search
main
0

Россия на грани катастрофы!

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.
Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Комплексное обследование учащихся сельских школ выявило нарушение физического развития в 19,2% случаев. Преобладала сниженная масса тела при нормальной длине (12,8%), низкая масса тела при низком росте (3,2%) и избыток массы 1-2-й степени (3,2%). У 65% детей наблюдались отклонения осанки и сколиозы, у 22,4% – плоскостопие. Кариесом поражено более половины подростков – 60,8%. Снижение зрения отмечено у 29,6% детей, патология со стороны ЛОР-органов – у 26%, неврологическая патология – у 20% детей. Патология желудочно-кишечного тракта определялась у 16% детей, почечная патология – у 11%, эндокринная – у 9%. Абсолютно здоровыми признаны 5% обследованных.

Обращает на себя внимание неожиданно высокий уровень аллергических заболеваний на селе, а также огромное преобладание ЛОР-заболеваний и близорукости. Отмечается катастрофически высокий уровень травматизма, почти в 3 раза превышающий среднероссийские показатели для детей до 14 лет.

По многим данным медицинских обследований последних лет уровень хронической заболеваемости среди девушек оказывается выше, чем среди юношей. Это весьма настораживающее явление. Столь широкое распространение хронических заболеваний среди девушек может составлять угрозу для репродуктивного воспроизводства населения. Наряду с другими факторами это составляет серьезную причину неблагоприятных популяционных процессов, наблюдающихся сегодня в России и несущих угрозу национальной безопасности в стратегическом плане.

Наиболее частой патологией у девушек в 15 лет являются нервно-психические расстройства (82,6%), на втором месте – вегетососудистая дистония (67%) и нарушение менструальной функции (68%), на третьем месте – эндокринная патология (20,5%).

Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей, среди которых нарастает доля имеющихся отклонений, особенно в связи с дефицитом массы тела. Реальным фактором формирования этих отклонений является снижение уровня жизни, отсутствие возможности обеспечить полноценное питание детей.

Особую тревогу у педиатров и гигиенистов вызывают показатели деятельности сердечно-сосудистой системы детей и подростков. В течение 20 лет в подавляющем большинстве возрастно-половых групп подростков произошло достоверное уменьшение средних значений систолического давления (гипотонические реакции) и увеличение диастолического давления. Это свидетельствует об ухудшении сократительной способности миокарда у современных подростков.

Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют “школьные факторы”. Их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%.
Изучение состояния здоровья младших школьников одного только Нижнего Новгорода выявило прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся с 1-го по 4-й класс. За 4 года обучения в школе число здоровых детей (1-я группа здоровья) снизилась на 15%. Особую тревогу вызывает увеличение в 3 раза количества детей с хроническими заболеваниями (3-я и 4-я группы здоровья). В структуре заболеваемости лидируют болезни опорно-двигательного аппарата, частота которых за время обучения в начальной школе увеличивается в 1,5-2 раза, болезни органов пищеварения, болезни глаз (увеличение в 3 раза с 1-го по 4-й класс), болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения. У многих школьников выявлено сочетание нескольких заболеваний.

Результаты клинико-эпидемиологических исследований, полученные в 2000-2001 гг., показали, что в школах с углубленным изучением иностранных языков имеется тенденция к уменьшению процента учащихся с 1-й группой здоровья с 2,3% до 1,5% за счет увеличения подростков с 3-й группой здоровья с 72,3% до 73,7%. К старшим классам у учащихся увеличивается распространенность в 1,2 раза функциональных нарушений и в 1,6 раза – хронических болезней пищеварительной системы, близорукость – в 1,5 раза, функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата – в 1,2 раза, а хронические – в 2,6 раза.

Изучение состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в лицеях, показало, что по сравнению с контрольной группой (учащиеся обычных школ) лицеисты имели худшие показатели здоровья. Ухудшение здоровья лицеистов в динамике школьного обучения происходило более быстрыми темпами, чем в обычных классах.

Из книги “Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения”
(под редакцией М.М.Безруких, В.Д.Сонькина)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте