– Игорь Борисович, с точки зрения профессионала, зачем нам нужны выборы? – Выборы являются единственным легитимным путем формирования органов власти в демократическом обществе. Именно проведение выборов в точном соответствии с общепризнанными принципами и нормами, признание их результатов всеми заинтересованными сторонами избирательного процесса превращают выборы в инструмент достижения согласия и социальной стабильности в обществе. Значение выборов для демократического правового государства отражено в статье 3 Конституции России, согласно которой высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ 1990 года указано, что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства. Ссылаясь на слова Уинстона Черчилля, добавлю, что человечество пока не придумало лучшей формы правления, чем демократия, с ее основополагающим элементом – выборами.
– Почему, на ваш взгляд, молодежь в нашей стране не принимает активного участия в выборах?
– Молодежь в своем большинстве считает, что рядовой гражданин не может влиять на состояние дел в стране. Налицо проблема переходного периода из детства во взрослую, самостоятельную жизнь, когда принцип «за меня все решают старшие (родители)» меняется на принцип «я все должен делать сам». У кого-то этот переходный период заканчивается сразу после школы, когда приходится самостоятельно пробивать себе дорогу в жизнь, а кое-кто остается в безоблачном детстве до глубокой старости.
Часть молодежи считает, что нынешняя избирательная система несправедлива, и потому именно молодежь бойкотирует выборы, выражая тем самым свой протест существующей системе манипулирования общественным сознанием: перед выборами обещают- обещают, а придя к власти, ничего не исполняют и не несут никакой ответственности. Вырабатывается скептическое отношение к возможности переломить ситуацию в лучшую сторону демократическими методами, нарастают радикальные настроения (яркий пример – студенческий мятеж во Франции 1968 года). Это вызывает обоснованное беспокойство как конструктивных демократических сил, так и самой власти.
– Каким вы видите решение этой проблемы?
– Для этого необходимы новые педагогические подходы и учебники, повышение правовой и политической культуры молодежи и в целом общества. Развитие методов прямой демократии, структур гражданского общества, способного поставить надежный заслон попыткам свертывания реальных демократических процессов в России. Российскому обществу необходима подпитка демократическими идеями, накопленными в развитых странах в разные времена. Этот опыт разнообразен и при ближайшем рассмотрении оказывается полезным и для специфических условий нашей огромной страны. Однако мы не должны (и не имеем права) бездумно копировать у стран Запада электоральные процедуры. Мы должны учитывать географические, исторические, культурные и социальные особенности России.
– Что делается для того, чтобы привлекать молодежь к активному участию в выборах?
– Об этом задумались и ведущие политические партии и стали вводить молодежную квоту при формировании своих списков кандидатов в депутаты представительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Впервые в 2006 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при содействии ЦИК России, министерств и ведомств, общественных организаций был проведен Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований, «Моя страна – моя Россия».
По инициативе ЦИК России с 1994 года реализуются федеральные программы, направленные на повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, а также Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов в Российской Федерации на 2006-2008 годы.
В этом же году ЦИК России организовала теле- и радиовикторины «Выборы – это важно!», вышедшие в эфир телеканала ТВЦ ОАО «ТВ Центр» в программе «Времечко» и в эфире радиоканала «Содружество» Российской государственной радиовещательной компании «Голос России». Трансляция передач осуществлялась на территории России и стран СНГ, Балтии и Западной Европы.
– Для политического воспитания молодого поколения необходимо взаимодействие образовательных учреждений с государственными органами и учреждениями. Какие существуют формы взаимодействия с ЦИК России?
– В мероприятиях, посвященных вопросам повышения правовой культуры избирателей, за последние 2 года приняли участие 74 тысячи школ по всей России. Формы проведения самые разнообразные – деловые игры, фестивали, конкурсы, викторины, «круглые столы», выборы молодежных парламентов и т.п.
Начиная с 1998 года ЦИК России совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проводит ежегодный конкурс среди студентов и аспирантов высших юридических учебных заведений (юридических факультетов вузов) Российской Федерации на лучшую работу по вопросам избирательного права и процесса, а в октябре 2006 года в Твери Министерством образования и науки Российской Федерации при взаимодействии с ЦИК России проведен III Всероссийский форум молодых парламентариев, а Избирательной комиссией Тверской области – «круглый стол» «Молодежь в избирательном процессе России: современные тенденции».
– Что с точки зрения ЦИК России следует привнести в содержание общеобразовательных программ по изучению избирательного права?
– Современное законодательство дает право каждому образовательному учреждению (а при определенных условиях – каждому обучающемуся) при выборе различных базовых и профильных учебных предметов формировать собственный учебный план, в том числе и по курсу «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации».
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации взаимодействуют с органами управления образованием и непосредственно с общеобразовательными учреждениями, привлекают к этой работе специалистов институтов повышения квалификации педагогических работников, научно-методических центров образования и методических объединений учителей, системно занимаются образованием по курсу «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации».
В общеобразовательных учреждениях 61 субъекта Российской Федерации во взаимодействии с избирательными комиссиями проводятся занятия по этому курсу, который введен в программы обучения: граждановедение, правоведение, регионоведение, основы правовых знаний и других учебных дисциплин. Есть целевые программы, которые предусматривают проведение занятий со школьниками 9-11-х классов по предметам «Право» и «Обществознание» или как факультативный курс по 1-2 часа в неделю. Это способствует не только повышению электоральной активности молодежи, но и развитию институтов гражданского общества, повышению доверия к выборам и их организаторам.
Думаю, что уже назрела необходимость создания самостоятельного учебного модуля «Избирательное право и избирательный процесс» и подготовки к нему соответствующих методических пособий и учебников.
– Как вы считаете, Игорь Борисович, привлекаются ли молодые люди к работе с избирательными комиссиями, в том числе и региональными избирательными комиссиями? Если да, то в каком качестве?
– При соблюдении требований действующего законодательства молодые люди, достигшие 18 лет, могут быть членами избирательных комиссий.
В целом по России участие молодежи в работе избирательных комиссий мы считаем недостаточным.
При этом 16% работников аппарата Центральной избирательной комиссии России – молодежь. В ряде районов Ростовской области участковые избирательные комиссии преимущественно формировались из молодых людей, что не только дало возможность молодежи проявить себя, но и значительно повысило интерес и доверие к выборам их сверстников.
17 мая на своем заседании ЦИК РФ рекомендовал в состав избирательной комиссии Волгоградской области Ивана Хвостова, 1983 года рождения, активного участника молодежных электоральных процессов в области. Таким образом, новый состав Центральной избирательной комиссии Российской Федерации настроен на работу с молодежью и вовлечение ее в ряды организаторов выборов.
Комментарии