search
main
0

Российские вузы становятся центрами развития энергоэффективных технологий

Сегодня кампания по энергосбережению в России с каждым годом набирает обороты. Некогда добровольные мероприятия становятся общеобязательными. В особенности это касается бюджетных учреждений, и в частности, вузов, которые могут решить не только свои проблемы в энергообеспечении, но и, используя свой научный потенциал, разработать новые технологические решения, которые изменят российское энергопотребление в целом. О том, как вузы грамотно используют энергию и каким приемам в энергосбережении могут научить, «Учительской газете» рассказал руководитель НИИ энергоэффективных технологий при Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е.Алексеева Евгений ЗЕНЮТИЧ.

– Евгений Аркадьевич, вы являетесь руководителем организации, связанной с энергоэффективностью, которая создана на базе вуза. Расскажите, пожалуйста, чем занимается ваш НИИ?- В Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е.Алексеева я работаю еще с 1975 года и в течение десяти лет являлся проректором университета по инновационной деятельности. Одно из направлений, которые мы активно развивали в рамках этой деятельности, было связано с энергоэффективностью. Мы хорошо и плодотворно работали, поэтому с течением времени было решено выделить группу работавших над проблемой специалистов в самостоятельное подразделение. Был создан НИИ энергоэффективных технологий, в его задачи теперь входит доведение научно-исследовательских разработок до настоящих готовых решений, которые можно внедрять, до настоящих бизнес-проектов.- Почему именно такая задача выдвинута на первый план в НИИ энергоэффективных технологий?- Это связано с тем, что государственная политика в области повышения энергоэффективности – энергосбережение должно стать бизнесом. В Министерство образования и науки РФ ежегодно поступает большое количество разработок по энергосбережению, но часто они не могут дойти до реального воплощения, поскольку их создателям не хватает понимания того, как идея может пройти путь от науки к бизнесу. Много хлопот с опытно-конструкторской документацией, с созданием опытных образцов, испытаниями. Более того, нужно понимание рынка, на который можно внедрить данный продукт, его конкурентоспособность. Именно поэтому у нас в регионе перед нашим НИИ и Нижегородским инвестиционным центром энергоэффективности поставили задачу – перевести разработки энергоэффективных технологий и оборудования в реальные проекты.- А что представляет собой Нижегородский инвестиционный центр энергоэффективности и какие задачи он решает?- Это самостоятельная организация, директором которой я также являюсь. Нижегородский инвестиционный центр энергоэффективности проводит энергетическое обследование, разрабатывает бизнес-планы предлагаемых проектов, ищет потенциальных инвесторов среди банков и коммерческих организаций. В этом процессе при реализации подготовленных проектов центр вместе с НИИ использует то оборудование, которое прошло апробацию и поможет в дальнейшем реально снизить затраты энергии у потребителей, в том числе и в учебных заведениях.- НИИ энергоэффективных технологий уникальная структура или в каждом российском вузе есть такое подразделение?- Далеко не в каждом вузе, но, я думаю, по России мы можем насчитать порядка 30 центров энергосбережения, которые входят в состав крупных региональных университетов. И эти центры, как и наш нижегородский, уже сейчас работают не только для нужд самих университетов, но и в большей степени на те регионы, где они расположены. В их задачи входит и энергоаудит, и практическая реализация проектов, и консультация всех, кто обращается с вопросами по энергосбережению.- Какие проблемы чаще всего приходится решать этим центрам?- Одна из основных проблем – это обучение кадрового состава предприятий, вузов, поскольку согласно положениям Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» в каждой организации должен быть компетентный сотрудник, отвечающий за эффективное энергопотребление. А сейчас у нас в стране такая ситуация, что не хватает не только рядовых сотрудников, но и сами руководители организаций не до конца понимают, что есть энергосбережение и с какой стороны к нему подойти, в особенности если речь идет о непрофильной организации. Поэтому задача центров – помочь людям, обучить их, рассказать, какие нормативные акты сегодня действуют в сфере энергосбережения, что они обязаны выполнять в рамках этих требований, какие технологии и оборудование уже для этого созданы.- То есть те организации, где пока еще нет квалифицированных специалистов по энергосбережению, могут обратиться за помощью в эти центры?- Естественно, эти организации, если у них нет возможности использовать своих обученных работников, привлекают специалистов из центров энергосбережения, которые находятся у них в регионе. И я готов утверждать, что чаще всего в регионе есть не один, а несколько центров энергоэффективности, которые могут помочь как теоретическим советом, так и провести энергоаудит и разработать практические рекомендации по улучшению ситуации. Например, в Приволжском федеральном округе в 10 регионах из 14 есть центры энергосбережения, работающие при университетах. Кроме того, существует еще и ряд других коммерческих организаций, которые имеют право осуществлять энергоаудит и давать рекомендации по эффективному использованию энергоресурсов.- А как вообще организация может узнать, куда именно обратиться, что именно улучшить в энергопотреблении, какие технологии применить?- Обычно в регионе у центров энергоэффективности уже сложившаяся репутация и информативные сайты, где есть все необходимые сведения. Центры сами ищут тех, кто может нуждаться в их услугах. Конечно, нельзя говорить о том, что система информационного обмена между центрами энергоэффективности и бюджетными организациями налажена по всей России. Следует отметить, что принятие Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и последующих нормативных актов привело к активизации этой работы. Большое значение имеет создание государственной информационной системы по энергоэфективности, которая была разработана по заданию Правительства России.- А почему именно Министерство образования и науки РФ уделяет такое большое внимание вопросам энергосбережения?- Причиной этому, я думаю, является то, что еще в конце 90-х годов, когда у многих учебных заведений не хватало денег на коммунальные платежи и образовательные учреждения обрастали громадными задолженностями перед поставщиками энергоресурсов, министерство задумалось, как кардинально решить эту проблему. В 1999 году Министерством образования России была принята первая программа по энергоэффективности, рассчитанная на 5 лет. В рамках программы было не только увеличено финансирование учебных заведений на оплату коммунальных платежей, но и началась практическая реализация энергосберегающих проектов в вузах, техникумах, школах. На начальном этапе в программе участвовали 7 университетов, а в 2004 году количество участвовавших учебных заведений перевалило уже за 700. В процессе реализации программы на базе ведущих региональных университетов были созданы центры энергосбережения, многие из них действуют и в настоящее время.- Над чем сейчас Министерство образования и науки РФ работает в сфере энергоэффективности учебных заведений?- Одним из ведущих направлений работы министерства является создание автоматизированной системы энергосбережения, разработка методических рекомендаций и экспертное сопровождение энергосберегающих мероприятий, реализуемых в образовательных учреждениях. Это происходит в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Также в рамках этой программы разрабатываются схемы мониторинга реализации мер по энергосбережению в учебных заведениях. В этом году уже запущено несколько проектов, нацеленных на организацию информационно-разъяснительной работы по энергосбережению и создание системы консультационных пунктов. Кроме того, ведется работа по разработке рекомендаций для различных уровней образования по наиболее интересным современным энергосберегающим технологиям и возможностям их использования.- Кто чаще всего помогает центрам энергоэффективности в их работе?- В первую очередь это, конечно, администрации регионов. Например, нижегородский центр по заданию администрации Нижегородской области разработал комплексную целевую программу по повышению энергоэффективности в регионе на ближайшие пять лет. Кроме того, нашими партнерами являются многие промышленные предприятия региона. Они заинтересованы в сотрудничестве с научными центрами, поскольку так же, как и другие организации, обязаны выполнять требования Федерального закона №261-ФЗ, в том числе проводить энергоаудит, разрабатывать мероприятия по снижению энергоемкости выпускаемой продукции.- Заинтересован ли российский бизнес в совместных проектах с центрами энергоэффективности, работающими на базе вузов?- Я думаю, это зависит даже не столько от того, на какой базе работает центр энергоэффективности, а от сути проекта. Например, в Нижегородской области есть проблемы с доступом к самому распространенному в России энергоресурсу – газу. 10 районов на севере области отапливаются с помощью мазута и каменного угля. Но эти виды топлива также дороги, и, конечно, было бы лучше строить энергоснабжение на основе более доступных видов топлива вроде торфа или древесных отходов. Для реконструкции существующих систем отопления, безусловно, необходимы деньги, которыми может помочь либо администрация, либо инвестиционные компании. Но инвесторы и банки осторожно идут в эту область, несмотря на то что государство декларирует поддержку использования нетрадиционных видов топлива.- С чем связано это осторожное отношение к нетрадиционному топливу?- В этой области получения энергии существует много нерешенных проблем. Энергия, получаемая с использованием нетрадиционных или возобновляемых источников, требует больших финансовых затрат. Кроме того, период окупаемости таких проектов составляет 7-10 лет, что не очень привлекательно для бизнеса, где рассчитывают максимально на 3-5 лет. Для банков же проект, рассчитанный более чем на пять лет, также будет выглядеть рискованным. Сейчас очень сложно найти инвесторов, если нет реальной поддержки со стороны государства.- А крупные профильные компании также неохотно идут на сотрудничество?- Такие компании решаются на совместные проекты, они заинтересованы в том, чтобы использовать новейшие разработки в области энергосбережения в своей деятельности. Во-первых, они обязаны снижать энергоемкость продукции согласно требованиям законодательства. Во-вторых, они понимают, что это позволит им снизить затраты на энергопотребление и сделать свою продукцию конкурентоспособной. Однако в плюсе от такого сотрудничества оказываются не только компании. Это позволяет ученым воспользоваться технологиями, которые уже наработаны в компании. Вузы получают средства для привлечения специалистов, повышается зарплата привлеченных сотрудников, появляется возможность оснастить вуз новыми приборами, внедрить в учебный процесс новые технологии. Сейчас многие крупные российские предприятия вновь начинают формировать у себя фонд НИОКР и привлекать к этой работе в первую очередь вузовских специалистов. Такие примеры есть и в Нижегородской области, в частности: НИИ измерительных систем имени Ю.Е.Седакова, ОАО «Сибурнефтехим», ОАО «Арзамасский приборостроительный завод» и другие.- А как вообще сейчас обстоят дела с энергоэффективностью в самих вузах? Есть те, кто до сих пор остается должником энергопоставщиков, или все уже справились с долгами?- Все проблемы, связанные с масштабными задолженностями вузов, были решены еще в 90-х. Что касается текущих долгов, то и эта проблема также имеет свое решение. До конца этого года все организации бюджетной сферы оснастят современными приборами учета, и сомнений в правильности расчетов и стоимости потребленной энергии возникать не будет ни со стороны энергопоставщиков, ни со стороны учебных заведений. А значит, сами организации смогут отслеживать свое потребление и не влезать в долги. Тем более сейчас у бюджетных учреждений есть стимул экономить энергию, ведь сэкономленные средства они могут перераспределить на фонд заработной платы. А если они еще и придумают какие-то свои проекты, то могут привлечь и дополнительные средства. Самое главное, чтобы те люди, которые решают вопрос энергообеспечения учебных заведений, понимали, как и на чем можно экономить. А это уже наша задача, задача центров энергоэффективности – научить их грамотному энергосбережению.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте