В московской школе-лаборатории № 760 прошел «круглый стол» на тему «Раздельное обучение». В нем приняли участие представители школ Москвы, Подмосковья и Калужской области, где эта система уже внедрена или находится на стадии разработки. Педагоги попытались ответить на два основных вопроса: почему они к этому пришли, и в чем они видят преимущества раздельного вида обучения перед обычным смешанным? «Учительская газета» уже неоднократно обращалась к теме раздельного обучения. Мы знакомили наших читателей с научной концепцией академика Владимира Базарного, рассказывали об опыте школы-лаборатории № 760 и других российских учебных заведений, работающих в этом направлении. Хочется отметить, что их число растет.
Педагоги, психологи и медики считают, что полностью изолировать девочек от мальчиков, конечно же, нельзя, потому что гармонично развиваться они могут только вместе. Но если процесс обучения построить грамотно с педагогической, психологической и медицинской точек зрения, то можно добиться ощутимых результатов. Например, как в московской школе № 343, расположенной недалеко от Черкизовского рынка, в демографически неблагополучном микрорайоне. Ее администрация с 1991 года отстаивает право работать по системе раздельного обучения и сотрудничает с недавно открывшимся факультетом гендерной педагогики МГУ.
– Меня долго мучили вопросом: как после школы ваши выпускники будут чувствовать себя в нашем жестоком обществе и создавать семьи, – говорит директор школы Жанна Алексеевна. – Это заставляло меня читать научную литературу, встречаться с учеными, искать тех, кто мне может помочь обосновать свою позицию. Когда я пришла в школу, то в ней девочек было почти в два раза больше, чем мальчиков. И, конечно, педагоги чувствовали эту разницу. В один класс входили с удовольствием, а в другой шли, как на каторгу. Поэтому возник актуальный вопрос: как сделать так, чтобы учителя могли эффективно работать в каждом классе. Мы стали тесно сотрудничать с центром охраны здоровья детей и подростков.
По словам Корнеевой, сегодня под лозунгами феминизма женщина рвется на роль ведущего. В таком случае что остается мужчине? Естественно, принимать на себя роль ведомого. Поэтому вокруг так много мужчин, не определившихся в жизни, неудачников, нашедших свое пристанище у пивных ларьков. Если женщины берут на себя право вести экономику семьи, то мужчинам остается занимать лишь эмоциональную нишу, но далеко не каждый из них к этому приспособлен. Во многих современных семьях родители почти не общаются с детьми, и поэтому они нуждаются в добром слове учителя.
– У нас в 7-м классе проводилось анкетирование по поводу того, как дети прощаются с родителями на ночь и как встречаются с ними утром, – рассказывает Жанна Алексеевна. – Меня поразило то, что из 20 учеников пятеро никогда не говорят папе и маме «спокойной ночи» и «с добрым утром».
Работая над концепцией школы, мы пришли к выводу, что нужно растить не только воинов и невест, а важно воспитать гармонично развитую личность, понимающую свою природную принадлежность. Потому что, как говорят специалисты-медики, дети приходят в школу с одиннадцатью полоролевыми различиями, а покидают 9-й класс всего лишь с двумя. Получается, школа выпускает «унисекс» – людей, которые не могут определиться во взаимоотношении с противоположным полом. Поэтому не случайно в Москве и других крупных российских городах растет армия гомосексуалистов и лесбиянок.
Если вы обратите внимание, то мальчики и девочки становятся похожими даже внешне. Кстати, ученые считают, что постоянное ношение одежды противоположного пола влияет даже на генетический код. В результате человек становится неполноценным.
В связи с этим в 343-й школе акцентировали внимание на трех основных позициях. Во-первых, из-за парты нужно выпустить физически и психически здоровых людей. Во-вторых, они должны иметь правильную половую ориентацию и, в-третьих, нужно заложить в детях адекватную самооценку. Ведь только тогда мужчина сможет стать, например, закройщиком, а женщина – депутатом, когда они будут правильно себя оценивать.
Пять лет назад в 343-й школе выпустили первый женский класс. Как же девочки адаптировались в социальной среде? После проведенного анкетирования выяснилось, что все выпускницы состоялись. Большинство из них получили высшее образование и вышли замуж.
Опыт раздельного обучения многому научил педагогов, и прежде всего тому, что оно нужнее всего мальчикам. Девочки могут даже в большом коллективе объединиться в малую группу, а мальчикам нужен коллектив с мужскими отношениями. Учителя поняли такую вещь, что, входя в класс мальчиков, нельзя обращаться к ним «Здравствуйте, ребята!» и называть их имена в уменьшительно-ласкательной форме.
Очень важно при раздельном обучении разобраться с педагогами. Не стоит действовать по принципу, в какой класс захотел тебя поставить директор, туда и пойдешь.
– За эти годы мы перепробовали буквально все, – подытожила Жанна Корнеева. – Действовали по принципу того, ребенка какого пола имеет учитель: если у него мальчик, то он идет в класс мальчиков. К сожалению, это не работает. Исходили из темперамента учителя, из его личностных особенностей. Но, наверно, нужны какие-то другие критерии, ведь от точности попадания учителя в коллектив, вне всякого сомнения, зависит и результативность его работы.
Участники «круглого стола» признали, что в результате неправильного отношения к детям в начальной школе, у мальчиков, отстающих биологически и получающих в качестве образца успехи девочек, развиваются комплексы неполноценности.
В средней школе, когда происходит физиологическое переустройство детского организма, тоже должны быть изменения. У мальчиков в этом возрасте в 13 раз повышена активность, а у девочек перестройка организма требует сниженных темпов учебной нагрузки. Кроме этого, в смешанных классах ребята наносят друг другу психологический ущерб. Проведенные исследования показали, что дети видят меньше особенностей противоположного пола. Они не заостряют внимание на том существенном и важном, что характеризует мужской и женский пол.
И, наконец, старшая школа. Здесь начинается всплеск интеллектуального роста мальчиков и его естественное снижение у девочек. У последних начинает срабатывать атрибутика, сориентированная на продолжение рода. В этих условиях тоже происходят очень страшные вещи, когда учителя начинают подстегивать уже девочек и говорить, что мальчики их умнее и активнее. Ощущение своей неполноценности на фоне подростковой заниженной самооценки толкает девочек, что говорится, во все тяжкие. Многие девочки выходят из школы озлобленными и агрессивными, утратившими почти все качества и ценности, которые должны были быть сформированы в семье, а потом в школе.
В «круглом столе» принял участие помощник члена Совета Федерации Валерий Берчун. Касаясь проблемы здоровья детей, он сказал, что на государственном уровне необходимо создать механизмы контроля за конечным результатом. К сожалению, как показывает опыт системы образования не только в России, но и в других странах, он замыкается только на количестве вталкиваемой в ребенка информации. России нужны не просто люди с «нафаршированной» головой, а состоявшиеся личности. По словам Берчуна, на ближайшем заседании Совета Федерации будет рассмотрен законопроект о гарантии сохранения здоровья детей в процессе получения образования.
В заключение хотелось бы отметить, что прошедший «круглый стол» – хорошая репетиция перед подготовкой общероссийской конференции, посвященной раздельному обучению. Как предполагается, инициативу ее проведения возьмет на себя Комитет по образованию и науки Государственной Думы.
Комментарии