В центре всего воспитательно-образовательного пространства школы №1959 стоит личность ребенка как носителя «гена добра», его человеческий, интеллектуальный и творческий потенциал. Сегодня личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.
Со временем анализ концепции воспитания и социализации школы №1959 позволил выявить особенности всей системы работы образовательной организации, ставшей родиной движения «Добрые дети мира». Практическая значимость идей и программ движения сегодня подчеркивается условиями самой жизни, ведь подобный подход включает широкий мировоззренческий взгляд на проблемы воспитания современного подростка. Москва – огромный пестрый мегаполис, в котором духовно-нравственный аспект формирования личности школьника выступает на первое место.Как все начиналось…Открывая школу в 1999 году, мы и не думали, что через несколько лет станем свидетелями зарождения детского общественного движения «Добрые дети мира». Оно зародилось в школе в 2006 году и стало гуманистической основой ее воспитательной системы.А все начиналось с события, которое потрясло весь мир. Беслан… 2004 год… В те страшные сентябрьские дни каждый хотел помочь пострадавшим и поддержать людей, оказавшихся в плену этих страшных дней. И, конечно же, ученики, учителя и родители школы №1959 также организовали сбор средств и гуманитарной помощи детям, пострадавшим в результате теракта. Желающих протянуть руку помощи было так много, что мысль о создании детской организации рождалась прямо на глазах как осознанное действие. Главная идея, вокруг которой объединились дети и подростки, – идея добра и милосердия, желание помогать ближнему и не оставаться равнодушным к чужой беде.Первый учредительный съезд движения «Добрые дети мира» состоялся в апреле 2006 года, на нем были приняты устав, программа движения, клятва и утверждена символика. В работе съезда приняли участие представители 36 школ из 12 районов Москвы. Председателем движения «Добрые дети мира» и идейным вдохновителем все эти годы бессменно является директор школы №1959, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Михаил Армаисович Асирян, который и стал автором гимна движения, а музыку написала ученица школы Мария Дикарева:Будет солнце на планете,Если в сердце – мир.Ты твори добро и помни:Ты – не один!Ты – не один!Ключевыми понятиями движения «Добрые дети мира» стали «Родина», «мир», «добро», «уважение личности», «противодействие насилию и экстремизму», «права человека и гражданина», «здоровый образ жизни», «устойчивое развитие», «демократия».Задачами деятельности движения «Добрые дети мира» являются осуществление конкретных благотворительных мероприятий; организация и проведение поисково-исследовательской деятельности и ее представление в виде научных докладов, рефератов, проектов о благотворителях прошлого и настоящего; изучение истории, культуры и духовных основ развития благотворительности в нашей стране и мире; распространение идей гуманизма, милосердия и добра в среде подрастающего поколения и в обществе в целом.Ежегодно на базе школы проходят съезды и прием в его состав новых членов. Наша школа реализует на практике основные положения Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Здесь каждый ребенок имеет равные возможности для раскрытия своих талантов и способностей. Вся деятельность школы с момента ее основания направлена на создание модели демократического школьного братства, где нет места религиозной нетерпимости, проявлению экстремизма и расовой дискриминации. Этим и объясняется символическое название образовательного комплекса – «Дети мира», включающего школу и дошкольные отделения.Составляющими модели воспитательной системы в школы в условиях функционирования детского движения «Добрые дети мира» являются институт президентства и Совет школьного самоуправления. А значение информационно-аналитического центра школы, телекомпании «Дети мира» и школьной газеты трудно переоценить. Большую роль играют публичность и открытость мероприятий движения, совместная разработка плана работы, участие каждого классного коллектива в таких проектах, как «Не прервется связь поколений», «Экологический рейд», «Душа России», «Ты – не один», а также возможность виртуального общения учащихся со сверстниками из других школ Москвы и России, разделяющих принципы движения, – это результат действенности и эффективности работы самой системы. Данные проводимых в школе мониторингов и диагностик по выявлению уровня воспитанности и формированию толерантного сознания позволяют сделать вывод о положительной динамике и снижении агрессивности в детской и подростковой среде.Преимущественное внимание в этой работе уделено самому сложному возрастному переходному периоду – детям 11-15 лет, требующим особого психолого-педагогического подхода. Различные формы участия в мероприятиях и проектах движения «Добрые дети мира» позволяют каждому подростку найти область применения своих интересов, совместно с родителями выработать индивидуальную траекторию успешного развития. Жизнь подростка становится интересной и насыщенной.Участие школьников 5-9-х классов в экологических рейдах («Покорми птиц», «Марьино – моя малая родина»), шефство над пожилыми людьми и ветеранами, помощь в организации и проведении концертов для малышей в домах-интернатах («В гостях у сказки», «Поверь в мечту», акция «Стань Дедом Морозом») формируют у подростков осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе и самим становиться общественно значимыми. Они учатся строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «я».Педагогическое значение деятельности движения «Добрые дети мира» подчеркивается тем, что вся воспитательная работа школы реализуется через теснейшую связь с образовательным процессом и выстраивается как единая система по форме и содержанию. Поэтому главная миссия движения – это формирование необходимых условий для всестороннего воспитания, обучения и развития детей и подростков, их нравственное и физическое совершенствование, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Альберт Эйнштейн писал: «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста».Школа стала стажировочной площадкой по проблемам формирования воспитательных систем и профилактике негативных явлений в детской и подростковой среде. На базе школы ежегодно проводились городские семинары и открытые педагогические советы с привлечением массовой учительской аудитории и активов детских движений. Возможности дистанционных технологий позволяли осуществлять телемосты между учащимися школы №1959 и школьниками из других регионов России и стран СНГ.Ресурсы развития движения «Добрые дети мира» открывают простор для формирования основ гражданской идентичности, осознания принадлежности детей и подростков к гражданской общности, воспитания гордости за свою страну, ее культурное и историческое наследие. Через реализуемые проекты «Цветы победителю» в канун Дня Победы, «Я помню тебя, солдат!», «Я вижу мир, где нет войны», «День матери» и другие школьники приобщаются к нетленным духовно-нравственным ценностям и тем самым формируют свое отношение к истории России и своего народа.Участие старшеклассников школы №1959 – членов движения «Добрые дети мира» 7 ноября 2015 года в торжественном марше на Красной площади в Москве, посвященном историческому параду Красной Армии 7 ноября 1941 года, стало ярким событием для каждого.В свете решений прошедшего 18-19 мая 2016 года в Москве съезда московских школьников, на котором особое внимание уделялось вопросам, связанным с военно-патриотическим воспитанием молодежи, усиливаются роль и значение нашего движения как социально ориентированного и обращенного к каждому подростку.Деятельность движения «Добрые дети мира» раскрывает новые возможности для совершенствования института школьного самоуправления. Воспитание правовой грамотности и основ гражданского самосознания – одна из сложнейших задач подрастающего поколения. Не секрет, что характерной особенностью молодежи является повышенная динамичность, исключительная восприимчивость, «открытость» для всего интересного и нового, тяга к самостоятельности и «взрослости». У подростков формируются высокая гражданская позиция и практические навыки, необходимые для воспитания социально активной личности.Наши добрые дела…Прошло десять лет. Мы стали школой, гордо носящей название «Дети мира». Одной из форм демонстрации результатов является участие в ежегодном Фестивале добрых дел, позволяющем каждому ребенку раскрыть свои таланты и способности через участие в таких проектах, как: «Живая планета» – экологический мониторинг; «От сердца к сердцу» – организация гуманитарных акций в помощь ветеранам и воспитанникам интернатов; «Добрая песня России» – проведение творческих конкурсов и фестивалей; «Здоровое поколение» – воспитание основ здорового образа жизни; «Доброе кино»; «Во имя жизни на Земле» – Вахта памяти; «АРТ-проект «Искусство»; «Неделя добрых дел»; «Добрые игры».Добро объединяет, и главный принцип организации «Добрые дети мира» – «У добра нет границ. Твори добро!». В движение может вступить любой ребенок или подросток, разделяющий идеи и принципы гуманизма, справедливости и общечеловеческой морали. Проявления экстремизма и насилия представляют собой большую опасность для современного общества. Движение «Добрые дети мира» призвано через систему воспитательных мероприятий помочь подростку прийти к пониманию того, что мир един и независимо от религиозных и национальных особенностей и взглядов каждый человек достоин уважения.«Мы такие разные – дети всей Земли!» – девиз общешкольного фестиваля, на который обычно съезжаются делегации из разных образовательных организаций округа и города. Подростки, вступившие в ряды движения «Добрые дети мира», демонстрируют свои таланты и творческие способности, исполняя песни на разных языках мира, читая стихи и рассказывая о своем вкладе в развитие движения. Традиционным стало проведение на базе школы №1959 гала-концерта победителей фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Мне через сердце виден мир», так же как и фестиваля «Жизнь дана нам на добрые дела», который собирает в актовом зале школы сотни детей, родителей и учителей. Большой отклик у детей, педагогов и родителей вызвало участие в инклюзивном проекте «Один плюс один». В рамках создаваемой в Москве инклюзивной образовательной и воспитательной среды педагоги приучают детей видеть вокруг себя мир с непохожими и разными людьми.Несколько лет назад легендарная сцена Кремлевского дворца была предоставлена детям – учащимся школы №1959, членам Международного детского движения «Добрые дети мира» в рамках фестиваля «Одна планета – одно будущее. Дети в бело-голубой форме движения, представители разных национальностей и народов, доказали взрослым и своим сверстникам, что только совместными усилиями можно сделать мир добрее.Наверное, нужно уметь прислушиваться к детям, учитывать их мнение, серьезно относиться к предложениям и инициативам, ведь порой им видно то, что ускользает от взрослого взгляда. Нередко ответы на важные вопросы могут подсказать нам дети, сами того не подозревая, как тот маленький мальчик, случайно встретивший директора школы №1959 Михаила Армаисовича Асиряна после уроков в школьном коридоре. Мальчик сказал: «Школа – это место, где всем хорошо». Вот так легко и непринужденно ребенок выразил главное назначение школы.Янина БАДАСЯН, заместитель директора по управлению качеством образования школы №1959
Комментарии