Современное управление образовательным учреждением в нашей стране должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Удивительно, но эту идею, этот принцип нам не надо у кого-то заимствовать. В начале XX века Россия была самой передовой страной в мире в части реализации демократического управления в образовании. Самоуправление во всех школах страны – это российское ноу-хау. Другие страны у нас позаимствовали эту систему, до конца в ней не разобрались, и вот теперь наши же идеи, но уже в искаженном виде, кто-то опять хочет нам вернуть в виде всяческих рекомендаций.
Углубленная разработка принципов школьного самоуправления началась в России в 1905-1907 годах. К 1914-му сформировались основные направления реформы управления российским образованием, но помешала война, хотя разработка продолжалась, и к осени 1917-го все было подготовлено. Осуществили же реформу в августе 1918 года, когда было принято Положение «О единой трудовой школе». События октября 1917-го несколько отодвинули по времени начало реформы, но совсем не повлияли на ее ход, так как при гимназической и земской системе образования накопилось столько проблем, что любая власть готова была сделать все, чтобы их преодолеть.
Смысл реформы очень эмоционально выразил первый нарком просвещения РСФСР Луначарский: «Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы».
Именно благодаря широкой инициативе, предоставленной органам самоуправления школы, разруха, принесенная Гражданской войной, была быстро ликвидирована в образовании, и школы в те беднейшие времена были одним из уголков процветания.
Наш уникальный отечественный опыт показывает: в школе если что и надо делать, так это не воспитывать специальным образом детей. Об этом заявлял еще 400 лет назад Ян Амос Коменский. Надо сказать, что этот великий педагог был кумиром российских учителей второй половины XIX – начала XX века, и реформа российского образования, осуществленная в 1918 году, базировалась на его идеях. Оказалось, что необходимо сделать очень малое – правильным образом организовать в школе самоуправление обучающихся. Через самоорганизацию детских и молодежных групп, наполненную нравственно позитивной и общественно полезной деятельностью, достигаются очень быстро и на долгие времена замечательные воспитательные эффекты. Это понимали и Макаренко, и Сороко-Росинский, и легендарный Викниксор из «Республики ШКИД».
В те годы, строя свою деятельность на принципах самоуправления, наша школа в короткие сроки добилась колоссального прорыва. Педагогические советы школ сразу же обратились за поддержкой к руководителям и трудовым коллективам предприятий, где работали родители детей, обучающихся в школе, к самим родителям и к жителям тех районов, где школа располагалась. Вот тогда у каждой появился свой «шеф».
Органы самоуправления учащихся разрабатывали программы ликвидации неграмотности. В те времена в школе не было такой формы организации деятельности, как класс, и такого рода занятий, как урок. В основном применялись проектные методы обучения, поэтому самоуправление уделяло большое внимание организации учебы. И, конечно же, вся внеурочная жизнь школьников разрабатывалась и организовывалась самоуправлением. Жить было весело и жить было интересно!
К сожалению, этот удивительный опыт был в нашей стране забыт на долгие десятилетия. Сейчас самое время обратиться к истокам и следовать простой истине: администрировать образованием и специально воспитывать кого-либо невозможно. Надо, чтобы дети, их родители и учителя как можно раньше начали чувствовать себя гражданами своей школы.
Николай АКАТОВ, советник губернатора Новосибирской области
Комментарии