“Не ходите по газонам” – это не литература
Насколько человек зависим от того, под каким созвездием он родился? Если верить астрологам, то самые меланхоличные, мечтательные, “неземные натуры” родятся под знаком Рыб. Что у “рыб” на уме – знают только они, и никому они об этом никогда не расскажут. В таком случае название сборника стихов молодой поэтессы, учителя русского языка томмотской средней школы # 8 Елены Овчаровой “Под созвездием Рыб” говорит само за себя.
очетание призваний поэта и учителя в одном лице – явление для школы, в общем-то, редкое. А как, наверное, было бы интересно, если литературу в школах вели исключительно писатели. В небольшом Томмоте энергичная Елена – довольно популярная личность. Ее стихи время от времени печатаются и в местном “Алданском рабочем”, и в республиканской газете “Якутия”, о ней даже снята передача местного телевидения.
Елена чувствует себя неудобно, когда ее на людях называют поэтом. Поэт в ее понимании – это Арсений Тарковский, Борис Пастернак, из современных – Марат Окчурин, Юрий Левитанский… А что же тогда собственные сочинения? Она, как и многие, долгое время предпочитала творить для себя. Ее стихи до некоторого времени даже не были собраны вместе. Написанные от руки на отдельных листочках, они тихонечко лежали в письменном столе. Как всегда, его величество случай помог открыть имя молодой поэтессы широкому кругу читателей.
На нее обратила внимание гостья из республиканского Министерства образования, любительница поэзии, после чего вышел в Якутске небольшим тиражем ее сборник с подзаголовком “Стихи и песни разных лет”. Правда, теперь Елена должна отдать долг – возместить понесенные на ее творчество расходы. Но это уже та тяготящая проза, о которой она предпочитает не думать. Как призналась Елена, для нее легче разгрузить вагон угля, чем заниматься продажей собственного детища. Многие ее земляки, которым в первую очередь была адресована книга, живут впроголодь. Поэтому рассчитывать, что книжка не известного широкой общественности поэта будет раскуплена, смешно. Но Елена оптимист, которых еще поискать, и, несмотря ни на что, радуется своему первенцу.
Издателям, несомненно, повезло, что, кроме поэтических способностей, автор обладает и многими другими, в том числе неплохими навыками рисования. Неизвестно, какая обложка получилась бы, если бы поэтесса сама за одну ночь не сделала для нее макет. Впрочем, Елене удаются и другие “чужие” роли. Окончив донецкий вуз по специальности “русский язык и литература”, поначалу преподавала немецкий язык, а заодно и рисование. Но немецкий язык она не считает “своим”. За годы учебы в университете “родным” стал испанский. Объяснение простое: в Донецком университете находился подготовительный факультет для студентов-иностранцев: Куба, Панама, Колумбия, Никарагуа отправляли своих сынов на обучение к “старшему брату”. Языком общения был испанский. Самая близкая подруга по университету никарагуанка Адалис как-то раз приезжала к Елене прямо в Томмот! Вот это была встреча, сравнимая разве что с визитом какого-нибудь пришельца.
А до этого было еще одно событие, полностью перевернувшее ее жизнь. После успешного окончания учебы Елену оставляли при кафедре университета. Защитив диплом, окрыленная своими перспективами, девушка отправилась на каникулы к родителям на Север, в Якутию, которые облюбовали себе там райский уголок с нетронутой дикой природой потрясающей красоты. Наслаждалась чистым воздухом, оставалось ждать вызова из Донецка. Но невдомек ей было, привыкшей к небольшим расстояниям, что здешняя почта может идти чуть ли не месяцами, преодолевая один перевалочный пункт за другим. Елена опоздала, на ее место взяли другого, а она так и осталась на Севере. И именно здесь то ли из-за размеренной провинциальной жизни, далекой от суеты, то ли из-за окружающей сказочной природы все чаще стали приходить минуты вдохновения.
Но позвольте, какая же может быть поэзия при двух учительских ставках, профсоюзной работе и двух маленьких детях?
– Это катастрофа на самом деле. Бывает, что писать не успеваю, конечно. У меня даже стихотворение есть “Я не пишу стихи уже полгода…”. Чтобы писать, нужно какое-то особое состояние и свежее впечатление. В прошлом году я приезжала в Якутск на юбилейную пушкинскую конференцию. Кажется, ничего особенного, но открытие проходило в большом красивом зале, люди-единомышленники, близкая мне тема… Этого хватило, чтобы прямо там у меня родились стихотворение и несколько эпиграмм на наших питерских и московских гостей. Они потом очень смеялись, услышав их. А обычно время для себя и стихов остается только ночью. Иногда умираю – хочу спать, кажется, стоит мне коснуться подушки, и я усну сразу. Только легла, а тут какая-то строчка закудрявилась, и, если я ее сейчас не запишу, потом ее просто забуду. Тогда на ощупь – уже и глаза не открываются – встаю, записываю.
– Значит, вы действительно серьезно к этому относитесь?
– Я не могу сказать, что для меня это увлечение. Увлечение – это коллекционирование марок. Для меня сочинение стихов – способ эмоциональной разрядки, способ осмысления пройденного, своей жизни. Задевшее меня ощущение должно быть зарифмовано и на полочку отложено, как состоявшееся, что-то законченное.
Хотя, когда я начинала, это было для меня чем-то вроде поддержания хорошей формы: как учитель физкультуры обязан иметь физические навыки, так и учитель литературы должен иметь какие-то литературные способности. Для того чтобы учить писать сочинения, я должна сама писать, я так считаю. Поэтому часто пишу экзаменационное сочинение одновременно с детьми.
– А ученики вас просят научить писать стихи?
– Иногда приносят свои первые опыты, хотя хотелось бы, чтобы это случалось чаще. Впрямую я не обучаю писать стихи, хотя технике стихосложения уделяю, конечно, внимание. Я считаю, что это нужно знать. Большое внимание уделяю слову, хотя некоторые говорят: зачем такое копание, это занудно. Но именно за формой слова можно рассмотреть нечто такое, чего не видно при поверхностном чтении. И еще: я не люблю извлекать из литературы нравственные уроки. Мне кажется, это обидно. Литература – это искусство, а если сводить ее только к сумме каких-то нравственных уроков, тогда не надо было ничего этого писать. Прописных истин у нас достаточно: “Не ходите по газонам”, “Любите маму” – но это же не литература. А если посмотреть с другой стороны: “как это сделано”, почему после чтения слезы на глаза навернулись? Что произвело такое впечатление? Какие “крючочки” тебя задели? Когда ребята начинают разбираться в этих невидимых глазу связях, у них развивается образность их собственного мышления.
Как-то на мировой художественной культуре у нас была совершенно незнакомая моим детям тема: “Кандинский. Абстракционизм”. Я рассказывала, что такое импрессия, импровизация, из чего складывается композиция. Поначалу реакция – полное неприятие и непонимание. Потом перешли к символике цвета: как можно мысль выразить с помощью сочетаний цветовых пятен. Вроде бы что-то начинает проясняться. Следующее задание: сделать самостоятельно композицию на тему “Россия, 1999 год”. Складывать можно из чего угодно: это может быть коллаж из фотографий, просто цветовые пятна, геометрические фигуры. Главное – выразить мысль без единого слова. Получились роскошные работы – это сказала не я, а многие другие, кто их видел. А это и есть образное мышление, когда подобную вещь можно создать лишь тогда, когда есть образ внутри себя.
– Вас не удивляет, что в наше нервное, суматошное время люди находят минуты для чтения стихов?
– Наверное, это специфика маленького города с его размеренной жизнью. Там людям есть время на неспешное чтение, в том числе и поэзии. Недавно я читала свои стихи перед учителями. В какое-то мгновение горло перемкнуло. Мне даже неудобно стало – особо истеричной я себя не считаю. Поднимаю глаза, а у людей – слезы. Вот и скажите потом, что им не нужна поэзия. Наверное, у всех людей, даже у самых занятых, бывают такие моменты в жизни, на душу что-то ложится, задевает.
– Новинки литературы до Томмота доходят?
– Очень сложно. Поскольку наша библиотека ко мне хорошо относится, то свежие номера “Дружбы народов” я читаю чуть ли не первая. Межбиблиотечный абонемент (МБА) уже давно не работает.
…Однажды вечером после телевизионной передачи, в которой Елена читала стихи, ей позвонила совершенно незнакомая женщина, которая рассказала трагическую историю своей жизни, а в конце сказала: “Спасибо вам за стихи. Когда вы читали их, я поняла, что не одна такая, с этим можно жить, а главное, есть где-то еще близкая душа, с которой можно поговорить хотя бы по телефону”. “Я так и не видела моей собеседницы, – призналась Елена. – Но после этого разговора поняла, что на мне теперь лежит еще большая ответственность. Людям нужно ощущение рядом сильного человека, и на его месте оказалась я”.
Ольга СЛЕПЦОВА
Томмот – Якутск
Комментарии