Евгений Степанович Савченко родился 8 апреля 1950 года в с. Красная Яруга Сумской области Украинской ССР. Окончил Старооскольский геологоразведочный техникум, Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева, Ростовскую Высшую партийную школу. Работал секретарем Белгородского горкома КПСС, затем в Министерство сельского хозяйства СССР. В октябре 1993 г. утвержден главой администрации Белгородской области. В 1999 году одержал победу на очередных губернаторских выборах, а в мае 2003 года вновь избран главой региона. Входил в Совет Федерации ФС РФ, занимал пост председателя Комитета по аграрной политике.
– Бытует мнение, что люди в России едва ли не все поголовно стали Иванами, не помнящими родства. Что верность Родине и патриотизм для целого поколения – ничего не значащие понятия. Так ли это? Или есть все же подвижки к лучшему?
– Тот период, когда быть патриотом было непрестижно, давно канул в Лету. Сегодня настали времена, когда вновь актуальны былые ценности.
В России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль, благодаря чему россияне-воины отличались высоким моральным духом, героизмом, мужеством, проявляли инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множились осознанием славных побед наших предков при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли. Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием формирования истинного гражданина – патриота своего Отечества. Уверен, патриотизм может и должен стать нормой нашего общества.
В нашей области накоплен богатый опыт решения проблемы военно-патриотического воспитания молодежи. Мы имеем пять долгосрочных программ, регулирующих взаимоотношения субъектов патриотического и гражданского воспитания. Они отражают интересы как «трудных» подростков, так и активистов, призваны помочь воинам-ветеранам локальных военных конфликтов и поисковикам, освещают вопросы подготовки к военной службе и проблемы духовно-нравственного воспитания.
Если говорить о массовости акций, проводимых в рамках этих программ, то достаточно привести лишь один пример: третий областной слет военно-патриотических объединений и финал областной военно-спортивной игры «Зарница», проходившие под девизом «Армия. Родина. Долг», собрали 22 команды из всех городов и районов области, соревновавшихся по 14 военно-прикладным видам спорта.
– Евгений Степанович, молодое поколение, которому принимать заботу о Родине на свои плечи в будущем, заботится об авторитете и процветании России на международной арене. Какое оно? Понимает ли оно, насколько важно быть Гражданином, любить Отчизну, знать ее историю?
– На Белгородчине всегда бережно пестовали великое чувство – патриотизм, который облагораживает людей, придает смысл их существованию, определяет духовную прочность, нравственный предел их возможностей. Для меня патриотизм – это прежде всего любовь к своей Родине. А любовь – это и забота, и гордость, и жалость, и внимание, ответственность. Ведь именно чувство ответственности за благополучие России должно помочь нам, особенно молодому поколению, найти дорогу к истинным ценностям, пробудить национальное достоинство, нашу этноцентричность.
На Белгородчине никогда не отрицали опыт прошлого. Никогда не бросали камни в спину предшественникам, даже если они в чем-то ошибались, заблуждались. Здесь всегда по достоинству оценивали все полезное, что они сделали, старались сохранить преемственность дел и планов, закрепить и развить их успехи. Это тоже часть нашей жизни. Это тоже наша традиция. Мы стремимся к тому, чтобы и о нас, о нашем времени потомки судили с учетом тех радикальных перемен, что случились с Россией на изломе тысячелетий и выпадают на нашу долю сегодня.
– Как и что нужно сделать, чтобы не прерывалась связь времен? На чем надо воспитывать племя сегодняшних мальчишек и девчонок? Какую национальную идею им, да и всему обществу надо предложить?
– Очень важно, чтобы и мы, ныне живущие, и те, кто придет к нам на смену, помнили о своих истоках, преемственности поколений, неразрывной связи времен. Чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину, а будущее звало к новым вершинам созидания. Чтобы нас вела к новым достижениям гордость за своих дедов, отцов, старших братьев, а желание достойно продолжать начатое ими дело было бы смыслом жизни и делом чести каждого. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений молодых жителей России.
Непреходящими ценностями для нас были и остаются коллективизм, или соборность, стремление к справедливости, взаимовыручка, честность, порядочность и другие, присущие нашему национальному самосознанию нормы морали. А также доброта, милосердие, вежливость, уважение к старшим, словом, все то, что называют «народным пластом нравственности». Все это и есть патриотизм. А что касается «национальной идеи», то Александр Солженицын в качестве таковой предложил «сбережение народа». Он имел в виду от вымирания, спасения от демографической катастрофы, которую мы переживаем сейчас. Это предложение нужно дополнить еще одним аспектом, необходимым для физического и духовно-нравственного сбережения народа, – качеством жизни людей. Эту мысль еще три года назад сформулировал Президент В.В. Путин, подчеркнувший, что «отличительной чертой XXI века будет не борьба идеологий, а жесткая конкуренция за качество жизни».
– Кто оказал наибольшее влияние на формирование вашей собственной жизненной позиции? Кто формировал чувство ответственности за себя, за окружающих?
– Эту ответственность воспитывали во мне прежде всего мои родители. Они научили меня любить свою землю, уважать односельчан, ценить труд и добиваться лучших результатов. Ну и, конечно, школой патриотического воспитания для меня стала армия, а наиболее значимой в этом смысле ситуацией было принятие Присяги.
– Евгений Степанович, военно-патриотическое воспитание молодых людей – дело рук не только губернатора. Это сфера приложения усилий множества организаций самой разной направленности. Чувствуете ли вы их поддержку?
– Действительно, в решение этой проблемы вовлечен широкий круг людей – должностных лиц, организаций. От обычного специалиста-инструктора по военно-патриотическому воспитанию в детских и подростковых клубах, сотрудника органов по делам молодежи муниципальных образований до таких крупных организаций, как Центр молодежных инициатив, Белгородская региональная общественная организация «Историко-патриотическое объединение «Поиск». Во всей многогранной работе по воспитанию молодежи руководство области придает большое значение и роли православной церкви.
– Не остаются ли в стороне ветераны?
– Напротив, ветераны Великой Отечественной войны – это наш оплот в работе с молодежью. Огромную помощь в этом нам оказывают областной Совет ветеранов и все его подразделениях в городах и районах области. Ветераны встречаются со школьниками и студентами, напутствуют призывников, да и просто воспитывают примером всей своей жизни. Есть у нас ветераны, которые являются образцом для подражания для целых трудовых коллективов, есть ветераны, участвующие в процессе воспитания молодежи посредством своего художественного творчества.
– Говоря о патриотическом воспитании, имеют в виду прежде всего молодежь, тех, кто только определяет, «жизнь делать с кого». Какова во всем этом роль школ, других образовательных учреждений?
– Принятые на федеральном и областном уровнях программы «Патриотическое воспитание граждан на 2006 – 2010 годы» определили основные направления деятельности по патриотическому воспитанию молодежи. В городах и районах области разработаны и действуют муниципальные программы патриотического воспитания граждан, которые включают в себя последовательную, конкретную работу по патриотическому воспитанию молодежи. Они реализуются как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
На сегодняшний день в 14 районах области действуют 75 кадетских классов, в которых обучаются свыше 1,5 тыс. школьников. Основные направления деятельности классов: спасатели МЧС, пограничные войска, морская пехота, общевойсковая подготовка.
В сфере дополнительного образования – в домах и центрах детского творчества, в клубах по месту жительства, комнатах школьника реализуется около 300 образовательных программ патриотической направленности: военно-спортивные, туристско-краеведческие, поисково-исторические.
Работая по этим программам, учащиеся школ знакомятся с законами и символами нашего государства, его историей и традициями, создают музеи и залы боевой славы, участвуют в акциях «Забота», «Ветеран живет рядом».
Комментарии