя. Очень сложно, используя только доску и мел, объяснить, как устроена молекула. Сейчас есть специальные обучающие программы, которые помогут детям лучше понять сложный материал. Не так давно я была в Америке в составе делегации по информатизации образования. Мы видели очень яркий пример того, как можно использовать информационные и компьютерные технологии в процессе обучения. Школьники могли на молекулярном уровне вживую наблюдать движение молекул воды, которое происходило при нагреве. Это же здорово, когда все можно продемонстрировать!
Комментарии