search
main
0

Россия уже больше не участник забега

Автор этих строк свою статью «Самая лучшая в мире…» завершил такими словами: «…Долгие годы в нашей советской стране функционировала одна из лучших в мире систем народного образования, плодотворно развивалась педагогическая наука. А точнее: самая лучшая в мире система народного образования.

Кто не согласен с этим, давайте подискутируем открыто и честно» («УГ» от 28 ноября 1995 г., с. 7). Тогда желающих оспаривать это не оказалось. А вот недавно В.М.Филиппов, бывший министр образования в постсоветском правительстве, заявил в интервью с П.Г.Положевцом о своем несогласии: «Как могло признаваться наше образование лучшим в мире, если у нас были идеологизированные история, литература, философия, экономика?» («УГ» от 26 апреля 2011 г., с. 5). Тут и нам пришлось удивиться: уважаемый вчерашний министр образования не мог и представить, чтобы «идеологизированные» гуманитарные предметы не мешали, а помогали формировать грамотные и воспитанные поколения, удовлетворять запросы общества. В.М.Филиппов пытался свести к шутке вопрос о том, что образование в СССР было лучшим в мире. Неужели? А на Западе, мол, об этом и не знают. Нет, Владимир Михайлович, знают и знали раньше. Когда в 50-60-х годах прошлого века Советский Союз стал первенствовать в освоении космоса, решая все новые и новые технические задачи, американская общественность всполошилась, особенно в замешательстве оказались представители властных структур и многочисленных спецслужб, от рядовых клерков до президентов. Почему в космических делах одерживает верх Советский Союз? В изучение проблемы включились и специалисты от педагогики. Общий вывод был единодушным: во всем «виновата» более совершенная школьная система народного образования в СССР. Множество статей и книг было издано в США на мотив популярной брошюры «Почему Иван, обучающийся 10 лет, знает больше, чем Джон, обучающийся 12 лет?». Правда, В.М.Филиппов признал, что «в области математики, физики в школе мы были лучшими в мире» (имеется в виду – в советском прошлом). Но он не в силах был признать, что в постсоветский период образовательное дело пошло кувырком, что в этом есть и его доля вины. Ведь держал в руках министерский руль. А теперь посмотрим по нескольким важным позициям, что было раньше и что стало теперь в области образования, понимаемого в самом широком плане. До разрушения СССР во всем мире признавалось, что у нас больше, чем где-либо, делалось для преодоления неграмотности, затем восхождения на новые более высокие уровни образования и культуры населения. Масштабы вовлечения людей в учебно-воспитательный процесс поражали иностранцев. (Например, Д Дьюи: «Я глубочайше потрясен…», 1928). В первые годы после Октябрьской революции основные усилия были сосредоточены на том, чтобы научить всех взрослых читать и писать. Это было массовое движение при большой активности и самодеятельности населения. В последующем большое развитие получили средние школы с обучением без отрыва от производства. Как правило, к этим школам прикреплялись шефы-предприятия, где работают учащиеся. С учетом особенностей предприятия строился режим работы школы, а иногда и содержание обучения. Нужно было считаться с широким разнообразием особенностей взрослых учащихся. В результате пришлось создавать огромное количество разновидностей школ взрослых: очные, заочные, очно-заочные, сезонные, с ускоренным обучением, сельские с учетом полевых работ, экстернаты и т. д. По линии общества «Знание» действовали многочисленные народные университеты с разнообразными условиями обучения и тематикой. Имелись общеобразовательные и профессиональные курсы. Образование взрослых без отрыва от производственной деятельности всегда было предметом восхищения и зависти для иностранных гостей как ворота для вхождения в «обучающее общество». Обучение проводилось бесплатно или за символическую плату. Широкая общественная поддержка и всесторонняя помощь обучающимся. Стимулирование: сохранение заработной платы, повышение по должности, признание успешности, поощрения. Сейчас от этого остались рожки да ножки. Заслуживает особого внимания внешкольное образование детей (обучения и воспитания в школе мы касались). В советское время оно давало серьезную прибавку в подготовку подрастающего поколения во всех отношениях. Это дома (дворцы) пионеров, станции юных техников, станции юных натуралистов, детско-юношеские спортивные школы, клубы по интересам; детские библиотеки; центры; кружки, курсы, студии, секции при домоуправлениях, общественных организациях и т. д. Почти все они предоставляли услуги бесплатно. Сохранилось ли что-нибудь из этого? Или все «прихватизировано»? Советская система образования явно превосходила постсоветскую. Это, разумеется, не означает отсутствие каких-либо недостатков в советское время. Во-первых, потому что в норме система должна находиться в вечном ремонте, изменяться в связи с внешними и внутренними факторами. Во-вторых, имели место и отдельные ошибки. За два постсоветских десятилетия резко ухудшились духовный облик молодежи (да и взрослых), образованность, общая культура, здоровье. Миллионы детей школьного возраста не учились. Беспризорность и безнадзорность. Бродяжничество. Воровство. Возвращение давно забытых болезней. Рост смертности детей, убийств и самоубийств. Наркомания. Детская проституция и сексуальное насилие. Снижение результатов в международных соревнованиях и конкурсах. И десятки других негативных явлений. В постсоветское время прежние учителя, создатели лучшей в мире системы образования, как правило, продолжали работать творчески. Имелись успешные и среди новеньких. Почему же результаты обучения и воспитания оказались хуже? Безусловно, повлияли и низкая оплата труда, и уход сил у стариков. Но главная причина, на наш взгляд, заключается в социальных и политических факторах: сфера образования перестала быть приоритетной; нет должной заботы у власти; платность образовательных услуг; ориентация на обслуживание богачей; элитарная концепция одерживает верх над общественным движением «Образование для всех».Казалось бы, из советского педагогического опыта следует все ценное отбирать, бережно сохранять, развивать и применять на практике. Но не тут-то было. Наоборот, все лучшее извращается, очерняется по различным каналам. В первую очередь через СМИ, особенно посредством телевидения. Несмотря на протесты педагогической общественности, какие-то силы успешно пробивают сомнительные, а точнее вредительские, «инновации». Например, чем объяснить завидное упорство в проталкивании ЕГЭ? Ведь на разработку и печатание заданий, бумагу, технические средства, хранение, пересылку и все связанное с проведением ЕГЭ ухлопали десятки миллиардов рублей. Но ни в какой валюте не измерить ущерб от отупления учащихся, от приспособления учебного процесса к тестам. А во что обходится игра в «смену вывесок», когда учебным заведениям и научным учреждениям в массовом порядке меняют названия, функции, профили, задачи, объединяют и разделяют. Это лучший способ на много лет разрушить традиции, научные школы, создать трудности с кадрами, помещениями, оборудованием. И еще один пример – с реструктуризацией, когда было ликвидировано большое количество сельских школ с малым числом учащихся. Устроители данной акции одним выстрелом убили двух зайцев: не все ученики смогут продолжить учение, часть земли окажется необработанной. Между Россией и Америкой очень давно ведется холодная война, то затухая, то разгораясь вновь. И трудно определить ее начало. Хотя в год продажи Аляски Америке (1867) холодная война между ними не только уже происходила, но, пожалуй, находилась в разгаре. В последние два десятилетия, когда США добились разрушения Советского Союза, холодная война не прекратилась, ее продолжают для закрепления достигнутых позиций и продвижения вперед. С одной стороны, превозносятся буржуазные ценности, а с другой стороны, опорочивается все советское прошлое. По-прежнему различные центры и спецслужбы проводят работу антироссийской направленности. Среди американских исследователей геополитики глубиной и основательностью отличаются книги Збигнева Бжезинского, бывшего советника президента США, консультанта Центра стратегических и международных исследований. Приведем некоторые извлечения из его книги «Выбор» с характерным подзаголовком «Глобальное господство или глобальное лидерство» (М. : Междунар. отношения, 2005). Вот какое самое главное стратегическое кредо проповедуется в книге: стараться решать международные проблемы не грубой силой и оружием (как ранее в Корее и Вьетнаме), а более тонко, руками самих «туземцев», жителей России, страны-жертвы. Не господствовать в мире, а лидерствовать. З.Бжезинский писал: «…Америка сейчас определяет направление движения человечества, и соперника ей не предвидится… Россия же больше не участник забега» (с. 7-8). На Америке лежит обязанность осуществить глобализацию при «американском политическом лидерстве» (с. 187). «…Мощным инструментом подрыва коммунистического соперника изнутри» было массированное воздействие на сознание людей, внедрение «ценностей» «нового комплексного мирового порядка», опорочивание советского, чтобы «нанести ему поражение в идеологическом плане» (с. 180-181). В настоящее время борьба за полноценное образование и высокую общую культуру становится борьбой за сохранение российской государственности, борьбой за сохранение русского и других народов России как самостоятельных наций. В числе наиболее важных задач в области обучения, воспитания и общего развития населения страны можно указать следующие: 1. Обеспечение подлинной приоритетности образовательного дела. Развитие самодеятельности населения в школьном деле. 2. Значительное повышение расходов на образование в государственном бюджете (раза в 3-4). Достаточное материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школах всех типов, внешкольных учреждениях образования, воспитания и культуры. 3. Совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров. Создание для этого необходимых условий. Повышение оплаты педагогического труда. Стимулирование педагогической деятельности. Обеспечение жильем. 4. Бесплатность и доступность образования на всех этапах. Горячее питание в школе. Обеспечение стипендиями. Льготы обучающимся без отрыва от производства и поощрительные меры. 5. Светскость школы. Научность содержания образования. Приоритетность общего развития. 6. Возрождение и развитие подсистемы внешкольных учреждений для детей и взрослых. 7. Реализация мер по сохранению и укреплению здоровья детей и взрослых. 8. Решительное освобождение от коррупции в сфере образования. 9. Непрерывное самообразование и творческий поиск педагогов во всех учебных заведениях. 10. Устремленность на созидание обучающегося общества. Все это приближало бы к реализации идеи Я.А.Коменского о воспитании и обучении каждого человека от зачатия до ухода из жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте