С 2001 года в Москве реализуется проект Организации Объединенных Наций “Содействие развитию образования в области прав человека”. Наш Городской гуманитарно-правовой колледж в течение двух лет работает в рамках этого проекта, организуя обучающие семинары для учителей школ, преподавателей вузов и колледжей. И с самых первых занятий мы убедились, что они необходимы. Те учебные курсы по праву, которые существовали ранее, да и существуют сейчас, отражают в первую очередь правовые знания о правах гражданина, тема же прав человека практически не затрагивалась. Надо заметить, что проблема изучения прав человека связана с общей проблемой правовой безграмотности. Участие же колледжа в этом проекте ООН, на наш взгляд, позволяет хотя бы отчасти помочь решению задач правового воспитания в целом.
Исходя из признания важности правового воспитания, была разработана учебная программа сначала для учителей школ, а затем для преподавателей вузов и колледжей, причем в первую очередь педагогических. Такой выбор был не случаен. Учителя уже работают с детьми и могут реально воздействовать на восприятие основных норм права, в том числе и по правам человека. Преподаватели же педагогических вузов и колледжей несут особую ответственность – они готовят тех, кому предстоит работать со школьниками завтра.
В прошлом году была организована серия семинаров первого уровня. Что это такое? Это когда собирается группа учителей и с ними занимаются специалисты по правам человека, специалисты по методике преподавания прав человека, представители Министерства иностранных дел РФ – практики. В конце проходит обсуждение итогов за “круглым столом”, где учителя обмениваются мнениями, высказывают свои пожелания. Такие “круглые столы” оказываются полезными и для преподавателей, и для организаторов учебы. Если преподаватели отмечают важность того, что здесь узнали, то для организаторов важно проследить и логику усвоения предложенного материала. Безусловно, и раньше существовали отдельные разработки по этой тематике, но, во-первых, они могли быть неизвестны, а во-вторых, преподаватели-предметники не всегда видели возможность использования этих материалов. Поэтому информация, собранная на семинаре в единую смысловую цепочку, становится и понятной, и доступной.
За два года выявилась любопытная закономерность: на первом этапе слушателей больше привлекают вопросы методики преподавания. Предпочтение отдается именно этим занятиям, тем более что их ведут замечательные специалисты. Дальше же преподаватели все больше заинтересовываются содержательной стороной вопроса. Всю информацию за один семинар вобрать в себя невозможно, поэтому те, кто однажды побывал на таком семинаре, стараются попасть вторично.
Учителя всегда бывают благодарны за те многочисленные пособия, которые они получают на наших занятиях. Это и комплект нормативных документов, на которые они теперь могут ссылаться, и комплект методических пособий для непосредственной работы. Пособия включают в себя и сборники детских работ, и серьезные научные. Преподаватели в зависимости от своего уровня подготовки, с учетом изучаемой предметной области и возрастных особенностей учащихся могут использовать эти материалы на уроках.
В дальнейшем предполагается проведение семинаров второго уровня, где своим опытом сумеют поделиться те, кто уже прошел обучение. Такие встречи должны выявить, что удалось достичь учителям в области преподавания прав человека, проанализировать сложности в применении знаний на практике. Вчерашние слушатели смогут стать преподавателями мастер-класса.
Кого мы обучаем? Каждый раз среди участников таких семинаров присутствуют учителя, заместители директоров как по учебно-методической, так и по воспитательной работе, около трети составляют директора школ. Изначально на семинары приглашались сотрудники наших базовых школ (колледж тесно сотрудничает с двадцатью московскими школами). Если сначала приезжали по одному сотруднику от каждой, то, поняв важность такой учебы, директора стали приезжать вместе с учителями, целой командой. Именно такой вариант оказался предпочтительнее, потому что в этом случае подготовленным к передаче знаний из области прав человека оказывается целый коллектив педагогов, которые могут не только привлекать полученные знания в ходе изучения разных предметов, но и изменить стиль взаимоотношений в школе. Именно такую учебу прошли учителя школы N1149 Зеленоградского учебного округа. Директор Анна Борисовна Евсина поставила перед собой задачу: на занятиях по правам человека должны побывать большинство преподавателей, и каждый раз она привозит новую команду. Такую же командную учебу на последнем семинаре прошли учителя школы N864 Юго-Западного учебного округа вместе со своим директором Верой Васильевной Работкиной.
Если первые семинары проводились для преподавателей наших базовых школ, то в этом году мы постарались расширить состав участников. Результат превзошел все ожидания. “Новички” занимались с таким же интересом. Так, преподаватель математики школы N531 Юго-Западного округа Татьяна Владимировна Хлыстова высоко оценила уровень лекций и практических занятий в ходе семинара, проявила интерес к использованию предложенных материалов не столько при изучении разных предметов, сколько в работе классного руководителя. Последний семинар получился особенным еще и потому, что половина приглашенных учителей была из Зеленоградского учебного округа. Были представлены зеленоградские общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением предметов, лицей. Учителя и руководители этих учебных заведений хорошо знают друг друга, поэтому они легко обменивались впечатлениями, активно обсуждали практические варианты применения полученной информации. Получилась площадка общих интересов.
Однако данный проект был бы не полон, если бы его организаторы не попытались начать работу по правам человека и с самими учащимися. Так, в прошлом году проходили региональные школьные конкурсы по правам человека. Мы ждем в Москве команды из шести регионов-участников, которые приедут к нам в конце января. Финальная встреча с победителями регионов пройдет в обучающе-игровой форме. Мы постараемся сделать финал ярким памятным событием. К работе с финалистами готовятся студенты. Это уже сложившиеся лидеры студенчества из Московского центра прав человека и правовой культуры, студенты юридического факультета Московского городского педагогического университета, сотрудники Рязанской школы прав человека. Таким образом, рамки обучающих семинаров раздвигаются. Так рождается связь нескольких поколений.
Что дают правовые знания в области прав человека школьникам? Прежде всего возможность найти взаимопонимание с другими людьми, с уважением относиться друг к другу. Реализация проекта “Содействие развитию образования в области прав человека”, возможно, не панацея, но довольно удачная попытка в какой-то мере продвинуть правовые знания и более широко заявить об этой насущной проблеме.
Анастасия ПОЛОВНИКОВА,
заместитель директора по учебной работе Городского гуманитарно-правового колледжа
Комментарии