Цели: Актуализация знаний о реформах Петра I, анализ их социально-политических последствий, соотнесения этих реформ с национальными интересами Российского государства и российской общества.
Сбалансированная самоидентификация себя в качестве гражданина России и гражданина мира, воспитание толерантности, умения понимать и принимать чужую позицию. Формирование ценностного самосознания.
Формирование критического мышления, развитие умения анализировать первоисточники, делать обобщающие выводы, приводить аргументы, определять свое отношение к историческим фактам.
Опорный конспект на классной доске N 1
“Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр”.
Н.Карамзин
Стали гражданами Перестали быть
мира гражданами России
╞ ╞
? ?
I Этап. Вводно-мотивационный
Мы живем в эпоху перемен, преобразований и ищем аналоги в историческом прошлом. Первым крупным реформатором России был Петр I.
О мощный властелин судьбы,
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы.
А.Пушкин
Петровские преобразования по своей грандиозности и масштабности таковы, что и много лет спустя они не стали просто историей. До сих пор в историографии нет единой точки зрения по поводу Петровских реформ:
“Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации”.
В.Татищев
“Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были “блестящей ошибкой”.
М.Щербатов
Сегодня и мы обратим свои взоры на реформы Петра и их последствия для гражданского самоопределения россиян. Учащимся объявляется тема урока.
Обратите внимание на слова Н.Карамзина.
Какой смысл вкладывал Н.Карамзин в понятие “граждане мира”? (Ученики связывают его с понятием “европеизация”).
Какой смысл Н.Карамзин вкладывал в слова “перестали быть гражданами России”?
Перечислите направления реформ, на основе которых Н.Карамзин и другие историки дают оценку деятельности Петра I.
II Этап. Организация работы в группах
В соответствии с направлениями реформ класс делится на 6 групп, каждая из которых выбирает конкретную тему.
Раздаточный материал для групп:
1. Экономисты
По выплавке металла Россия в XVIII веке была на 1-м месте в мире. В 1-й четверти XVIII века выплавлялось металла в 1,5 раза больше, чем в Англии.
Выплавка чугуна: 1700 г. – 1400 тонн; 1725 г. – 13040 тонн.
Всего при Петре существовало 200 предприятий: полотняных, парусных, суконных, железоделательные заводы, чугунолитейные, оружейные и т.д., что в 10 раз больше, чем их было в конце XVII века, и это при огромном росте производства.
В начале XVIII века наряду с местными рынками приобрели большое значение крупные ярмарки – Макарьевская под Нижним Новгородом, Свенская под Брянском, Благовещенская на севере, Уральская на Урале. Дополнительный источник: Буганов В. История России к XVII-XIX в. ╖ 43.
Задание:
1. Кратко охарактеризуйте экономическую реформу.
2. Как, на ваш взгляд, ее результаты согласуются или опровергают высказывание Н.Карамзина?
Свое мнение докажите.
2. Политологи
Задание:
1. Кратко охарактеризуйте государственно-административную реформу.
2. Как, на ваш взгляд, ее результаты согласуются или опровергают высказывание Н.Карамзина? Свое мнение докажите.
3. Военные эксперты
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. “Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы”, – писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский.
Из-за недостатка в казне необходимых средств финансирование строительства флота поручалось “кумпанствам” (компаниям). Так назывались объединения светских и духовных землевладельцев, а также купцов, которые должны были строить корабли на свои деньги. С начала Северной войны (1700-1721 гг.) основное внимание Петра сосредоточивается на Балтийском море, и с тех пор как в 1703 г. был основан Санкт-Петербург, строительство кораблей велось почти исключительно в этом городе. В итоге к концу царствования Петра Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных (гребных) и прочих судов, стала одной из сильнейших морских держав Европы.
Начало Северной войны привело и к окончательному созданию регулярной армии. Раньше армия состояла из двух главных частей: дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцов, казаков, полков иноземного строя и т.д.). Петр изменил сам принцип комплектования армии. Периодические созывы дворянского ополчения были заменены рекрутскими наборами, которые распространялись на все население, платившее подати и несшее государственные повинности. Первый такой набор был произведен в 1699 г. Однако соответствующий указ был подписан только в 1705 г., и с этого времени рекрутские наборы стали ежегодными (с 20 дворов брали одного человека). В рекруты записывали только холостых в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны из-за постоянной нехватки солдат и матросов эти ограничения в возрасте постоянно изменялись). Рекрутские наборы тяжким бременем легли прежде всего на русскую деревню. Срок службы практически не был определен, и человек, отправленный в армию, не надеялся на возвращение к обычной жизни. Однако огромная армия, численность которой к концу царствования Петра I достигла 200 тыс. человек (не считая около 100 тыс. казаков), позволила России одержать блестящую победу в изнурительной Северной войне…
Согласно идее реформатора, взятой из шведской практики обеспечения армии в мирный период, полки размещались непосредственно среди тех самых крестьян, с которых взимались налоги на содержание солдат и офицеров. Это позволяло значительно сократить путь денег из карманов крестьян в полковые кассы, ибо уничтожался ряд промежуточных звеньев.
Задание:
1. Кратко охарактеризуйте военную реформу.
2. Как, на ваш взгляд, ее результаты согласуются или опровергают высказывания Н.Карамзина? Свое мнение докажите.
4. Культурологи
Реформы Петра I в социально-экономической и политической сферах не могли не повлечь за собой преобразования в области культуры и быта.
Особенности: широкое вмешательство государственной власти в духовно-культурную сферу, а также европеизация российских порядков.
Делается акцент на создание светской школы, и проблемы образования становятся частью государственной политики. В 1701 г. открыто первое светское учебное заведение – школа навигационных наук, на базе которой в 1715 г. возникла морская академия. Основаны артиллерийская, инженерная и медицинская школы.
Образование носило преимущественно сословный характер и охватывало в первую очередь детей дворян и духовенства. Основная масса населения – крестьянство – в школы не принималась.
1714 г. – основана коллегия интересных экспонатов – кунсткамера.
По указу Петра проведена реформа календаря и введено летосчисление, по которому жили европейские государства.
Вводилась новая, европейская одежда и новая форма общения для высших сословий – ассамблеи. Большое внимание уделял Петр обучению галантному поведению и этикету отпрысков вельмож, высших чиновников, офицеров. Трижды издавалось собрание правил приличного поведения “юности чесное зерцало”.
Дидро: “В деле просвещения Петр сделал очень много, и это очень хорошо… Петр заложил основы просвещения – авось просвещение пойдет по европейскому пути”.
Изменение в духовной сфере Российского государства в первой четверти XVII века.
Задание:
1. Кратко охарактеризуйте реформы в области культуры.
2. Как, на ваш взгляд, ее результаты согласуются или опровергают высказывания Н.Карамзина? Свое мнение докажите.
5. Социологи
Социальная структура России в первой четверти XVIII века.
Громадную роль в изменении положения сословия служилых людей сыграло введение нового критерия службы “Табель о рангах”
Унифицировал Петр и социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии и т.д.
Задание:
1. Кратко охарактеризуйте реформу в области социальной сферы.
2. Как, на ваш взгляд, результаты реформы согласуются с высказыванием Н.М.Карамзина? Свое мнение докажите.
6. Аналитики
“Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были “блестящей ошибкой”.
М.Щербатов
“Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации”.
В.Татищев
Е.Дашкова в своих “Записках” писала о Петре I: “Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими законами”.
“Петр Великий во многом походил на тех русских людей XVII века, которые пользовались плодами иноземной цивилизации, не заглядывал далеко вперед, в возможные последствия своих начинаний, и не допытываясь, какими усилиями западноевропейский ум достиг… технических успехов”.
В.Ключевский
Государство подчинило церковь и сильно затруднило ее деятельность. Осуществленная по-протестантскому, реформа церковной организации пагубно сказалась на церковноприходской жизни, на деятельности школ (народное образование традиционно считалось делом духовенства, светские школы, создавшиеся при Петре, возникали почти исключительно в городах и обучали только меньшинство населения”.
(Головатенко А. История России: Спорные проблемы. М., 1994 г.)
“Петровская реформа, несмотря на ее “дефективность и уродливость”, не помешала выявлению духовных сил и достижений русской церкви”.
А.Карташев
Задание:
1. Как историки разных столетий оценивают реформы Петра. В чем видят их достоинства? За что осуждают?
2. Сформулируйте свое отношение к реформаторской деятельности Петра I в контексте высказывания Н.Карамзина.
III Этап. Презентация групповых проектов
Работа с опорным конспектом N 2
Каждая группа дает двойственную оценку реформам, отмечая как прогрессивное – приближение России к ведущим европейским государствам и как негативное – отказ от национальных устоев, расслоение культуры, разрушение традиций в хозяйственной жизни и т.д.
IV Этап. Самоопределение своей гражданской позиции
Вопросы для политолога:
1. Как Н.Карамзин оценивал реформаторскую деятельность Петра I?
2. В чем вина Петра I по Н.Карамзину?
а) в том, что стали гражданами мира;
б) в том, что в некоторых случаях перестали быть гражданами России;
в) в том, что стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России.
3. Как вы относитесь к проблеме гражданской самоидентификации?
Блицопрос:
1. Кем вы себя ощущаете?
а) гражданами мира
б) гражданами России
в) гражданами России и мира
г) свой вариант.
Объясните свой выбор.
Ориентируя учащихся на ценность баланса общечеловеческих и общенациональных интересов в современном мире, им предлагается обсудить вопрос – почему в современных условиях недостаточно быть только гражданами одной страны или только гражданами мира?
Организация домашнего задания:
Учащимся предлагается написать эссе на тему: “Наказ Петра I современным реформаторам”.
Елена НАГОРНАЯ,
учитель истории школы N 27
Хабаровск
Комментарии