1. Инициативная группа. С нашей точки зрения, самыми активными участниками инициативной группы могут стать те педагоги, кто уже участвовал в подобной деятельности, даже если это было во время учебы в школе. Хорошо, если есть опыт такой деятельности уже в качестве профессионала.
Многие смогли принять участие в мероприятиях, проводимых различными общественными организациями, в том числе Межрегиональной общественной организацией детей и молодежи «Новая цивилизация» (модель «Демократическая республика» используется уже более 10 лет в различных школах Российской Федерации; городской молодежный фестиваль «Новая цивилизация» как встреча делегаций школьных государств, то есть органов ученического самоуправления; образовательный лагерь актива старшеклассников «Ньюландия» и др.). К ним могут присоединиться и те, кто заинтересован в том, чтобы жизнь школы стала более интересной, насыщенной реальными делами с помощью той или иной модели ученического самоуправления.
Инициативной группе необходимо работать в тесном взаимодействии с администрацией образовательного учреждения, совместно рассматривая методические разработки и приемы, предназначенные для проведения игры «Демократическая республика».
На этом этапе в случае необходимости возможно взаимодействие инициативной группы с авторским коллективом данной технологии, с тем чтобы получить необходимые консультации и ответы на возникающие вопросы по подготовке и запуску игры в конкретной общеобразовательной школе. Учет специфических местных особенностей может серьезно повлиять на подходы к адаптации правил игры к данному образовательному учреждению. Поэтому с самого начала необходимо ясное понимание основного замысла предлагаемой технологии и тех трудностей, с которыми может столкнуться педагогический коллектив при ее использовании. С другой стороны, взаимодействие необходимо для сохранения сути образовательной технологии и методических принципов, на которых строится данная модель самоуправления «Демократическая республика».
Также стоит очень внимательно отнестись к тому, какими формами, методами и приемами, заложенными и в игру, и в образовательный процесс, можно действительно запустить ученическое самоуправление, тем самым значительным образом изменяя распределение нагрузки в части организации учебной и внеурочной работы обучающихся и педагогов.
Рассматривая эти вопросы, инициативной группе следует серьезное внимание обратить на привлечение родителей обучающихся к координации игры и к ее проведению (консультирование, координация некоторых из направлений игры). Здесь стоит провести несколько частных встреч с наиболее активными родителями, с тем чтобы выяснить их возможности и желание принять участие в подготовке и проведении планируемой игры, включая финансовую поддержку.
Желательно, чтобы инициативная группа согласовала с администрацией образовательного учреждения основные вопросы и тщательно подготовила материалы по развитию самоуправления для их рассмотрения на педагогическом совете. Именно педагогический совет должен принять окончательное решение о возможности использования данной модели, но для того, чтобы решение было положительным, то есть педсовет рекомендовал игру «Демократическая республика» как форму организации ученического самоуправления, необходима тщательная подготовка самой инициативной группы. Ее участникам придется отвечать на множество вопросов, которые будут возникать у членов педагогического совета. Что это за модель? Почему она называется игрой? Зачем она нашему коллективу? Кто этим будет заниматься? Как это отразится на успеваемости учащихся? Не помешает ли это традиционным мероприятиям, проводимым в данном коллективе? И т.д.
Целесообразно заранее предусмотреть подобные вопросы, предварительно поговорив со своими коллегами, и подготовить содержательные ответы с опорой на данное методическое пособие и правила игры.
На этом этапе принципиально важно получить предварительное согласие администрации образовательного учреждения, так как без этого все дальнейшие усилия инициативной группы могут привести лишь к возникновению конфликтной ситуации внутри педагогического коллектива. Этого нужно избежать, привлекая администрацию на свою сторону, убеждая в преимуществах предлагаемой модели ученического самоуправления.
После того как сама инициативная группа будет готова к работе педагогического совета, можно ставить этот вопрос в его повестку и приглашать коллег к обсуждению данной идеи – использование той или иной модели ученического самоуправления, например комплексной политико-экономической игры «Демократическая республика» в данном общеобразовательном учреждении.
2. Педагогический совет. Почему инициативной группе и администрации школы очень важно вынести вопрос о запуске модели ученического самоуправления (игры «Демократическая республика») на педагогический совет?
Прежде всего потому, что, если игра запускается в образовательном учреждении, в нее вовлекается практически весь педагогический коллектив. Это не значит, что каждому педагогу предстоит участвовать непосредственно в каких-либо мероприятиях игры. Но в игру может быть вовлечено большое число ребят из тех классов, где педагоги являются классными руководителями или преподавателями того или иного учебного предмета. В этом случае участники игры могут обращаться к педагогам с просьбой проконсультировать их по разным вопросам, просто попросить помощи как у более опытного человека, который в реальной жизни сталкивался с той проблемой, которая возникла у участников во время игры. Некоторые действия, проводимые по плану игры, могут требовать подготовки к ним, и это будет накладываться на другие дела, которые включены в план воспитательной работы образовательного учреждения. Поэтому очень важно, чтобы педагогический коллектив был в максимальной степени информирован о предстоящей игре и ознакомлен с ее правилами и планами проведения различных этапов и мероприятий.
Важным вопросом, который следует рассмотреть на педагогическом совете, является подбор и рекомендация педагогов и обучающихся в штаб по подготовке и запуску игры. Как правило, в состав этого штаба входят члены инициативной группы, так как они уже хорошо знакомы с предлагаемой моделью самоуправления, разобрались в ее деталях и, главное, сами определились по отношению к ней, то есть приняли решение использовать ее в работе данного образовательного учреждения. Они могут составить основу школьного штаба, но не стоит ограничиваться только этой инициативной группой. Штаб должен быть пополнен другими педагогами, которые готовы принять на себя ответственность за подготовку данной игры.
Вполне допустимо на первом педагогическом совете лишь поставить вопрос о составе штаба и включить в него только тех педагогов, кто уже принял для себя такое решение. Другим дать время подумать над вопросом о возможности работы в составе этого школьного штаба по подготовке и запуску игровой модели самоуправления.
Принципиально важно не принуждать педагогов, это не должно стать принудительной обязанностью по принципу: «Вы у нас единственный экономист (правовед и т.д.), вам и отвечать за экономический (правовой и т.д.) этап игры». Разумеется, это было бы идеальным вариантом, но если коллега психологически не готов, то принудительно включать его в состав штаба нецелесообразно. Еще раз подчеркнем, что это должно быть его добровольное решение.
Что касается учащихся, это должны быть старшеклассники, у кого уже есть определенный лидерский опыт, кто принимал участие в различных мероприятиях, требующих организаторских умений, активно участвовал в деятельности детской общественной организации и т.д. В этом случае у педагогического коллектива появится действительно группа инициативных ребят, готовых взять на себя значительную часть необходимой подготовительной работы. Это крайне важно, чтобы освободить самих педагогов от части нагрузки, связанной с подготовкой и проведением игры «Демократическая республика». Мнение педагогического коллектива о возможностях рекомендуемых в штаб ребят стоит учитывать, чтобы сохранить благоприятный психологический климат в коллективе взрослых.
Опыт показывает, что после серьезного обсуждения на педагогическом совете у игры появляются новые активные участники из числа педагогов, а в дальнейшем и среди учеников, готовых взять на себя часть ответственности за подготовку игры.
3. Штаб по подготовке и запуску игры. Штаб игры должен стать прежде всего очень мобильной группой, которая оперативно могла бы решать множество задач, возникающих по ходу подготовки игры. Поэтому необходимо очень четко распределить обязанности между членами штаба. По числу таких обязанностей определится и число членов штаба игры. Самый простой способ определить обязанности – это выделить направления игры. К ним можно отнести:
общую координацию игры;
политический блок игры;
правовой блок игры;
экономический блок игры;
игровую атрибутику;
общешкольные мероприятия;
информационное обеспечение игры;
консультирование участников игры;
привлечение взрослых.
Таким образом мы получаем оптимальное число членов штаба – 9. Но это, разумеется, примерная цифра. Тем не мене стоит заметить, что большее число членов штаба понижает эффективность его работы. Если школа небольшая, то штаб может состоять из меньшего числа его членов. Главное, чтобы все необходимые функции выполнялись и у членов штаба не было серьезной перегрузки в связи со своими обязанностями.
Каким может быть распределение обязанностей между педагогами и обучающимися – членами штаба?
В силу того, что такие направления деятельности, как «Общая координация», «Политический, правовой и экономический блоки», а также «Привлечение взрослых», требуют серьезных знаний, опыта и ответственности, рекомендуется назначать руководителями этих направлений педагогов или родителей, компетентных в этих сферах. Еще раз подчеркнем, что целесообразно добровольное возложение на себя обязанностей по руководству этими направлениями деятельности штаба, так как в противном случае это направление деятельности может «провалиться», что, естественно, приведет к общему ухудшению качества проводимой работы.
Другие направления игры (игровая атрибутика, общешкольные мероприятия, информационное обеспечение, консультирование) могут возглавлять школьники, имеющие определенный опыт по данным видам деятельности или специально обученные для этого.
Каждый член штаба может создавать по своим направлениям рабочие группы из числа педагогов, родителей и обучающихся, то есть еще на этапе подготовки и запуска формировать актив, который в дальнейшем может выступать активным «пропагандистом» идей и замыслов используемой модели ученического самоуправления.
Теперь остановимся на конкретном содержании деятельности каждой рабочей группы.
3.1. Группа общей координации игры. Возглавляет эту группу член штаба, который руководит его работой, осуществляя координацию всей игры. В его ответственность входит взаимодействие с администрацией образовательного учреждения и педагогическим советом, а также с органами ученического самоуправления. На время отсутствия руководителя штаба его обязанности возлагаются на одного из педагогов – члена штаба. Это важно определить заранее, чтобы во время подготовки и, особенно, проведения самой игры не возникали административные паузы, когда решение срочных вопросов откладывается по причине отсутствия руководителя. Это может крайне отрицательно сказаться на самой игре.
В данной группе могут работать и педагоги, и старшеклассники, и родители. У всех членов этой группы одна задача – осуществлять общую координацию, помогать остальным руководителям групп (членам штаба), консультировать их по общим вопросам, снимать возникающие проблемы и т.д.
Прежде всего данная группа готовит проведение очередного заседания штаба, формулирует повестку заседания, знакомит с ней всех членов штаба, назначает день и время его проведения, готовит аудиторию и все, что необходимо для успешной и эффективной работы штаба. Во время проведения заседания штаба руководитель этой группы ведет обсуждение, фиксирует все принятые решения, вновь данные поручения и т.д. После заседания штаба данная группа контролирует выполнение принятых решений, помогая в случае необходимости остальным группам.
3.2. Группа политической части игры. Данная группа отвечает за подготовку и проведение политической части, которая в каждый годовой цикл является первым этапом игры. Поэтому на эту группу ложится очень большая ответственность, так как от качества ее работы во многом зависит успех запуска всей игры в целом и новых ее циклов в последующем. Если игра «Демократическая республика» проводится в образовательном учреждении впервые и еще нет специальных правил формирования Избирательной комиссии, оформленных «Законом о выборах…», вполне возможно использовать принцип «Совета дела». «Совет дела» – это группа активистов, сформированная из представителей старших классов, которые готовы взять на себя обязанности по подготовке первых выборов президента и депутатов парламента школьной республики.
После запуска игры группа политической части активно работает с группой консультирования участников игры, Избирательной комиссией и функционирующими в «Демократической республике» общественными объединениями, «партиями», исполнительными органами и административными образованиями. Участники группы могут оказывать помощь в проведении обучения и консультировать членов Избирательной комиссии, лидеров партий и административных образований, кандидатов на пост президента и в депутаты парламента школьной республики, членов групп поддержки, наблюдателей и т.д.
Кроме того, важной задачей группы политической части игры является установление отношений с местной Избирательной комиссией и привлечение ее членов для консультирования школьников и педагогов, принимающих участие в игре «Демократическая республика», то есть в реализации модели ученического самоуправления.
3.3. Группа правовой части игры. При запуске модели самоуправления данная группа отвечает за разработку первичных нормативных (локальных) актов, в частности «Положения о выборах», предваряющего «Закон о выборах», деловой документации, необходимой для проведения регистрации кандидатов и ведения избирательной кампании.
После запуска игры члены правовой группы активно работают в качестве консультантов и экспертов с избранным законодательным органом. Прежде всего эта работа связана с разработкой текстов конституции и закона о выборах, а в дальнейшем и с разработкой текстов других законов. Также участники правовой группы проводят обучение в вопросах права для всех желающих граждан «Демократической республики». Желательным является привлечение правовой группой к взаимодействию с игровым государством профессиональных юристов, работающих в области прав человека.
3.4. Группа экономической части игры. Этой группе предстоит осуществить очень большую работу, связанную с выяснением возможностей и подготовкой условий к началу экономической деятельности в школьном государстве:
прежде всего необходимо подготовить перечень работ, которые будут предложены школьникам во время экономического этапа игры. Этот перечень должен включать работы, которые, с одной стороны, необходимы для образовательного учреждения, а с другой стороны, были бы привлекательны для обучающихся;
решить все организационные вопросы (распределение школьных помещений для работы министерств, изготовление школьной валюты и необходимой документации и т.д.);
продумать направления активной деятельности правительства;
решить вопросы, связанные с функционированием Государственного банка (выпуск и обращение валюты внутри государств, подготовка всей необходимой деловой и финансовой документации и т.д.).
Особое внимание группе экономической части игры следует уделить поиску средств, обеспечивающих игровую валюту реальными товарами или услугами, которые будут интересны участникам игры, гражданам «Демократической республики».
Примечание. Главное при поиске средств – это инициатива членов штаба, их уверенность в том, что в Российской Федерации уже имеется нормативная база поддержки различных позитивных начинаний образовательных учреждений.
Комментарии