7 мая 2012 года состоится инаугурация и Владимир Путин вступит в должность Президента России. В преддверии этого события еще премьер-министр РФ Владимир Путин выступил с отчетом о работе федерального правительства. Часть доклада напрямую касалась поддержки социальной сферы, в частности системы образования.
За результаты работы в 2011 году не стыдно, причем это результаты работы не только правительства, но прежде всего результат деятельности всех наших людей во всех отраслях производства и социальной сфере. Считаю нашим главным достижением стабилизацию и рост численности населения России: по итогам 2011 года она превысила 143 млн человек. Мы не дали кризису перечеркнуть позитивные демографические тенденции. Общее число городов-миллионников в России в 2012 году достигнет 15. За 2008-2011 годы в России родилось более 7 млн детей. Это один из самых высоких показателей за несколько последних десятилетий. Все больше российских семей принимают решение о рождении второго и даже третьего ребенка. За последние 5 лет количество вторых рождений у нас увеличилось на 45%, а третьих и последующих – на 62 процента. За всем этим, конечно, вера людей в себя, в своих близких, в свою страну, в будущее своих семей, в дееспособность и ответственность своего государства. Объективно невозможно было, к сожалению, помочь каждому, кто нуждался в помощи и столкнулся с проблемами, но мы старались строить нашу работу так, чтобы отстоять интересы абсолютного большинства наших граждан. Если в начале 90-х и в 1998 году экономические удары обернулись жестоким шоком для миллионов наших людей, то в период кризиса 2008-2010 годов власть показала свою состоятельность перед лицом испытаний. Мы не отступили ни от одного ранее заявленного обязательства. Самое главное – нужно все время говорить правду и всегда нести ответственность за свои слова. Сегодня нам необходимо вернуться к решению важнейшей задачи – минимальный размер оплаты труда в ближайшие несколько лет должен сравняться с уровнем прожиточного минимума. При этом нужно, конечно, совершенствовать сами механизмы определения прожиточного минимума и МРОТ, сделав их более современными и более справедливыми. Это очень чувствительная тема. МРОТ надо повышать, надо думать о том, как мы исчисляем прожиточный минимум. Во многих странах считается почасовая оплата, если мы перейдем когда-нибудь к этому, то должны выработать такие механизмы, которые не приведут к понижению доходов наших граждан, создать такой путь, по которому бы шел подъем этих доходов. Это мы должны обсудить и в правительстве, и на президентском уровне (есть соответствующее у нас управление), и в парламенте, и, безусловно, с участием профсоюзов. Нужно четко и ясно понимать, к чему это приведет на практике. Начиная с 2008 года средний размер трудовой пенсии в России увеличился в 2,5 раза. За четыре года при поддержке государства получили жилье около 1,5 млн наших граждан, в том числе более 200 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, с помощью средств материнского капитала улучшили свои жилищные условия еще более 1 млн российских семей. Кстати, материнский капитал, как и обещали, мы постоянно индексируем: если в 2008 году он составлял 276 с небольшим тысяч рублей, то в 2012 году он составит уже 387 тысяч 640 рублей. За прошедшие годы было создано 9 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов. Ежегодно в стране открывают около 5000 новых спортивных объектов. По сравнению с 2008 годом число людей, которые регулярно занимаются спортом, выросло на 6 млн человек. Спорт вернулся в школу, обязательными стали три урока физической культуры в неделю. За последние 4 года число стадионов и бассейнов увеличилось на 20 процентов, сегодня в России в два раза больше бассейнов, чем было во всем Советском Союзе. Считаю, что мы должны сосредоточиться на вопросах, которые имеют стратегические, принципиальные значения и связаны с нашими историческими перспективами. Первое – это демографическая состоятельность Российского государства. Сегодня для России каждый человек на счету. Мы должны понимать, что столкнемся с серьезным вызовом – с демографическим эхом 90-х годов, когда страна пережила самый жестокий демографический спад. Нам нужны новые решительные шаги по сбережению и развитию народа. Однако если мы не восстановим традиционное отношение к базовым моральным ценностям, то никакие меры экономической и социальной политики не принесут устойчивого результата. Крепкая благополучная многодетная семья – вот вокруг чего следует объединить усилия государства, общества, религиозных организаций, отечественного просвещения и культуры. Принципиально новым форматом прямого диалога общества и государства стало создание Агентства стратегических инициатив. Уже сегодня оно служит реальным инструментом продвижения общественных инициатив и предложений бизнеса, тиражирует и поддерживает лучшие практики и проекты, открывает дорогу новым людям с позитивной, созидательной мотивацией. По сути, агентство – это и новый формат управления развитием в экономике, социальной сфере, в органах власти. Каждая государственная программа – «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», – как и все остальные госпрограммы, должна содержать четкие и понятные каждому гражданину приоритеты развития отрасли, конкретные результаты для каждой сферы, инструменты и показатели их достижения. Ведущими бюджетными приоритетами должны стать образование и наука. Мы прекрасно понимаем, что именно от этих сфер зависят интеллектуальная, технологическая сила России, качество нашего человеческого капитала. Будут усовершенствованы подходы к формированию долгосрочной программы фундаментальных исследований – она должна интегрировать работу, проводимую в государственных академиях наук, научных центрах, вузах. Такую программу важно нацелить на разработки, которые позволят России выйти на уровень стран самых передовых в научном и технологическом плане. Мы намерены последовательно увеличивать финансирование вузовской науки, прежде всего в национальных исследовательских университетах. Считаю также, что необходимо установить более жесткие требования к работе всей вузовской сети, предусмотреть эффективные формы ответственности. Российским дипломам должны доверять не только в России, но и во всем мире. Средняя заработная плата научных сотрудников государственных академий и научных центров, преподавателей высшей школы уже в течение 2012-2013 годов выйдет на уровень средней зарплаты по экономике конкретного региона, а к 2018 году превысит ее вдвое. Мы продлим как минимум до 2015 года программу по привлечению лучших мировых специалистов в наши университеты и исследовательские лаборатории. В несколько раз, до 25 млрд рублей, в 2018 году увеличится финансирование специализированных фондов, которые поддерживают научные исследования, в том числе это касается Фонда фундаментальных исследований и Фонда гуманитарных исследований. Кроме того, специальную грантовую поддержку получат лучшие научные работы студенческих коллективов. За 2012-2014 годы будут построены и новые студенческие общежития общей площадью не менее полумиллиона квадратных метров. Кроме того, надо создать систему сопутствующих образовательных кредитов, чтобы у студентов была возможность оплачивать проживание и решать другие бытовые вопросы во время обучения. Напомню, что сейчас у нас есть образовательные кредиты, но их предоставляют только на само обучение, эти деньги нельзя использовать на решение сопутствующих проблем бытового характера. В принципе считаем возможным и будем сейчас этот вопрос решать – предоставлять кредиты и на решение этих бытовых вопросов, тем более что у нас количество бюджетных мест увеличивается в вузах. В одной из своих статей я писал, что прибавка к стипендии для нуждающихся студентов, которые показывают хорошие результаты, должна быть такой, чтобы эта социальная стипендия достигла не менее 5 тысяч рублей в месяц. Принципиальное решение на этот счет принято. Нам также нужно создать современную систему подготовки квалифицированных рабочих кадров. Такую задачу не решить без повышения социального статуса преподавателей лицеев, колледжей, мастеров производственного обучения. Этот уровень образования находится в прямой зоне ответственности регионов, и они должны в течение нескольких ближайших учебных лет довести среднюю зарплату педагогических работников училищ, техникумов, лицеев до средней зарплаты по экономике конкретного субъекта Федерации. Я обращаю внимание на то, что безусловное выполнение этого требования станет обязательным условием предоставления всех федеральных межбюджетных трансфертов. Необходимо решить базовую задачу – модернизировать сеть учреждений профессионального образования, настроить ее на потребности экономики, дав самим работодателям возможность прямого участия в управлении профессиональным образованием. Старая система не работает, но есть какие-то ростки нового, и они очень привлекательны. Уже до конца 2012 года нужно разработать национальные планы развития профессиональных стандартов. Эффективная система профессиональных компетенций должна стать важнейшим карьерным и социальным лифтом. Конечно, нам нужно решать проблему с дошкольным образованием. В прошлом году в рамках программы развития дошкольного образования было создано и оснащено около 200 тысяч дополнительных мест в детских садах, таких показателей не было многие годы. Очереди в детские сады должны быть полностью ликвидированы в течение четырех лет, в том числе за счет развития негосударственных дошкольных учреждений, регионам необходимо довести среднюю заработную плату педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях до средней в сфере общего образования, и сделать это уже в течение двух ближайших лет. В ближайшие годы у нас будет на 1 млн школьников больше, чем сейчас, поэтому нужно заранее предусмотреть, чтобы дети могли нормально и комфортно учиться. В России не должно быть школ, находящихся в аварийном состоянии. Эту проблему мы должны полностью решить в течение 5 лет, за этот же срок регионы планируют построить еще порядка 1000 новых школ, а количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно возрасти до 10 тысяч. Главенствующий принцип для нас – бесплатность школьного образования в рамках образовательного стандарта. Практика так называемых дополнительных платных услуг в школе создает риск фактической эрозии принципа бесплатности. Например, в некоторых школах формирование классов напрямую связано с необходимостью посещать определенный набор платных занятий, вводятся дополнительные платные консультации по подготовке к ЕГЭ, в то время как школа обязана обеспечить полноценную подготовку к экзамену в рамках выделенных бюджетных средств. Тем самым школа становится источником социального неравенства, вместо того чтобы быть социальным лифтом. Поэтому давайте скажем прямо: дополнительные платные услуги могут быть, но только вне рамок основного образовательного процесса. В этой связи считаю важным остановиться на нашем фундаментальном подходе к развитию социальной сферы: государство должно не командовать повседневной хозяйственной деятельностью десятков тысяч детских садов, школ, больниц, поликлиник, социальных центров, а гарантировать людям получение бесплатных и качественных социальных услуг. Положения известного 83-го Федерального закона существенно расширяют самостоятельность учреждений социальной сферы. Они направлены как на повышение качества и доступности социальных услуг, прозрачности работы социальной сферы, так и на создание дополнительных стимулов для сотрудников. Задача состоит в том, чтобы искоренить прямые и скрытые поборы в фактическую фиктивность бесплатности многих государственных и муниципальных учреждений. В ближайшие шесть-десять лет нужно создать в России современную, динамично развивающуюся социальную сферу. Какие системные вопросы для этого необходимо решить? Прежде всего сформировать независимую систему оценки качества работы учреждений социальной сферы, включая критерии эффективности, практику публичных рейтингов социальных учреждений, принятие профессиональных и этических кодексов, определить современный набор социальных услуг, необходимых для граждан в условиях развивающегося, усложняющегося общества, открыть социальную сферу для предпринимательства, некоммерческих и общественных организаций, готовых предоставлять качественное образование, медицинскую помощь и социальную защиту. Тем самым мы создадим естественную, живительную конкуренцию, так необходимую нашей социальной сфере. Следует создать режим наибольшего благоприятствования для социального служения наших традиционных российских конфессий. Приобщение к культуре начинается, конечно, с самого юного возраста, поэтому в своих статьях я предложил ввести позицию организатора детского художественного творчества, а также увеличить объемы грантов, распределяемых на конкурсной основе среди молодежных творческих коллективов. Кроме того, рад, что предметом широкого общественного обсуждения стала идея о ста книгах, с которыми должен ознакомиться каждый молодой гражданин Российской Федерации.
Комментарии