В наши дни ни один учитель истории не выразит удивления, если заговорить с ним о том, насколько удачным может быть соединение «в одном флаконе», т.е. в одном учебнике, курса всеобщей и отечественной истории. А ведь еще несколько лет назад такой учебник трудно было себе представить. Первой ласточкой стала книга «Россия и мир» – смелость издать ее взяли на себя «Дрофа» и «Новый учебник». Авторский коллектив возглавил замечательный историк О.В.Волобуев – человек, в котором основательность и академизм старой научной школы сочетаются с постоянной готовностью к поиску новых подходов в исследовательской и педагогической работе. Для своих соавторов В.А.Клокова, М.В.Пономарева, В.А.Рогожкина он стал учителем в самом широком смысле: вначале – как преподаватель в институте, потом – как наставник в работе над диссертациями и учебными пособиями.
Приступая к работе, авторы понимали, насколько сложно уместить огромный по объему материал всего лишь в две книги. Ведь санитарные нормы и достаточно скромное количество часов, отведенное на историю в 10 и 11-х классах, никто не отменял, поэтому объем учебников строго ограничен. Но на помощь пришла сама концепция курса – показывать Россию на фоне всемирно-исторического процесса, не дублируя события. При этом можно подчеркивать общие закономерности, а также выделять черты, характерные для развития нашей страны. К тому же специфика второго концентра позволяла опираться на те знания, которые у школьников уже есть после учебы в 5-9-х классах.
Важным компонентом подготовки учебного курса «Россия и мир» стала выработка методологической базы. Очевидно, что российская историография постсоветского периода пережила глубокий методологический кризис, связанный с переходом от марксистской теории общественного развития к поиску «новых ключей» к пониманию истории. Постепенно утверждается точка зрения, которую удачно сформулировал директор Института всеобщей истории РАН академик А.О.Чубарьян: «Сегодня историк должен иметь в своем арсенале средств познания и теорию цивилизации Арнольда Тойнби, и экономические методы марксизма, и протестантскую этику Макса Вебера. Ему необходимо знать теории экономического роста и модернизации, понимать роль позитивизма и неопозитивизма для объяснения истории». Использование всего этого методологического арсенала, по мнению Чубарьяна, должно приводить не к эклектике, попытке соединить несоединимое, а к новому синтезу, к плюрализму подходов, позволяющих в совокупности научно реконструировать прошлое.
Методологической основой курса «Россия и мир» стал цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса. Такой подход призван углубить представление учащихся об особенностях исторического развития России и ее месте в истории мировой цивилизации, ознакомить их с глобальными процессами.
Нет смысла подробно останавливаться на фактологической составляющей учебников, здесь все мы, авторы, как говорится, в одной лодке – действуем в соответствии с изданными Министерством образования и науки документами. Но о некоторых сторонах сказать все же необходимо. В центре курса – история нашего Отечества, история Российского государства. Но при этом не осталась в стороне богатая история многих народов, населявших нашу страну, и различных государств, существовавших на территории современной России. Формирование российской цивилизации показано как процесс длительной интеграции представителей различных хозяйственно-культурных типов, этносов, концессий. Ведь именно такой подход позволит решить важнейшую воспитательную задачу, стоящую перед современной школой: научить молодое поколение осознавать себя гражданами многонационального демократического государства, уважать свои собственные гражданские интересы и интересы всех окружающих независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности.
Важнейшая задача обучения на уровне второго концентра – развитие аналитических способностей. Сочетание материала по всемирной и отечественной истории дает колоссальные возможности для решения данной задачи. Исходя из этого, «строительство» методического аппарата учебников осуществлялось из следующих компонентов: рубрики «Подведем итоги», «Вопросы», «Задания» в конце каждого параграфа, вопросы и задания к главам, словарь терминов, хронологическая таблица, список литературы для дополнительного чтения, карты и задания к ним, иллюстрации. Учитывая индивидуальные особенности школьников, давались задания разного типа (репродуктивные и творческие) и разного уровня сложности. Особое удовлетворение авторы испытали от того, что в учебнике 11-го класса им удалось четко увязать иллюстративный ряд с текстом, вопросами и заданиями. Это шаг к созданию образа эпохи, который так необходим в процессе обучения истории.
Еще одна важная сторона формирования творческого отношения к предмету, которую предусматривает второй концентр исторического образования, – знакомство с историческими источниками и историографическим материалом. Поэтому в заданиях был сделан акцент на анализ документов, статистического материала, выдержек из исторических трудов. В тексте были освещены дискуссии, которые разворачивались в науке по ряду ключевых проблем истории России.
Учебники «Россия и мир» издаются уже в течение пяти лет, применяются во многих регионах России, поэтому пришло время делать выводы об их достоинствах и недостатках. Учителя-практики отмечают: интегрированный курс имеет массу преимуществ. Учебный курс «Россия и мир» получил множество доброжелательных отзывов и позитивных рецензий. При этом каждый год авторы дорабатывают учебники, исходя из пожеланий учителей.
Учебники стали основой для учебно-методического комплекта – его составные части позволят преподавателю «закрыть» все компоненты учебного процесса. Авторами учебников была подготовлена программа «Россия и мир». В ней отражена не только содержательная сторона курса, но и представлено тематическое поурочное планирование. При его составлении учитывалась как возможность работы с учебником в школах базового уровня (68 часов), так и в профильной школе (102 часа). Главное отличие планирования для профильной школы – увеличение количества часов на изучение ключевых тем (например, «Государство и общество Древней Руси», «Тоталитарные режимы» и др.), проведение семинарских занятий («Особенности политического строя и духовной жизни России в XV-XVII вв.», «Победа большевиков в 1917 г.: причины и последствия» и др.).
Еще одна часть комплекта – методические пособия для учителей. Их подготовил кандидат педагогических наук А.В.Игнатов, опиравшийся на опыт двух десятков лет преподавания истории в старших классах. Он отмечает: «Приемы и средства, которые рекомендуются в пособии для использования на уроках, определяются уровнем подготовки учащихся и теми конкретными задачами, которые учитель считает важнейшими. Я полагаю, что следует активно практиковать формы самостоятельной работы не только с учебником, но и с дополнительной научно-популярной литературой по истории, активно использовать работу по составлению таблиц и схем, позволяющую наглядно представить исторические процессы и явления в их развитии, систематизировать и обобщить исторические факты. В этом учителю помогут также задания методического пособия по составлению плана или фиксация основных положений текста учебника в виде структурно-логической схемы – опорного конспекта».
Важная составляющая учебно-методического комплекта – атлас «Россия и мир». Он был подготовлен специально для данного курса, хотя может использоваться во втором концентре и со всеми другими применяющимися в школе учебниками. Большая часть материалов атласа посвящена отечественной истории, при этом в нем нашли отражение и всемирные процессы. Главная особенность атласа заключается в том, что многие карты были разработаны авторами специально для этого издания. Например, одна из них показывает общественное движение в России в XIX веке – все его периоды и участников. Еще один пример нового подхода – карты по послевоенной истории СССР. Раньше в школьных атласах, кроме материала по развитию экономики (представленного хаотично и в огромном объеме), больше почти ничего не было. В атласе «Россия и мир» отражены факты, связанные с развитием науки, разработкой новейших систем оружия, освоением космоса, вооруженные конфликты с Китаем, афганская война, события общественно-политической, культурной и даже спортивной жизни. Наконец, подробно показана бурная пора «перестройки» – массовые народные выступления, общественные организации, межнациональные конфликты, забастовки и, разумеется, выступление ГКЧП и распад СССР.
Для того чтобы сделать более успешной подготовку школьников к сдаче единого государственного экзамена по отечественной истории, был подготовлен тренажер. Его материал разбит по темам, которые соответствуют основным темам школьного курса истории России. Внутри каждой из них – вопросы и задания, соответствующие группам заданий А, В и С единого экзамена. В определенном смысле тренажер расширяет границы учебника – сюда вошли характеристики исторических деятелей, важные документы, фрагменты работ историков. Работа с пособием позволит учителю организовать повторение изученного материала, провести оперативную проверку знаний, дать учащимся материал для самостоятельной работы дома или на уроке.
Сейчас авторы готовят еще один «кирпичик» учебно-методического комплекта – мультимедийный вариант учебника, который выйдет на компакт-диске. Данная работа осуществляется в рамках конкурса, объявленного Национальным фондом подготовки кадров. Авторский коллектив «Россия и мир» прошел первый этап конкурса, и в настоящее время в стенах «Дрофы» идет разработка содержательной части диска. Надеемся, что уже в этом году он будет выпущен в свет.
Валерий КЛОКОВ, Михаил ПОНОМАРЕВ
Из писем в «УГ»
Н.С.Хорошилова, преподаватель педагогического колледжа №10 г. Москвы: «В течение нескольких лет я работаю с учебником «Россия и мир» и ни на какой другой менять его пока не собираюсь. Почему? В первую очередь мне нравится интегрированный подход в подаче материала. Это очень удобно при организации уроков. Во-вторых, в книге есть исторические источники, фрагменты работ ученых и задания для работы с ними. Ведь мы сейчас постоянно обращаем внимание на выработку навыков самостоятельной работы, умения анализировать исторические факты и события. К тому же материал учебника дает возможность постоянно сравнивать: что происходило в мире в целом, а что – в России, делать соответствующие выводы. В-третьих, есть возможность использовать задания разного уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося. Еще мне очень нравится атлас «Россия и мир», который мы приобрели совсем недавно. Это как раз то, что нужно для второго концентра. Здесь очень серьезный уровень подачи материала, прекрасное оформление. Атлас очень легко «читается», его можно использовать чуть ли не на каждом уроке».
Комментарии