search
main
0

Рождение таланта

Театр юных москвичей

Театр юных москвичей (вначале театральная студия) был создан в 1936 году. Здесь у ребят есть возможность не только прикоснуться к театральному искусству в одном из самых знаменитых детских театральных коллективов, но и попробовать себя в театре кукол и вокальной студии «Соловушка». Сегодня в театре реализуется около 50 образовательных программ для детей от 6,5 до 18 лет. О тонкостях театрального искусства и деталях обучения в Театре юных москвичей рассказали Сергей РОЗОВ, режиссер, драматург, член Союза театральных деятелей, федеральный сетевой методист в области театрального творчества, и Андрей ЗАДУБРОВСКИЙ, руководитель проекта «Мастерская исполнительских искусств», режиссер, педагог дополнительного образования.

 

– Сергей Викторович, специ­фикой детских театральных студий считается проблема отбора артистов. Важно уметь не только увидеть талант в человеке в столь раннем возрасте, но и не ошибиться, отсеивая тех, кто на первый взгляд к лицедейству не способен. Ведь такая способность у детей может развиться и в более взрослом возрасте. Как вы решаете эту проблему у себя?

Сергей Розов:

– Совершенно верно. Это очень серьезная проблема. Были времена, когда у нас в Театр юных москвичей был конкурс, масштаб которого был почти таким же, как в театральные вузы. Но мы, с самого начала не сговариваясь между собой, считали, что такая ситуация не является правильной. Если ребенок хочет позаниматься театром, он должен получить эту возможность. Ну а дальше возникла новая проблема. Вопрос был в том, как градировать талант, который дети демонстрируют. Потому что кто-то явно способнее декламировать, кто-то – танцевать или читать стихи. Один ребенок может посещать занятия всего раз в неделю, а другой – чуть ли не каждый день. Вот почему мы решили разделить потоки и создать два подразделения внутри нашего центра – Мастерскую исполнительских искусств и Образовательный театр.

Почему Образовательный театр? Потому что, во-первых, в нем собраны ребята, которые могут заниматься меньшее количество часов. Есть программы, которые, например, предполагают занятия объемом от 2 до 6 часов в неделю. Дети старшего возраста в образовательном театре примерно понимают, в каком направлении они будут развиваться дальше. Может быть, уйдут в журналистику или займутся естественными науками. Тем не менее они и их родители закономерно считают, что театр их детям необходим. Ребенок получает умение говорить, держать себя на людях, что тоже немаловажно.

Во Дворце пионеров есть кружок риторики, в котором тоже учат детей говорить. Но речь, рожда­ющаяся в процессе мышления, отличается от речи заученной. Человеку в жизни больше необходимо умение грамотно и литературно формулировать свои мысли сразу, что называется, на ходу. Для этого он должен обладать не только речевой грамотностью, но и речевой мобильностью. Чтобы вербализировать мысль в речь, необходимо иметь не только дикционные, но и речевые навыки. И это будет помогать ребенку, когда он вырастет, в том же деловом общении. Еще одна особенность Образовательного театра заключается в том, что мы в качестве дидактического материала можем не только работать над литературными произведениями по той же школьной программе, но и репетировать какие-то сценки, организовывать сборные концерты, основанные на ситуациях, которые моделируются и в рамках общего образования.

Например, мы проводили занятия, на которых показывали, как выглядит звук в условиях невесомости. И когда в школе на уроках физики рассказывают ребятам о невесомости и причинах ее существования, они могут подкрепить эти знания вот таким практическим опытом. Прожитое, пропущенное через себя знание остается на всю жизнь. В противном случае наш мозг превращается просто в склад информации. В этом и есть задача Образовательного театра – театральными методами мотивировать ребенка к углублению познания мира. Это делает для ребенка увлекательным процесс образования в целом. Он начинается учиться не для того, чтобы поступить в институт или получить хорошую работу, а потому что ему этот процесс познания становится безумно интересным. Он начинает понимать, что это невероятно творческий акт, который требует не только усидчивости, но и креатива.

– Другими словами, образовательный театр выполняет вспомогательную функцию по отношению к системе общего образования?

Сергей Розов:

– С одной стороны, да. С другой – ребята тоже ставят спектакли, как в обычной театральной студии. Но все-таки главная задача заключается в том, чтобы помогать школе. А вот у Мастерской исполнительских искусств угол зрения чуть другой.

Андрей Задубровский:

– Мастерская исполнительских искусств все же больше подходит для детей, которые уже профессионально решили заниматься театром. Если ребенок выбрал для себя актерскую профессию или какую-то другую, связанную с театром, мы бросаем все силы на то, чтобы помочь ему в поступлении. Например, педагог по речи прорабатывает с ним его конкурсную программу, педагог по вокалу помогает подобрать музыкальную композицию и ее подготовить. Хореограф придумывает пластические зарисовки, которые, если их отточить, могут и удивить приемную комиссию, и показать, что ребенок достаточно пластичен.

– Правильно я понимаю, что речь идет о персонифицированном подходе к каждому ребенку, который дальше выбирает творческие профессии? Это касается всех или только одиннадцатиклассников?

 Андрей Задубровский:

– Окончательно такое понимание у ребенка формируется только в одиннадцатом классе. Если в десятом они все хотят поступать, то в одиннадцатом мнение у подростков меняется. Кто-то продолжает хотеть идти по актерской или режиссерской стезе, кто-то, наоборот, хочет поступать на журфак, а кто-то – на госуправление. Но при этом театральные навыки им тоже бывают полезны.

Сергей Розов:

– Но в мастерскую в отличие от Образовательного театра идут уже большее количество ребят, которые не исключают для себя, что будут поступать в театральные или творческие вузы.

Андрей Задубровский:

– У нас нет какого-то сурового разделения. То есть если мы, например, понимаем, что в Образовательном театре есть ребенок, у которого поменялись приоритеты, он хочет дальше развиваться, мы его зачисляем на программу мастерской. Или, наоборот, мама записала мальчика или девочку в мастерскую, нагрузка для них очень большая, но продолжать заниматься театром хочется. Тогда мы рекомендуем такому ребенку перейти в Образовательный театр, где он будет получать такого же качества и такого же насыщения знания, но по времени это будет более щадящий режим.

Другой пример. Буквально на днях к нам пришла одна из наших учениц, которая занимается в Театре юных москвичей. Для поступления она выбрала направление «Режиссура». Сергей Викторович профессиональный режиссер. К кому, как не к нему, ей обращаться? Она консультировалась, как сделать экспликацию, подобрать макет сценического пространства и так далее. Все это ей понадобится при поступлении. Естественно, мы, преподаватели, открыты для такого непосредственного общения. И если ребятам нужны какие-то знания, которые выходят за рамки существующих программ, то мы лучше будем настраивать соответствующим образом программы, чем искусственно ограничивать тягу наших учеников к знаниям.

Сергей Розов:

– Безусловно, разделение на мастерскую и Образовательный театр условное. Ребята очень часто ставят совместные спектакли, проводятся совместные занятия, дети участвуют в каких-то общих творческих акциях. Но могу сказать, что при таком делении нам стало проще более чутко реагировать на запросы обучающихся и их родителей. Мы активно привлекаем тюмовцев и к участию в фестивале «В добрый час», в рамках которого у них есть возможность пообщаться с педагогами самых разных театральных высших учебных заведений, показать не только спектакль, но и свои программы для поступления в вузы, а также ознакомиться с опытом других театральных коллективов и проявить себя.

Екатерина УГОДНИКОВА

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте