В пятничных “Ведомостях” появилась статья Михаила Ходорковского, президента нефтяной компании ЮКОС “Интернет – последний шанс для России”. Естественное возражение, которое вызывает заголовок – при нашей бедности тратить деньги на компьютерные технологии? – теряет силу перед аргументацией бизнесмена. На его взгляд, для России единственная возможность выстоять в конкурентной борьбе с развитыми государствами – развивать Интернет. Сейчас в России услугами сети пользуются всего три процента населения. Необходимо создать глобальную информационную систему, которая свяжет экономику страны в единый узел, гармонизирует хозяйственную деятельность и в государственном, и в частном секторах. Раскинутая по всей стране единая информационная сеть позволит аккумулировать информацию о новинках во всех сферах бизнеса. Интеллектуальный банк пригодится не только российским деловым людям, производителям, компаниям. Очень важно, что “накопленное усилиями каждого предприятия глобальное знание вполне может стать конкурентоспособным товаром на международном рынке интеллектуальных продуктов”. Головокружительная перспектива – через 10-15 лет стать одной из лидирующих стран в глобальной информационной сфере планеты. Конечно, не по числу компьютеров на душу населения, а по уровню научных разработок, по масштабам системой интеграции, эффективности управления и организации с помощью Интернета.
Что делать? Активно внедрять сетевые технологии. И прежде всего – “обеспечить массовое обучение пользованию глобальной сетью и интернет-технологиям”. Кто даст деньги? Михаил Ходорковский отвечает и на этот вопрос – крупный российский бизнес. Компания ЮКОС уже вложила средства в первые три центра массового обучения сетевым технологиям. Основной экспериментальной моделью стал город Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа – там открыт неограниченный доступ к Интернету для всех желающих. И вот результат – сейчас в городе реализуется 26 интернет-проектов, созданных взрослыми и маленькими нефтеюганцами. “Новая система образования с учетом необходимого акцента на обучении сетевым технологиям внедряется во всех учебных заведениях города”. Кроме того, ЮКОС уже несколько лет реализует молодежный проект “Новая цивилизация” – это серия игр по созданию виртуального государства, в котором подростки могут реализовать себя в качестве политиков, бизнесменов, актеров и художников.
ЮКОС сегодня объявляет о запуске масштабного проекта по распространению компьютерных знаний и доступа в Интернет. Обещание президента крупнейшей российской компании звучит обнадеживающе: “Мы готовы пойти на беспрецедентные расходы ради одной цели – помочь своей стране прорваться в новую информационную цивилизацию, вне которой у нашего народа нет никаких шансов сохраниться в качестве субъекта, а не объекта мировой истории”.
Педагогической общественности и Интернет-сообществу сегодня будет представлен Общероссийский центр информатизации образования “Интерград”.
Он создается не только для столичных нужд. Центр станет вершиной пирамиды, которую к 2004 году составят пятьдесят областных и краевых центров по всей России – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Фундаментом пирамиды станут школьные информационные площадки – к 2005 году планируется охватить все 64 тысячи школ России! Кадровый и материально-технический расклад для одного учебного заведения – 1 тренер, 1 компьютерный класс. Предполагается, что на каждой такой базе будут работать 100 активных участников и 900 участников разовых программ и мероприятий. Задача Общероссийского центра – готовить кадры для областных и краевых площадок, координировать работу всей сети, а также организовывать игры, шоу-программы, другие сетевые проекты.
“Интерград”, кроме того, – это детское самоуправляемое государство. Виртуальное, конечно. Но навыки, которые получат, “поселившись” в этом государстве, дети и молодежь от 10 до 20 лет, вполне пригодятся в реальной жизни. “Российский молодежный парламент”, “Интернет-предпринимательство школьников” – названия проектов говорят сами за себя.
Все это – организационное наполнение программы Интернет-образования “Поколение.ru”. “Родителями” “Поколения”, помимо ОАО “НК “ЮКОС”, стали Министерство образования России, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Сибирская Интернет-компания, межрегиональная общественная организация детей и молодежи “Новая цивилизация”.
Идея программы двухслойна – молодые люди адаптируются к среде, в которой через несколько лет им предстоит жить, и одновременно получают специальную подготовку к работе в информационных сетях. Тут и общешкольная игра “Демократическая республика”, и городские олимпиады по информатике, и дистанционное обучение, и довузовская подготовка, и региональные лагеря молодежного актива “Ньюландия”, и многое другое.
Что же касается подготовки кадров, в первую очередь учиться будут учителя-предметники – победители городских, областных, краевых и общероссийских конкурсов “Учитель года”.
Наша газета примет в программе непосредственное участие. Ведь одна из задач “Поколения.ru” – “формирование нового модного молодежного стиля среди широких слоев молодежи “в Интернете – как рыба в воде”, деловая энергичная жизнь, интеллектуальное развитие, нацеленность на хорошее образование и карьеру, здоровый образ жизни, разумный авантюризм, поиск своего дела в жизни”.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии