365 делегатов из 60 регионов РФ приняли участие в масштабном Всероссийском форуме «Общественно-профессиональная оценка качества образования в новых законодательных условиях: опыт города Москвы», который при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента образования провела общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание». В работе форума приняли участие министр образования Москвы Исаак Калина, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Николай Константинов, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, министр образования Хабаровского края Андрей Базилевский.
В центре внимания участников форума был Московский регистр качества образования как инструмент управления качеством образования, который представил директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. Делегаты не раз отмечали, что в регионах есть структуры, которые занимаются оценкой качества образования, но в таких формах и в таких масштабах, как в Москве, нет такой системы деятельности в этом направлении. Пленарному заседанию предшествовала работа шести дискуссионных площадок, которые проходили в МГУ, в школе №1243 и гимназии №1520: «Информационно-аналитическая система управления качеством образования в Москве», «Инструменты общественно-профессиональной оценки качества образования», «Внутришкольная система управления качеством образования», «Персональный электронный кабинет родителей как инструмент общественно-профессиональной оценки качества образования», «Качество дошкольного образования: роль сообщества родителей в решении вопроса преемственности дошкольного и начального образования», «Роль региональных отделений ВПС в развитии общественно-профессиональной оценки качества образования». В рамках форума в школе №1243 состоялась встреча министра образования Москвы Исаака Калины, статс-секретаря – заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк и председателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой с делегатами из 60 регионов страны.Исаак Калина подробно рассказал о Московской системе оценки качества образования и высказал свое мнение о том, как это происходит в столице. Наталья Третьяк посвятила свое выступление новому закону «Об образовании в РФ». Валентина Иванова подчеркнула значимость оценки качества образования общественными организациями, по праву реализующими принцип общественно-государственного управления в образовании. Конечно, многие делегаты использовали встречу для того, чтобы задать вопросы Наталье Третьяк, но большинство вопросов было все-таки адресовано министру образования Москвы. Ректора Тюменского областного института развития образования Ольгу Ройтблат интересовало, как используют москвичи опыт Тюмени, директора лицея №369 Константина Тхостова и его коллег из Санкт-Петербурга – как в Москве решают вопросы медицинского обслуживания в школах и детских садах, заведующую лабораторией Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ольгу Картавцеву – как в столице выстроена система общественно-государственного управления в образовательных учреждениях. Конечно, было множество вопросов об оценке качества работы и зарплате педагогов, о нормативно-подушевом финансировании, о тех новшествах, которые всегда отличали Москву, но в последние два года стали чрезвычайно серьезными и содержательными. Особое внимание было уделено той роли, которую играет Правительство Москвы в модернизации столичного образования. Завершало Всероссийский образовательный форум пленарное заседание, которое состоялось в Императорском зале МГУ на Моховой.Выступая перед делегатами форума, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН Виктор Садовничий высоко оценил роль российского учительства в высоком качестве школьного образования, высказав надежду, что выпускники школ будут не только на высокие баллы сдавать ЕГЭ, но и участвовать в предметных олимпиадах, что, вне всякого сомнения, поможет вузам отобрать талантливых студентов. О том, как важно учитывать московский опыт оценки качества образования, говорили ректор Приморского краевого института развития образования Елена Григорьева, директор школы №51 Рязани Ольга Маслюк, директор лицея №369 Санкт-Петербурга Константин Тхостов, учитель русского языка Элистинского лицея Республики Калмыкия Елена Манджиева, заместитель председателя Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Тамара Романова, начальник Управления образования Калуги Снежана Терехина, директор МЦКО Алексей Рытов. Педагоги и управленцы России одобрили основные направления деятельности Департамента образования Москвы и Московского центра качества образования по развитию информационно-аналитической системы управления качеством образования «Московский регистр качества образования». По мнению делегатов из субъектов Российской Федерации, сегодня нужно изучать опыт Москвы по формированию МРКО, вводить в региональные программы повышения квалификации по проблемам управления качеством образования модуль по использованию в менеджменте информационно-аналитической системы, беря за основу МРКО. Отдельный вопрос, который создает сложности в работе практически всех школ России, – бесконечно нарастающий бумагооборот. В Москве предпринимают весьма энергичные меры для борьбы с этим, поэтому делегаты форума рекомендовали всем субъекта РФ изучить опыт столицы по минимизации бумажного документооборота при проведении контрольно-надзорных мероприятий, аккредитационных экспертиз. Педагогов и управленцев из регионов заинтересовали московские подходы к новым механизмам аттестации педагогических кадров, когда ставится задача освободить учителей от необходимости представления многочисленных документов. Практика, при которой учитель пишет только заявление на аттестацию, а всю остальную работу выполняет образовательное учреждение, оформляя документы в электронном виде, была одобрена всеми делегатами форума. Чрезвычайно важным делегаты посчитали распространение практики введения «Персонального электронного кабинета родителей» в других субъектах РФ, рекомендовать опыт Московского регистра качества образования региональным органам управления образованием, разместить информацию, обучающую работе с «кабинетом», как на сайте Московского регистра качества образования, так и на сайтах школ, использующих «кабинет родителя». Особо делегаты форума отметили, сколь интересен опыт Москвы по части создания инновационных механизмов взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с родителями воспитанников на основе выявления удовлетворенности родителей качеством работы ДОУ. В рекомендациях форума было предложено несколько направлений работы Всероссийского педагогического собрания и, в частности, его московского регионального отделения: – ежегодно проводить мониторинг отзывов родителей об их удовлетворенности качеством и полнотой предоставляемой им информации о результатах деятельности образовательных учреждений с публикацией результатов мониторинга; – ежегодно проводить круглые столы по обсуждению эффективности родительского участия в общественно-профессиональной оценке качества образования в субъекте РФ; – с привлечением институтов гражданского общества провести на региональном уровне более тщательный мониторинг для решения проблемы повышения заработной платы работников образования до среднего уровня по региону; – провести методологический анализ и научную разработку модели государственно-общественного управления и технологии экспертизы ее качества, что позволит получить наиболее полезный эффект от демократизации управления и создать целостную научно обоснованную систему открытого управления на четырех уровнях – целевом, технологическом, ценностно-смысловом и ресурсном; – организовать совместно с Общественной палатой РФ общественные слушания «Государственная и общественная составляющие управления в сфере образования»; – поддержать процесс формирования в образовательных учреждениях общественных органов управления, выполняющих широкий спектр общественно значимых информационных, аналитических и контрольных функций; – содействовать укреплению организационно-правовой и нормативной базы деятельности управляющих советов в школах для большей открытости, снижения количества конфликтов, повышения прозрачности расходования материальных средств; – рекомендовать общественным советам образовательных учреждений сфокусировать свою деятельность по решению проблемы национально-культурной идентичности в России в направлении формирования понятия «российская гражданская нация», включающего в себя всю сложность полистилистической среды, осуществления формальных правил взаимодействия различных культур, традиций в нормальном контексте социальной жизни; – рекомендовать общественным советам поддерживать внедрение в учебные программы образовательного учреждения установки на формирование мировоззрения, отражающего единство общности интересов, доверия, справедливости и солидарности.
Комментарии