В последние десять-пятнадцать лет одним из самых распространенных способов разнообразить урок литературы в школе является демонстрация фрагментов из кинофильмов, снятых по мотивам художественных произведений. Использование видеоряда не только оживляет традиционное занятие за счет переключения внимания учащихся с одного вида деятельности на другой, но и позволяет им критически подойти к изучаемому тексту за счет сравнения оригинала с его экранизацией.
В случае драматического произведения школьники могут посмотреть запись спектакля, а в случае лирического – послушать аудиозапись стихотворения в исполнении профессионального чтеца или эстрадного артиста. Однако этим использование медиатехнологий на уроке литературы не ограничивается.
При анализе литературного текста очень важно учитывать его родо-жанровую специфику. Знание основных особенностей эпических, лирических и драматических жанров значительно облегчает учащемуся работу с произведением, а в случае нестандартных жанровых наименований (поэма «Мертвые души» Н.В.Гоголя, комедия «Вишневый сад» А.П.Чехова) позволяет ему точнее определить проблематику сюжета, выявить все своеобразие авторского подхода к построению художественного мира.
В этом плане очень показательна работа с драматическими произведениями. Будучи изначально предназначенными для постановки на сцене, они выходят за рамки литературы и потому наиболее открыты к синтезу с другими видами искусства и человеческой деятельности.
Сопутствующим продуктом любой театральной постановки является афиша. Ее и можно предложить разработать учащимся по итогам прочтения драматического произведения. Перед этим желательно показать детям уже существующие афиши к спектаклю по изучаемой пьесе. Чем разнообразнее будут примеры, тем лучше. В качестве рабочего инструмента подойдет любой графический онлайн-редактор, находящийся в свободном доступе, например Canva.
Чтобы разработать дизайн афиши, учащимся необходимо уметь выделить главную мысль произведения. Зачастую дети стремятся образно представить основной конфликт пьесы и стороны, участвующие в нем, либо ключевые моменты сюжета. Иногда выбранное учащимися визуальное решение внешне может не иметь, казалось бы, никакого отношения к пьесе, но при этом быть глубоко связанным с ним на концептуальном уровне, что свидетельствует о глубоком проникновении в авторский замысел или его оригинальной трактовке.
Помимо этого у афиши, как правило, имеются обязательные элементы, которые также необходимо учесть при разработке ее дизайна. Это название пьесы или спектакля, автор произведения, по которому делается постановка, режиссер-постановщик. Плакат можно дополнить слоганом, обозначить актеров, занятых в главных ролях. Знание этих особенностей расширит представления учащихся как о функциональном назначении афиши, так и о специфике театральной постановки в целом.
Более универсальный характер носит такое задание, как разработка дизайна книжной обложки, но наиболее эффективно оно будет при анализе эпического произведения. В качестве альтернативы можно предложить учащимся оформить иллюстрированный разворот книги, где они представили бы свое видение того или иного эпизода. Последнее отлично подходит для усвоения навыков верстки и правил типографики. Разворот можно снабдить комментариями к тексту, что подразумевает активную работу с текстом.
Подходящий формат при изучении лирического наследия того или иного автора или группы авторов – конкурс фотографий. В основе искусства фотографии лежит фиксация мгновений бытия, что во многом схоже с лирической спецификой. Поймать на камеру эпизод из будничной жизни или сделать пейзажную зарисовку, которые наиболее перекликаются с выбранным стихотворением или дополняют его, – такое задание не потребует от учащегося каких-нибудь специальных навыков, а сделать снимок он может даже на свой телефон. Главное, чтобы запечатленный кадр имел явные параллели с содержанием лирического произведения, его настроением. По итогам конкурса можно также выпустить ограниченным тиражом фотоальбом для учащихся, где представленные на конкурс фотографии сопровождались бы текстами выбранных стихотворений.
Литература – это прежде всего искусство. Как и любой другой вид искусства, она имеет дело с образами. В процессе изучения художественных произведений необходимо формировать у учащихся умение говорить на языке образов, воспринимать их. Работа с текстом в таких нестандартных форматах, как разработка дизайна афиши, книжной обложки, фотоконкурс, развивает у детей образное мышление и открывает простор для новых, оригинальных трактовок произведений, традиционно изучаемых в школьной программе.
P.S. Афиши к пьесе А.Н.Островского «Гроза» выполнены учениками 10‑го класса.
Сергей Морозов, учитель литературы Цифровой школы
Комментарии