А современная сельская школа глазами ее директора выглядит так: плохое финансово-экономическое обеспечение, устаревшая материально-техническая база, хронические задержки с выплатой зарплаты, нехватка и старение кадров, дефицит методической литературы, трудноразрешимые проблемы с питанием и подвозом детей, большая учебная нагрузка сельского учителя. Тяжелый получается портрет, что и говорить. Но еще тяжелее осознавать, что таких школ в нашей стране три четверти, что три четверти школ в нашей стране – сельские. И все же при явном кризисе образования происходит фантастическое, не поддающееся логике явление. А именно самовосстановление, саморазвитие этой убогой, разоренной, нищей сельской школы.
В конце мая мне довелось побывать в Пскове на Всероссийском совещании “Развитие системы образования на селе”. На нем присутствовали школьные директора, начальники управлений образования, ученые, министерские работники. Многие из участников поднимались на трибуну и говорили очень важные вещи: о том, куда и как должна идти сельская школа в следующем веке. На второй день этого совещания мы разошлись по секциям. Честно говоря, уже не помню точно, как называлась секция, в которую попала я. Но речь там, так же как и в первый день, шла о будущем. И вдруг слово попросила милая, скромная женщина, директор Покровской сельской школы (что в Псковской области) Людмила Ивановна Понизовская. И стала говорить, как может показаться, не о таких уж важных, а совсем простых вещах – о каждодневной бытовой жизни.
…Наша деревня начала спиваться. Пить начали даже те, кто раньше этого никогда не делал. А что! Кругом разруха, денег нет… Когда люди поняли, что никому не нужны, они потянулись к рюмке. И тоска залила нашу деревню. Вы не поверите, но даже петухи, должно быть, тоже никому не нужные, перестали петь по утрам. Холодная пустота. Когда из жизни уходит духовное начало, она вырождается. Так шли месяцы… Один за другим текли однообразные дни. Пока наконец не стало ясно, что кто-то (или что-то) должен это разрушить. Но как? Однажды утром я проснулась рано-рано, как будто кто-то меня разбудил и впустил в мою душу слова: “Только твоя школа и дети могут побороть эту безысходность. Начни с чего-нибудь совсем простого”. С главой сельской администрации я твердо договорилась, что отныне каждое утро (каждое! что бы ни случилось!) автобус будет выезжать в соседние села и собирать ребят учиться.
Прошло, наверное, полгода, и… Одна семья прекратила пить, потом вторая, третья. Я и не спрашивала, почему. Я знала: в село возвращаются мгновения покоя и тепла. Да-да! Шум автобуса стал крошечной, но ровной, надежной приметой. В нашей деревне появилось нечто обязательное, каждодневное, нечто такое, что давало людям надежду. А душа у человека – тонкая.
Пусть достанет у нас сил беречь эти мгновения тепла.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Комментарии