search
main
0

Ростовы, Болконские, Курагины. «Мысль семейная» в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир»

Методические рекомендации. Тема рассчитана на три часа. Первые два урока желательно провести сдвоенными, чтобы не разрушалась эмоциональная целостность темы. На третьем уроке происходят углубление в тему и ее структурно-логическое обобщение, формируется личностное отношение к основной проблеме.

Оформление класса

В оформлении класса желательно использовать элементы стилизации. Если позволяют возможности, необходимо создать обстановку эпохи ХIХ века с помощью отдельных деталей: цилиндр и перчатки, шкатулка с «драгоценностями», старинный подсвечник, старинное издание романа, гусиное перо в чернильнице, веер и т.д.

На доске записаны тема урока, эпиграф, проблемный вопрос.

Ход урока

«Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Все смешалось в доме Облонских».

С этими словами учитель заходит в класс, в руках веер.

Учитель: Что такое семья в вашем представлении?

На каких принципах, по вашему мнению, должна строиться сегодняшняя семья?

Какие произведения, прочитанные вами, затрагивают семейную тему?

Учитель выслушивает мнения учеников и делает обобщающий вывод:

– Семья – одна из важнейших тем в русской литературе 60-70-х годов ХIХ столетия. Семейную хронику пишет Салтыков-Щедрин, судьбу случайного семейства осмысливает Ф.Достоевский. О разрушении семьи, по мысли некоторых критиков, хлопочет Н.Чернышевский с соратниками. И у Л.Толстого – «мысль семейная».

Так и обозначим тему сегодняшнего урока: «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир».

Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Зеньковского: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен».

Определим цели урока, задавшись вопросами: что мы должны узнать? Чему научимся? Что сумеем сделать? (Желательно, чтобы цели поставили сами ученики):

Узнаем, что такое семья в понимании Л.Толстого.

Учитель: Теперь можно легко сформулировать и основную проблему урока. Попытаемся это сделать.

Каков толстовский идеал семьи?

А где идеал-то семьи?

Верно. Попробуем разрешить эту проблему.

Романы «натуральной школы» строились так, что внимание авторов и читателей сосредоточивалось на социально-философских проблемах.

Л.Толстого возмущала такая высокомерная ирония над основами человеческого бытия. В семье, в семейной жизни он видел не только общепринятый modus vivendi, но одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений.

Семья для него – микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев «Войны и мира» становится их семейная жизнь.

Какие семейства составляют основу «мысли семейной» романа «Война и мир»?

Ростовы, Болконские, Курагины.

Учитель предлагает охарактеризовать дом Ростовых, вспомнив сцену именин, эпизоды охоты, святок, и сделать вывод, ответив на вопрос:

Каковы стиль жизни, внутренняя атмосфера и система нравственных ценностей в доме Ростовых?

Дети, как правило, дают положительную, подчас даже восторженную оценку семейству Ростовых, говорят о нежных и трепетных отношениях друг к другу графа и графини, об удивительной атмосфере взаимопонимания, мира и согласия.

Учитель: Согласна. Но Вера, холодная, всех презирающая? Откуда в добром, любящем семействе могла взяться бездушная Вера? Не пропустили ли мы несколько диссонансных нот в этой семейной идиллии?

Ребята рассказывают о поведении гостей, Веры и вспоминают слова графа: «Надо честно признать, графинюшка с Верой мудрила».

Учитель: Вряд ли любящая мать могла так намудрить с дочерью, чтобы из нее выросла уменьшенная копия Элен. В чем же дело? Может быть, проблема в самой «графинюшке»? Предлагается зачитать и осмыслить эпизод с подводами для раненых.

Учитель: Можно ли понять графиню в этом эпизоде?

Вывод. Понять можно. Она мать, на подводах – последнее, что есть у семьи. Семья близка к разорению. Графиня ничего не хочет для себя, она думает о детях – это святой материнский долг.

Учитель: Но можно ли, заботясь о благосостоянии детей, жертвовать жизнью раненых солдат? Можно ли, думая о материальном благополучии, не задумываться, какой страшный урок бесчеловечности получают дети?

Учитель просит сделать вывод: какие черты характера все явственнее проступают в старой графине?

Скупость, душевная черствость, стремление пожертвовать чужими для своих.

Учитель помогает учащимся понять точку зрения Л.Толстого. Следующую мысль можно сформулировать и в виде вопроса: любовь слепая и любовь зрячая, любовь матери к детям и любовь самки к детенышам – в чем разница? Какова позиция Л.Толстого?

Вывод. Материнская любовь свята – это несомненно для Толстого. Но он резко отделяет любовь матери, растящей и воспитывающей человека, от слепой, животной любви самки к своему детенышу. Дети старой графини, кроме Веры, вырастают честными, добрыми людьми, преодолевающими в себе эгоизм. Но слепое обожание СВОЕГО ребенка в чувствах графини доминирует.

Так откуда в графине Ростовой это животное, нерассуждающее начало? Показателен разговор Анны Михайловны Друбецкой с князем Василием о семье Ростовых:

– Это тот Илья Ростов, который женился на Натали Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.

– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.

– Но добрый человек, князь, – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть старика.

Учитель предлагает проанализировать эту сцену и сделать вывод, обратив внимание на слова «трогательно улыбаясь», «монотонно», «просила пожалеть».

Вывод. Анна Михайловна – зеркало графини Ростовой. Они из одного мира светских отношений, расчетов, сплетен, условностей. Влияние этого мира сказалось на воспитании первой дочери.

Она передала дочери те нормы морали, которые были приняты в великосветском доме Шиншиных: эгоизм, фальшь, бездушие. С годами глуше звучал в ней шиншинский голос, и она научилась ценить в окружающих душу, а не внешний лоск. Но в минуты кризисные (отвоевать подводы, потребовать от Сони жертвы) звучит только он. В эпилоге мы видим не графиню Ростову, а состарившуюся Натали Шиншину.

Учитель: Поговорим о других членах семейства Ростовых. Соня. Не жертвует ли она собой? Почему?

Вывод. Стремление пожертвовать собой проявляется в ней все настойчивее. Вероятно, чтобы показать, как она благодарна приютившему ее семейству. А может, она боится, что графиня воспротивится ее браку с Николаем. Вывод: не попрекая, девочке ни на минуту не давали забыть о судьбе горькой сироты. Что может быть безнравственнее?

Учитель: А что вы можете сказать о Николае?

В основном ученики дают положительную характеристику герою, отмечают его искренность, доброту, храбрость, честность, чувствительность, подкрепляют свою точку зрения текстом. Но учитель должен помочь детям понять этого героя глубже и потому предлагает поразмышлять над его поведением в первом бою:

«Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? И зачем? Убить? Меня, кого так любят все?»

Учитель: Трус ли Николай?

Вывод. Конечно, нет. Мысли молодого Ростова естественны, ибо естественно чувство самосохранения. Но они безнравственны! И не потому, что герой испугался – в первом бою страшно всем. «Пусть погибнут все, кроме меня!» Вот где проявилась безнравственность слепой любви старой графини: жертвовать чужими ради своих!

Учитель: Почему Николай не может жениться на Соне? Или не хочет? Почему отдалился от нее? Ведь он понимал, что многим обязан ей.

Если детям сложно сделать правильный вывод, учитель предлагает обратиться к эпилогу и «увидеть» авторский ответ на этот вопрос: «В Соне было все, за что ценят людей, однако мало того, за что любят».

Учитель: А за что, по Толстому, любят?

Вывод. За способность сделать другого лучше. Соня не способна преобразить Николая. Это сможет сделать княжна Марья.

Учитель: Чем еще удивляет нас Николай? И Пьера, кстати, тоже.

Вывод. Он неинтересен. И совершенно не умеет думать, боится размышлять. Это с трагической ясностью обнаружится в случае с Денисовым, когда верноподданнический восторг напрочь заслонит от него мысль о сломанной судьбе несправедливо осужденного друга. Он «живет чувствами». «Мысли для него забава», – скажет Пьер.

Учитель: Что значит «жить чувствами»? Хорошо это или плохо?

Вывод: «Жить чувствами» – это быть свободным от обязанности думать и отвечать за свои поступки.

«Жить чувствами» – это присуще семье Ростовых. И в том, как, не рассуждая, повинуясь лишь физическому влечению, бросится к Анатолю Наташа, тоже проявится это ростовское «жить чувствами».

Учитель: Похожа ли семья Болконских на семью Ростовых?

Учитель предлагает охарактеризовать семейство Болконских, вспомнив эпизоды приезда князя Андрея с маленькой княгиней в дом отца, проводы князя Андрея на войну, взаимоотношения отца и Андрея, отца и княжны Марьи, и сделать вывод, ответив на вопросы:

Чем интересна личность старика Болконского?

Как проявляется порода Болконских в князе Андрее и княжне Марье?

Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

Каков стиль жизни, внутренняя атмосфера и система нравственных ценностей в доме Болконских?

После детального анализа семьи Ростовых детям значительно легче дать характеристику семье Болконских.

Выводы. Дома Ростовых и Болконских похожи патриархальным укладом жизни, общими семейными чувствами горя или радости, духовным родством, глубокой сердечностью, естественностью поведения, близостью к народу. Они различаются прежде всего внутренней атмосферой. В семье Ростовых открыто радуются, влюбляются. Их хлебосольство славится по всей Москве.

Все иначе в усадьбе в Лысых Горах. Там господствует дух замкнутости, спартанской сдержанности. Лишь в решительные минуты жизни скупо и осторожно произносят Болконские слова любви, приоткрывают душу. Кроме того, эти семьи живут в разных системах нравственных ценностей. У Ростовых – уважение к народным традициям и обычаям, любовь, преданность, стремление «жить чувствами»; у Болконских – уважение к нравственным заповедям человечества – долгу, чести, стремление «жить разумом».

Мир Курагиных. Учитель предлагает проанализировать эпизоды «с мозаичным портфелем», «Салон А.П.Шерер», сцену объяснения Пьера и Элен, эпизод сватовства Анатоля, «Анатоль в лазарете», поступки Анны Михайловны Друбецкой и др. и сделать выводы о стиле жизни, внутренней атмосфере и системе нравственных ценностей высшего света, ответить на вопрос:

Как Л.Толстой доказывает мысль, что если нет нравственного стержня в родителях, то не будет его и в детях?

Дети отмечают, что праздность, леность, неразборчивость в средствах – это стиль жизни курагинского мира. В их семьях царят дух внутреннего разлада, ханжество, лицемерие, извращенные взаимоотношения. В этом мире – ни чувств, ни души, ни разума!

Ребята делают вывод о том, что мир Курагиных противопоставлен миру Ростовых и Болконских. Но и семьи любимых его героев во многом друг другу противопоставлены.

На заключительном этапе урока следует обратиться к эпиграфу и ответить на вопрос: все ли стороны семейной жизни устроены в семействах Ростовых, Болконских и Курагиных?

В качестве домашнего задания учитель предлагает:

1. Представить «мысль семейную» романа «Война и мир» в виде модели (индивидуальное задание). Можно сразу вместе обсудить типы моделей. Ученики могут предложить варианты: окружность, треугольник, конус, схемы и т.д.

2. Обратиться к эпиграфу урока и подумать над вопросом: все ли стороны семейной жизни устроены в семьях Пьера и Наташи, Николая и Марьи? Какие семьи – идеал для автора? По вашему мнению, семья Пьера и Наташи – хорошая семья? Какая семья будет идеальной для вас?

Любовь БУТЕНКО, учитель русского языка и литературы лицея №14 Ставрополя

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте