Так называется проект, в рамках которого в Москве состоялась встреча российских и польских ученых. В составе делегации впервые в столицу прибыли и польские учителя истории.
Проект предполагает подготовку совместного учебного пособия по истории для преподавателей средней школы обеих стран, что интересно, актуально и сложно, так как участникам проекта предстоит найти точки соприкосновения при оценке исторических фактов и соотнести позиции ученых России и Польши. Об этом шел разговор в Институте всеобщей истории РАН, в котором приняли участие директор института академик РАН Александр Чубарьян, заместитель посла Польши в России Ярослав Ксёнжек, руководитель Центра истории Польши и российско-польских отношений Института всеобщей истории РАН профессор Леонид Горизонтов, в 2013 году удостоенный ордена Республики Польша Серебряный Крест Заслуги, а также руководитель делегации доктор исторических наук Мирослав Филипович. В рамках проекта идет подготовка рекомендаций и учебных пособий, хрестоматий и учебных модулей для учителей. Выступая перед участниками круглого стола, директор Института всеобщей истории академик РАН Александр Чубарьян подчеркнул, что главная цель проекта – снятие предубеждений и негативных стереотипов в отношениях между Россией и Польшей. Проект реализуется на основе договора с люблинским Институтом Центрально-Восточной Европы. В Институте всеобщей истории РАН, как подчеркнул академик Чубарьян, есть большой опыт совместной подготовки учебной литературы, в частности, по российско-германскому и российско-украинскому пособиям. Для реализации проекта как в России, так и в Польше созданы рабочие группы. В их состав вошли не только сотрудники партнерских институтов, но и представители других академических учреждений и ведущих университетов. После общей встречи состоялась работа малых авторских групп, которые обсудили содержание и структуру модулей будущего учебного пособия. Система образования Москвы радушно и добросердечно приняла гостей из Польши. Во время пребывания делегации польские ученые Яцек Хахай, Павел Ярош, Иоанна Шиллер-Велицка, Рафал Внук, Веслав Цабан, Хуберт Лашкевич, Моника Тарайко, Ежи Паионк, Марцин Барановски, Петр Глушковски, Марек Ходовски побывали на различных академических и вузовских площадках, где обменялись опытом работы со своими коллегами и выступили с циклом докладов по актуальной проблематике XIX-XX веков. Например, известный в России ученый доктор исторических наук Иоанна Шиллер-Велицка из Варшавы прочитала на русском языке лекцию «История просвещения в царстве Польском XIX века: мифы и стереотипы» в Высшей школе экономики. Характерно то, что практически все члены польской делегации прекрасно говорят на русском языке. На вопрос, где они выучили язык, все дружно ответили, что до 90-х годов в каждой польской школе был курс изучения русского языка как иностранного. Но некоторые польские ученые все же предпочли прочитать лекции на родном языке: профессор, доктор исторических наук Рафал Внук из Люблина выступил в ВШЭ с лекцией «Миф послевоенного подполья в современном национальном сознании: Литва, Латвия, Эстония, Украина, Польша», а профессор Веслав Цабан из Кельце – с лекцией «О польском и российском видении истории Польши конца XVIII – начала ХХ вв.» в Институте всеобщей истории РАН. Польские школьные учителя истории Аркадиуш Ястржембски, Кристоф Стычински, Збигнев Якушко, Гжегош Гембка, Ева Бетюк, а также преподаватели Национального института национальной памяти Агнешка Ячинска и Якуб Издебски побывали в трех московских школах – гимназии №1543 «На Юго-Западе», гимназии №45 имени Л.Мильграма и школе №315. В школе №315 гости посетили музей, а также урок истории в 11-м классе. В гимназии №1543 польские учителя побывали сразу на трех уроках истории, темы которых были связаны с историей Польши, они очень высоко оценили как педагогическое мастерство преподавателей, умный и точный подбор материала, так и знания гимназистов. Участники встречи выразили надежду, что сотрудничество ученых и педагогов двух стран продолжится не только в рамках реализации проекта.
Комментарии