Долго думал и размышлял о модернизации образования и пришел к выводу, что нормальными словами это не объяснить, а посему пришлось позаимствовать слова иностранные. Что получилось в итоге, пусть читатель уразумеет сам. «Чтобы произошла нострификация, нам, учителям России, нужно направить свою креативность и эмпатию, а равно и мотивацию с инновацией на основе гуманизации, демократизации, оптимизации, модернизации и при обоюдном консенсусе в сторону диагностики, парадигмы и мониторинга. В противном случае даже с помощью БУПа и КЦП нам не удастся подготовить ребят к ЕГЭ для получения ГИФО. И никакие ТДЦ и ЗУНы на основе КСО, ЗБР и ЗАР не будут выполняться. Вообще-то русскому социуму в дальнейшем гарантировано девиантное поведение, если только наша рефлексия на основе андрогогики и алгоритма работы учителя вовремя не заставит Министерство образования и науки видеть в нас нормальных людей (не тьюторов), а не объект для своих экспериментов в русской глубинке»…
Как только появляется свободная минутка, сразу же уезжаю на рыбалку в погибающие деревни. В одной деревне проживают три деда и пять старушек. Как они выживают, одному Богу известно! В другой деревне живет только одна семья: мать да дочь с мужем. Бабушке этой около ста лет (а может, и более – толком никто не знает). Хорошо то, что есть электричество да колодец еще дает ключевую воду. А на высоченном дереве живет семья аистов. Трое людей да пара аистов охраняют (и сохраняют) еще одну исчезающую русскую деревню. За последние годы реформ исчезло бесследно 17 тысяч русских деревень. А в Послании Президента России (май 2004 г.) о русской деревне ни слова. У русского народа нет свободного дыхания воли и разума – нам не говорят (да и знают ли они?) честные, верные слова диагноза, исцеления и прогноза. Нам снова говорят «о светлом будущем», а мы хотим (да ведь и имеем на это право по Конституции РФ) жить по-людски сейчас. «Они»-то ведь живут сейчас. У «них» и хорошие жилищные условия, и настоящие зарплаты (Президент России увеличил за «великие» заслуги), и дети учатся в престижных заведениях – без ЕГЭ. Мой прапрадед Григорий (материнская линия) – русский крестьянин – пахал и сеял. Прадед Тит Григорьевич воевал за Веру, Царя и Отечество – пришел с фронтов Первой мировой войны унтер-офицером с Георгиевским крестом на груди. До коллективизации ходил на работу в общественную конюшню в хромовых сапогах (вот как люди трудились и следили за порядком!). Имел математический склад ума, но очень рано умер. Результат тяжелого ранения. А прабабушка Варвара Николаевна так больше и не вышла замуж – уж очень любила своего Тита. Дед Семен Титович воевал в Великую Отечественную войну, имел орден Славы и несколько медалей. А сколько он домов построил после войны и рам «связал» – всегда от деда пахло стружками. Отцовской линии досталось бед и невзгод не менее. Прадед Егор – крестьянин передовых взглядов, а дед Стефан (трезвенник, трудяга и гармонист на всю округу) попал под сталинскую «мясорубку» за то, что честно вкалывал от зари до зари. Отец мой (к сожалению, погиб в 1990 году) в 1952 году в армии был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ за то, что имел золотые руки. В 1953 году отец и мой дед Стефан встретились на Камчатке (отец нес службу) – через двадцать лет! Сколько же наворочено в жизни человеческой? Мои предки верой и правдой служили Отечеству – они делали все честно и добросовестно, они создавали силу и мощь Державы. Матушка моя (дай Бог ей сил и здоровья!) в 13 лет стала под косу и серп (была в колхозе стахановкой), столько всего перенесла, что в пору роман писать. У нее три внука, две внучки и правнук. Такую Россию мои предки мечтали построить? Человек как был в России один на один со своим горем, так и остался с тем же – власть московская (считай кремлевская) не желает заботиться о своих рабах. Человеку нужны прежде всего:достоинство, свобода настоящая, защищенность, вера, инициатива, труд, творчество, честность. А нам навязали ложь, обман, измену, предательство, коррупцию, произвол чиновников и, самое страшное, продажность.
И если можно было бы выразить одним словом сущность современной русской смуты, то это слово – продажность.
Мы все чаще стали забывать про дело, про служение Отечеству. В мире появился назойливый покупатель продажных людей с неистощимым кошельком. Современный человек (мы это видим в православной России) перестал верить в Бога и именно поэтому так легко (и так охотно) продает свою душу дьяволу. Для современного человека все есть товар, который надо обменять на житейский успех. Отсюда все эти типы: ловчащие господчики, скользкие «нырялы», перевертыши, хамелеоны, бессовестные журналисты, артисты, продажные ученые, политики «без хребта», партийные интриганы, шпионы, доносчики, «шестерки».
Такой тип всегда там, где выгоднее: развивает то воззрение, которого требует его «деньгодаватель»; он готов говорить за «хорошего коммуниста», а уже через год он проповедует «христианское движение», через два года он готов наняться в национал-социалисты, через три года – работать в «черной массе», а через 5 лет – стать либералом и т.д. Икона Казанской Божьей Матери вынуждена была «уйти» из России еще в ХIХ веке и ведь не спешит возвращаться на Родину. И дело здесь не столько в том, что римский папа не хочет отдавать нашу Святыню, а в том, что мы не готовы – не созрели. Как когда-то сказал император России Александр I: «Некем взять».
Правы те, которые предпочитают скудную жизнь и молчаливое одиночество (пушкинское – «народ безмолвствует») криводушию и продажности.
В неподкупном стоянии (не на жизнь, а на смерть) и готовится жизнь грядущей России. Но только без современных «царедворцев», чинуш всех рангов и мастей, которые десятки лет нам навязывали лозунг «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Лозунг-то неплох, но кабы современные вельможи поступали бы сами так, ан нет – и тогда, и сейчас (в период смуты) чиновники жили и живут с точностью до наоборот. В смертельной схватке за власть чиновники одержали верх. И как это ни прискорбно, но данный факт придется признать нам всем – простым людям. Народу хочется (хотелось бы!) знать: какое общество мы создаем? На что нам, избирателям, рассчитывать? Почему государство «пухнет», а жизнь простых людей становится все хуже и хуже? Скажите прямо: «Мы строим грабительское капиталистическое общество». И все встанет на свои места: народ «поплюет» на руки и возьмется за дело (а куда деваться?). Мы же привыкли – 80 лет строили коммунизм, плохие «поводыри» завели нас в тупик, все растерялись; те, кто понаглей и понахрапистей, стали сразу капиталистами, а миллионы оказались в дураках.
Как тут не вспомнить В.О.Ключевского.
«В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много».
Давайте, господа, очередные 80 лет строить капитализм – может, что-то и получится. (Тем более что в Правительстве РФ все снова на своих местах). Тандем Г. Греф – А. Кудрин не даст нам скучать. «Удар» по льготам – тому яркий пример. Как тонко подметил М.М.Жванецкий: «Свет в конце тоннеля мы уже вроде видим, но тоннель, сука, уж очень длинный».
Народ, неспособный мыслить самостоятельно о своей судьбе и о своей Отчизне, будет цепляться за подсказываемые ему фальшивые лозунги и побежит за льстивыми предателями.
Ф.И.Тютчев о министрах царского двора сказал поистине вещие слова: «Когда видишь, до какой степени эти люди лишены всякой мысли и соображения, а следовательно, и всякой инициативы, то невозможно приписывать им хотя бы малейшую долю участия в чем бы то ни было и видеть в них нечто большее – пассивные орудия, движимые невидимой рукой… Сталкиваясь с подобным положением вещей, буквально чувствуешь, что не хватает дыхания, что разум угасает: почему имеет место такая нелепость? Почему эти жалкие посредственности, самые худшие, самые отсталые из всего класса ученики… эти выродки, находятся и удерживаются во главе страны, и обстоятельства таковы, что нет у нас достаточно сил, чтобы их прогнать». Изменилось ли хотя бы на 10% (в лучшую сторону) за более чем столетнюю историю России после слов Ф.И.Тютчева отношение правителей к своему несчастному народу? Нет! Счастлив тот, кто все прощает. А мы, русские, власть всегда прощали. И зря! Как избиратель, я почему-то более всего склоняюсь к тому, что только пятый Президент России все-таки вспомнит о народе российском. Какую Россию нам надо любить? «Счастливую великую Родину любить не велика вещь, мы ее должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, даже порочна. Именно когда наша Родина-мать пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, мы и не должны отходить и бежать от нее…» (Философ В.В.Розанов). Мне ближе мое – учительское.
Больно говорить о судьбе русской сельской школы – лучше помолчать и помолиться.
Божии дары – история и природа – сделали русского человека таким, каков он есть на самом деле.
И как бы тяжко нам ни было, а Россия будет жить вопреки продажности и подлости людской. «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется самим Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует». (Фельдмаршал Миних, 1765 г.).
Александр СУЩИЙ, директор Ревенской СОШ Карачевского района Брянской области, почетный работник общего образования
Комментарии