13 декабря Министерство образования решило больше не откладывать коллегию о проведении единого госэкзамена. Время подготовки грандиозного эксперимента вышло. Каковы же результаты проведенной работы?
Если бы в тот день члены коллегии оказались в роли выпускников, сдающих ЕГЭ, больше пятидесяти баллов в свои именные сертификаты они бы не получили, и за возможность доступа к высшему образованию пришлось бы выложить наличные. Реально расплачиваться за полуготовность к эксперименту придется выпускникам 2001 года шести “пилотных” регионов. Правила игры в ЕГЭ до конца все еще не ясны. Однако за две оставшиеся декабрьские недели в министерстве все-таки попытаются завершить подготовительную работу. Дел у реформаторов осталось воз и маленькая тележка. Окончательно не утверждены технология проведения ЕГЭ и его содержание. Не подготовлены документы по нормативно-правовому и финансово-экономическому обеспечению эксперимента. Отсутствует положение о конкурсе разработчиков КИМов – методических и контрольных измерительных материалов. Нет определенности с уровневостью тестов и шкалой перевода баллов в отметки (экзаменационные работы в рамках ЕГЭ будут оцениваться и в баллах, и в отметках). Зато, по словам министра образования, “есть желание абсолютного большинства населения уйти от нынешней формы вступительных экзаменов в вузы”. Что же на данный момент предлагает Минобразование гражданам России?
Итак, в 2001 году в шести “пилотных” регионах стартует эксперимент по ЕГЭ. Путь к нему, как обещали на коллегии, будет избран российский. “Мы не хотим подстраиваться ни под одну страну мира, – сказал министр Филиппов. – Необходимо учесть специфику страны с ее огромными расстояниями и даже в определенной степени коррумпированностью по сравнению с другими странами мира”. Пока желание поучаствовать в эксперименте изъявили шесть республик (Адыгея, Башкирия, Марий Эл, Саха (Якутия), Чувашия, Удмуртия) и пять областей (Магаданская, Самарская, Омская, Оренбургская, Ярославская). Скорее всего из каждого списка выберут по три претендента. Все они возьмут на себя расходы по организационно-техническому обеспечению процедуры проведения ЕГЭ. На плечи Минобразования лягут организация и финансирование научно-методического обеспечения, включая подготовку КИМов и специалистов, которые проведут эксперимент.
В проекте решения коллегии объявлены некоторые детали ЕГЭ. Выпускникам придется сдавать не менее 5 экзаменов: в обязательном порядке алгебра и начала анализа, русский язык, а также не менее 3 других предметов по выбору. Скорее всего одиннадцатиклассникам предложат трехуровневые тесты. Первый уровень наиболее легкий – аттестационный, два других более сложные, с ориентацией на технические и элитные вузы. На коллегии говорили, что не собираются ограничиваться только тестированием. Однако другие формы контроля пока названы не были. Оценивается единый госэкзамен по 100-балльной шкале с использованием соответствующей шкалы перевода при выставлении отметок в аттестат. Причем в аттестат выставляется более высокий результат при разнице годовой отметки и оценки по ЕГЭ в один балл. Или отметка, полученная как среднеарифметическое годовой отметки и оценки по ЕГЭ, если разница между ними составляет больше одного балла. На руки выпускник получит два сертификата. А необходимое их количество для рассылки в вузы страны можно будет приобрести за стоимость бланков. Срок действия сертификата один год.
Пока не понятно, где будут проверять экзаменационные работы. По мнению директора центра тестирования Владимира Хлебникова, проверку не следует устраивать на местах: доверие вузов к результатам ЕГЭ будет в таком случае незначительным. Ломали голову на коллегии и над организацией секретности. Придется предусмотреть защиту заданий ЕГЭ с учетом часовых полюсов и наличия Интернета. Зам. министра образования Виктор Болотов предложил даже на спецзаседание Совета по госэкзамену пригласить коллег из Центральной избирательной комиссии. У них есть технологии обеспечения достоверности и объективности.
Все претензии недовольные организацией и проведением ЕГЭ смогут предъявить государственным органам управления образованием “пилотных” субъектов. В итоге именно они несут ответственность за процедуру ЕГЭ. Курировать процесс, по словам Владимира Филиппова, будут на самом высшем региональном уровне. По этому поводу есть специальная договоренность с вице-губернаторами, отвечающими за образование.
Процесс поиска ответов на еще не решенные вопросы прервала на коллегии руководитель Департамента общего среднего образования МО РФ Маргарита Леонтьева. Когда разработчики не смогли обосновать выбор обсуждаемой модели ЕГЭ, она предложила не ограничиваться только одной моделью эксперимента. Вполне логично: чтобы найти верный российский путь, необходим хотя бы их минимальный выбор. “Зачем подвергать стрессу всех выпускников школ? Тем, кто не собирается поступать в вузы, можно выдавать документ на основании итоговой аттестации обучения в школе”, – предложила Маргарита Романовна. В роли оппонента выступил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: “Надо прекратить ложь о качестве нашего образования. 10-15 процентов выпускников не способны пройти никакой, даже самой пониженной объективной аттестации. Таков уровень ряда школ”. Конечно, в подтверждение слов Ярослава Ивановича найдется много примеров. Государство давно уже не обеспечивает достойную зарплату учителям. Поэтому в сельских и городских школах многие предметники стали дефицитом. Однако отвечать за это будут дети, сдавая ЕГЭ. А государство, лишившее их возможности получения качественного образования в школе, предъявит на выходе счет в виде ГИФО. Это обстоятельство – еще один аргумент в пользу продуманной организации эксперимента.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Комментарии