Диагностико-технологическое управление педагогическим процессом. Третья четверть
Немного о резервах
Третья четверть – самая продолжительная и самая нагруженная, и задачи здесь стоят самые ответственные. Школьники уже основательно вошли в процесс учения, и теперь можно приступить к чудесным превращениям бывших троечников в хорошистов.
Если изобразить коллектив учеников школы условно в виде прямоугольника, то в нем следует выделить три части: верхнюю – хорошистов и отличников; нижнюю – троечников; переходную, ученики которой имеют по 1-2 тройки. Схема 1.
Обычно в школах наращивают число хорошистов за счет усиленного внимания ученикам переходной части коллектива. Это правильно, но не вполне: эта зона постепенно “худеет” – резервы падают до нуля. В нашей системе мы заботимся о пополнении переходной части, работая с троечниками, создавая для каждого из них режим усиленного внимания.
В первом полугодии мы вели подготовку: школьники уже вооружены общеучебными умениями, научились пересказывать учебный материал. Но для круглых троечников обычные школьные нагрузки запредельны, а реально существующие нарушения эмоционально-волевой сферы своей глубиной не вызывают оптимизма.
В третьей четверти мы уже в состоянии не только увеличивать число хорошистов, но и наращивать переходную часть коллектива за счет троечников.
Организация диагностики
Отслеживаемые признаки выбираются в соответствии с первоочередной задачей учебной четверти. В первой четверти такой задачей было формирование общеучебных умений, во второй – усиление репродукции. В третьей четверти задача состоит в оптимизации алгоритмического применения знаний, в обеспечении перехода от репродукции к творчеству. При осуществлении этого перехода важны все три составляющие педагогического процесса: воспитание, развитие и обучение. Соответственно для проведения диагностики потребуются три блока признаков.
При количественной оценке обучения будем исходить из того, что алгоритмическое применение знаний обеспечивает обучение по крайней мере на уровне “4”. Поэтому количество хорошистов и отличников в классе (в процентах) можно считать существенным признаком качества обучения – степенью реализации учебных возможностей класса. Не менее важен и другой признак, по которому можно судить об учебных возможностях слабых учеников – это та доля, которую от общего количества учебных предметов составляют хорошо освоенные. Назовем этот признак индексом качества. Так, если из 15 учебных предметов ученик занимается на “4” и “5” по пяти предметам, то индекс качества составляет 0,33. Возможно вычисление индекса качества (ИК) и для класса в целом. Например, 25 учеников класса получили по 12 предметам за вторую четверть 300 отметок. Если 120 из них составляют высокие отметки, то ИК = 0,40. Этот класс следует признать слабым по его учебным возможностям: обычно для гимназических классов ИК не менее 0,70; для классов среднего уровня – 0,50 < ИК < 0,70.
Диагностическая ведомость приобретает следующий вид (см. таблицу).
В столбце 1 классным руководителем проставляется количество учебных предметов, по которым ученик имеет высокие отметки за II четверть. Выделяется примерно половина больших по величине значений. Эти значения обозначаются единичками при расчете коэффициентов корреляции на компьютере или вручную. По данным этого же столбца определяется обычным путем качество обучения и вычисляется индекс качества, как это было показано выше.
Признаки воспитанности проставляются классным руководителем в столбцах 2-5 в таком порядке:
2 – доброта по отношению к одноклассникам,
3 – внимательность по отношению к окружающим,
4 – аккуратность (по состоянию тетрадей),
5 – наставничество над младшими детьми или оказание помощи в своем классе.
В столбцах 6-7 наличие признаков (настойчивость в преодолении трудностей и логичность мышления) отмечается в двухуровневой шкале (1 – есть; 0 – нет) либо школьным психологом, либо учителем математики.
При статистической обработке оцениваются коэффициенты корреляции между данными первого и остальных столбцов; образец расчета такой же, как в первой четверти.
Обычно для большинства классных коллективов самая сильная связь наблюдается между значениями первого и шестого столбцов, то есть решающее значение имеет настойчивость в преодолении трудностей. Это и определяет конкретизацию общешкольной первоочередной задачи и выбор технологии – расчета и использования зон повышенного внимания (ЗПВ).
Четыре шага к успеху
Если у ученика тройки по 8-10 предметам, то бесполезно обращаться к его совести, повышать требовательность, вызывать родителей: у него просто нет реальных возможностей для улучшения учения по всем предметам. Надо выделить для каждого слабого ученика лишь по 2 предмета и по этим предметам создать режим повышенного внимания. Рассмотрим на конкретном примере порядок этой работы при использовании компьютера.
Шаг 1. Сведение данных по успеваемости к дихотомии.
Обычно классные руководители располагают данными по успеваемости учеников по всем учебным предметам. Эти данные надо ввести в память компьютера, сведя их к дихотомии и используя для обработки Excel. Свести данные к дихотомии означает представить их в двухуровневой шкале. При этом отметки “4” и “5” обозначаются единичками, более низкие отметки – нулями, а таблица результатов приобретает такой вид:
Шаг 2. Суммирование по строкам и по столбцам.
Проводится в Excel в режиме “Автосуммирование”, после чего таблица приобретает такой вид:
Шаг 3. Двойная ранжировка таблицы.
Строки ранжируются сверху вниз в порядке убывания значений столбца “итог”. Столбцы ранжируются слева направо в порядке убывания значений строки “сумма”. Таблица приобретает вид такой, что в левом верхнем углу находится освоенная зона (единички), а в правом нижнем – неосвоенная (нули).
Пограничная линия между зонами проводится так, что количество клеток над линией равно количеству единичек в столбце, а количество клеток под линией равно количеству нулей в столбце. В каждой строке выделяются первые два нуля. Совокупность всех выделенных клеток и представляет собой зону повышенного внимания (ЗПВ). Если такую распечатку вклеить в классный журнал, то каждый ученик будет знать, по каким предметам его будут чаще опрашивать, а каждый учитель будет знать, на кого из школьников он должен обратить усиленное внимание. Так, например, ученице Маркеловой надо обратить внимание на математику и географию, ученице Кашаповой – на литературу и ботанику; учителю географии надо чаще опрашивать Маркелову и Чикина и т.д.
Шаг 4. Дополнительная информация.
Самым трудным предметом в этом классе оказалась история. Это, конечно же, ненормально и требует оказания методической помощи учителю. Следует присмотреться и к уровню требовательности при изучении самого легкого предмета – в данном классе этикета. Стопроцентное качество означает либо наличие передового опыта – тогда надо учителя поощрить, либо за этим заниженные требования.
Представляет интерес и расчет индекса качества. Для этого надо разделить количество единичек в таблице на общее количество клеток. В данном классе ИК = 54 : 96 = 0,56, что соответствует классу среднего уровня. Между тем качество обучения равно всего 0,08 (один хорошист на 12 учеников) – очень низкое. Это объясняется фактом наличия трех учеников, имеющих тройки всего по одному предмету (Соколова – по истории, Ершова – по русскому языку, Гончаров – по ботанике).
Построение зоны повышенного внимания – эффективное средство улучшения качества обучения. Оно позволяет за одну учебную четверть исправить от 20 до 30 процентов отметок этой зоны, но при непременном условии предварительной работы по восстановлению общеучебных умений в первой четверти и по обучению репродукции – во второй.
Задание 11. Организация диагностики и расчет ЗПВ.
Это задание выполняется классными руководителями под руководством завучей в первой половине зимних каникул – сразу же после семинара.
заполняются диагностические ведомости,
по каждому классу составляется список учеников с четвертными отметками по всем предметам.
Обработка данных проводится либо учителем информатики на компьютерах, либо классными руководителями вручную.
Не позднее 8 января все результаты должны быть получены и обобщены. Результаты диагностики должны быть представлены на графиках-развертках для демонстрации. Результаты расчета ЗПВ для каждого класса следует приклеить к обложке классных журналов.
Задание 12. Проведение педсовета по проблеме новые хорошисты.
Дата – 9 или 10 января.
План проведения педсовета.
1. Результаты совершенствования репродукции во второй четверти:
обучение пересказу коротких текстов,
иллюстрирование тетрадей,
другие направления.
2. Из троечников – в хорошисты:
учет результатов диагностики при выборе первоочередных задач – для школы и классных коллективов;
зоны повышенного внимания в обучении;
совершенствование мышления;
технология систематизирующего повторения.
Рождение технологии систематизирующего повторения
Развитие науки идет по пути накопления и свертки информации. Не обойтись без систематизации и на школьных уроках.
I вид. Свертка представлений.
Для ее построения педагогами предложено:
выделение ключевых слов,
опора на рисунки,
переход от представлений к понятиям,
построение рисуночных сверток,
многократное использование сверток.
Что стоит за этими предложениями?
При выделении ключевых слов (это с успехом применяют все учителя начальных классов) учитывается их семантическая связность: легче осваивать информацию, опираясь на семантически более нагруженные слова. В этом состоит первая используемая здесь закономерность.
Необходимость опоры на рисунки вытекает из психологической закономерности осознания – единства первой и второй сигнальных систем человека, единства слова и образа.
Переход от представлений к понятиям требует использования мыслительной операции обобщения. Это признано всеми, и такие примеры были неоднократно рассмотрены в многочисленных наших работах.
Построение рисуночных сверток учебного материала активно вошло в нашу школьную жизнь благодаря работам талантливого учителя В.Ф.Шаталова.
Мыслительная деятельность учеников при построении сверток I вида может быть изображена так: схема 2.
II вид. Переход от понятий к закономерностям.
Теоретики и практические педагоги предложили здесь следующие шаги:
схематическое изображение понятий,
выявление взаимосвязей,
формулирование закономерности,
установка на запоминание,
многократные упражнения.
Схематическое изображение понятий необходимо, так как использование довольно пространных определений может вызвать затруднения при выявлении и анализе взаимосвязей между ними.
Ученики не могут активно принимать участие в выявлении межпонятийных связей, если не будут ознакомлены с возможными разновидностями связей: пространственными и временными, генетическими и причинно-следственными; однозначными (функциональными) и статистическими; прямыми и обратными. Выявление взаимосвязей и их характера широко практикуют в своей работе многие педагоги, например известный педагог И.Ф.Шумило при объяснении темы “Второй закон Ньютона” вначале показывал экспериментально, что ускорение и сила прямо пропорциональны для тела фиксированной массы, затем демонстрировал обратную зависимость между ускорением и массой тела при постоянной силе.
После выявления частных взаимосвязей формулируется обобщающий их закон (закономерность). Но на словесном описании формулировка закона не заканчивается. Дело в том, что словесная формулировка представляет низший уровень в последовательности, характеризующей изученность законов:
уровень словесного описания,
уровень количественных отношений,
табличный,
графический,
аналитический уровни.
Естественно, что для окончательной формулировки должен быть выбран максимально высокий уровень. Для точных наук (математики, физики, химии и др.) – это, как правило, аналитический уровень; но и в гуманитарных науках все чаще не останавливаются на уровне словесного описания, а приводят табличную и графическую интерпретацию закономерностей.
Для облегчения запоминания закономерностей и законов можно использовать установку на прочное запоминание и повышенную частоту упражнений. Первый способ имеет в основе разработанную в 20-е годы школой психолога Д.Н.Узнадзе теорию установки. В простейшем варианте можно обвести формулу закона рамкой с цветным заполнением, это заставит лишний раз ученика обратить внимание на важный материал.
В упрощенном виде схема мыслительной деятельности при построении сверток второго вида может быть отображена так: схема 3.
III вид. Тематическая свертка информации.
Этот вид свертки наиболее сильно привлекал внимание педагогов, и здесь имеется больше всего наработок.
Учитель физики СШ ? 20 города Донецка В.И.Савченко предложил вариант свертки, где символически были обозначены физические величины; при этом обозначения величин, входящих в одни и те же формулы (законы), были расположены на одной прямой или на одном замкнутом контуре.
Такая свертка помогает быстро анализировать условие сложных задач: по заданным величинам быстро определяют, на какой линии свертки они находятся, легко выявляются явления и описывающие их уравнения. Если в задаче рассматриваются несколько явлений, то для ее решения составляется система уравнений. Но, к сожалению, такой вариант свертки имеет малую область применения.
Учитель из Кыргызстана П.А.Дик в конце 70-х годов предлагал ученикам в домашних условиях систематизировать информацию, взяв за основу движение мысли от конкретного к абстрактному, применение знаний и усиливая эмоциональный настрой старшеклассников:
изготовлялась миниатюрная модель для демонстрации явления и укреплялась на листе ватмана формата А4;
ниже записывалось уравнение явления;
проводилось его преобразование;
ученик выбирал самую интересную, по его мнению, задачу темы, приводил ее решение;
делал обобщающий вывод о возможной пользе полученных при изучении темы знаний.
Недостаток свертки информации по П.А.Дику – в ослабленной работе над терминологией. Достоинства – в несомненном педагогическом прагматизме, в учете основных положений деятельностного подхода в обучении. Схема 4.
Такого вида свертки могут использоваться в классах средней силы и в ослабленных.
В элитарных классах учителем Б.И.Дегтяревым использовался еще один вариант свертки – объединявший достоинства предыдущих. При этом в основу свертки был положен стандартный план пошаговой систематизации материала: от представлений и понятий – к закономерностям и их применению. Тематическая свертка информации разрабатывается старшеклассниками в домашних условиях и используется как основа для написания реферата.
Сопоставив использование различных сверток информации, мы пришли к предположению, что вид применяемых сверток зависит от возраста и уровня развития учеников. По нашему мнению, рационально использовать:
свертку I вида – от представлений к понятиям – в 5-6-х классах;
свертку II вида – от понятий к закономерностям – в 6-9-х классах;
свертку III вида – по П.А.Дику – в 8-10-х классах;
свертку-реферат – по Б.И.Дегтяреву – в 10-11-х классах.
И еще одно замечание: мы говорили о построении сверток учениками, для чего более пригоден индуктивный способ мышления. Но если использовать готовые свертки (как, например, принято в модульном обучении), то успешно может использоваться и дедукция – движение мысли от общего к частному.
Задание 13. Организация работы методобъединений по оптимизации алгоритмического применения знаний.
Заседания методобъединений проводятся дважды, в начале февраля и в начале марта, по ходу реализации тех положений, о которых информация была дана на педсовете:
зоны повышенного внимания,
совершенствование мышления,
технология систематизирующего повторения.
Каждой школе – педкласс
Некоторые школы готовят своих учеников дня поступления в престижные вузы и относятся пренебрежительно к ориентации на педагогические профессии. Есть школы и другого рода, из которых в вузы поступает менее 5 процентов выпускников. В первом случае, образно говоря, мы имеем дело с “сапожником без сапог”, во втором – с “сапожником из крыловской басни”. Кто из них хуже? Ответить на этот вопрос поможет критерий французского энциклопедиста Дени Дидро, согласно которому только та школа хороша, выпускники которой готовы стать учителями. Мы разделяем эту позицию, так как она хорошо соотносится с нашим представлением о разуме. Действительно, в приведенных примерах одна школа недовоспитала своих питомцев, другая – недоучила. Более того, мы считаем, что в каждой школе нужно организовать не только педкласс, но и педвсеобуч. Поэтому спецкурс “Наставничество” является органической частью нашей системы работы.
Этот спецкурс предназначен для решения нескольких острых школьных проблем:
в пятых-шестых классах в связи с увеличением объема материала в 2-3 раза по сравнению с третьим классом падает успеваемость и резко возрастают требования к состоянию общеучебных умений;
возникает необходимость такого увеличения частоты соответствующих упражнений, которое учителя не в состоянии физически обеспечить, поэтому в проведении этой работы становится необходимой помощь учителям, которую бы могли оказать специально подготовленные старшеклассники;
старшеклассники нуждаются в приобретении воспитательных умений для будущей семейной жизни; раньше в многодетных семьях такие навыки приобретались стихийно, так как старшие братья и сестры всегда опекали младших; сейчас эти функции все больше должна брать на себя школа;
для поступления в педвузы необходим отбор наиболее способных к педагогической работе выпускников.
Исходя из характера отмеченных проблем, наиболее правильно организовать изучение спецкурса “Наставничество” для учеников девятого класса, при этом каждый из них должен иметь закрепленных за ним двух-трех учеников пятого или шестого класса. Организационно выделяется два часа в неделю: один – для теоретической подготовки, второй – для практической работы.
Формы занятий: для освоения теоретических знаний можно использовать уроки, лекции, семинары; для практической работы лучше использовать ежедневные короткие (не более 10 минут в день) упражнения в домашних условиях.
Оценка знаний по спецкурсу проводится путем устного опроса, выполнения письменных работ, проведения дифференцированного зачета. Оценка приобретенных педагогических умений старшеклассников проводится по фактическим успехам в учебе их подшефных учеников.
Разделы курса по четвертям учебного года:
I – совершенствование общеучебных умений;
II – обучение пересказу коротких текстов;
III – работа в зоне повышенного внимания;
общечеловеческие ценности древнего мира;
IV – работа в зоне повышенного внимания;
общечеловеческие ценности (I-ХVI вв.).
Тематика теоретических занятий в первой четверти.
1. Оценка состояния общеучебных умений.
3. Анализ результатов замеров.
5. Технология совершенствования умножения.
7. Технология достижения оптимального чтения.
9. Изготовление карточек технологичного тренажа для умножения двузначных чисел.
11. Анализ результатов изменения скорости чтения.
13. Анализ результатов умножения двузначных чисел.
15. Анализ результатов увеличения быстроты письма.
17. Зачетное занятие.
Четные (практические) занятия проводят девятиклассники с подшефными пятиклассниками. Ежедневные тренировочные упражнения и контрольные замеры имеют длительность не более 10-15 минут. Содержание практических занятий: трехкратное чтение одноминутного отрывка текста; решение четырех примеров на умножение двузначных чисел; упражнение на быстроту письма.
Во второй четверти основная решаемая задача состоит в обучении пятиклассников пересказу коротких текстов. Кроме этого, девятиклассники должны приобрести опыт выделения главных признаков путем статистической обработки результатов наблюдений. Соответственно поставленным задачам на теоретических занятиях проводится ознакомление с психологическими качествами личности – речью, эмоциями, волей и т.д.
Тематика теоретических занятий во второй четверти.
18. Особенности обучения пересказу.
20. Основные психологические свойства личности.
22. Эмоции и их значение в жизни человека.
24. Воля. Волевые качества личности.
26. Мышление.
28. Память.
30. Компьютерная обработка данных.
31. Зачетное занятие.
В третьей четверти основная задача состоит в оказании помощи подшефным пятиклассникам при их работе в зоне повышенного внимания, то есть по двум предметам, по которым их будут чаще опрашивать.
Задание 14. Обработка и оформление результатов третьей четверти.
После окончания третьей четверти следует построить графики-развертки индекса качества и качества обучения.
Предварительно составляется таблица результатов (четвертных отметок), подсчитываются качество обучения и индекс качества для каждого из классов отдельно и по параллелям.
При построении графика развертки, как обычно, по горизонтальной оси отмечаются классы (параллели) от второго до девятого. По вертикальной оси – качество обучения и индекс качества по параллелям.
Для того чтобы провести анализ результатов и оценить происшедшие в школе изменения, надо составить аналогичную таблицу по результатам третьей четверти предыдущего года. Тогда на графике можно будет отобразить прошлогодние результаты пунктиром, а результаты текущего года – сплошными линиями. При нормальном ходе педагогического процесса сплошные линии должны идти несколько выше пунктирных. Можно определить и возможные точки сбоя, то есть оценить, в каких параллелях имел место спад результатов.
Для каждой параллели можно построить и столбчатые диаграммы для сравнения текущих и прошлогодних значений качества обучения и индекса качества.
Всеволод ЗАЙЦЕВ,
научный руководитель экспериментально-технологической площадки “Преемственность”
Шаг 1.
Шаг 2.
Шаг 3.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Диагностическая ведомость
Комментарии