Российские школьники хотели бы разбавить учебную программу по литературе современными произведениями, следует из результатов опроса Института прогрессивного образования.
Согласно данным исследования, все произведения школьной программы читают только 15% респондентов. Большинство (71%) ребят делают это выборочно. Еще 14% опрошенных ответили что практически ничего не читают из курса литературы.
“Как правило, ученики средних и старших классов заменяют не понравившиеся им произведения экранизациями либо знакомятся с кратким пересказом книг в интернете”, – цитирует РИА Новости заключение экспертов.
По мнению опрошенных школьников, сейчас программа перегружена сложными классическими произведениями, а литература о сверстниках и актуальных проблемах современности практически отсутствует.
Среди авторов и произведений, которые не вызывают интереса, ребята назвали “Войну и мир” Льва Толстого, “Преступление и наказание” Федора Достоевского и “Тихий Дон” Михаила Шолохова. В качестве альтернативы старшеклассники предложили предоставить им право на прочтение произведений этих же авторов по выбору или заменить романы на другие, например, на “Анну Каренину” и “Идиот”.
“В топ-10 произведений с прицелом “на исключение из курса по литературе” также вошли “Мертвые души” и “Тарас Бульба” Гоголя, “Обломов” Гончарова, “Мастер и Маргарита” Булгакова, “Архипелаг ГУЛАГ” и “Один день из жизни Ивана Денисовича” Солженицына, а также пьесы Островского”, – говорится в исследовании.
Ребята также назвали произведения, которые, по их мнению, должны быть в школьной программе.
В списке отечественных произведений оказались: “Похороните меня за плинтусом” Павла Санаева, “Generation “П” Виктора Пелевина, “Смерть Ахиллеса” Бориса Акунина, а также рассказы братьев Стругацких, Сергея Довлатова, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова, Александра Цыпкина, Сергея Минаева и Наринэ Абгарян.
В топ-10 зарубежных книг, которые российские школьники хотели бы изучать в школе, вошли “Гарри Поттер” Джоан Роулинг, “1984” Джорджа Оруэлла, “Убить пересмешника” Харпер Ли, “Книжный вор” Маркуса Зусака, “Три товарища” Эриха Ремарка, “Вино из одуванчиков” Рэя Брэдбери, “Над пропастью во ржи” Джерома Сэлинджера, “Мальчик в полосатой пижаме” Джона Бойна, “Маленькие женщины” Луизы Мэй Олкотт, “Повелитель мух” Уильяма Голдинга и “Голодные игры” Сьюзан Коллинз.
“Если мы хотим, чтобы книги хоть как-то конкурировали с TikTok за внимание школьников, необходимо идти детям навстречу и разбавлять трудную классику интересными в их возрасте авторами. Иначе они не будут читать Толстого ни в школе, ни уж тем более после ее окончания”, – отметила директор Института прогрессивного образования Анна Маркс, комментируя итогу исследования.
Она подчеркнула, что родители и учителя часто жалуются, что дети перестали читать, но не пытаются разобраться в причинах этого.
Институт прогрессивного образования с 1 по 16 сентября провел исследование по школьной программе по литературе, чтобы выявить читательские привычки молодежи и ее отношение к программе. В нем приняли участие 1524 школьника в возрасте от 14 до 18 лет из 75 регионов России.
По информации sn.ria.ru
Фото pixabay.com
Комментарии