search
main
0

Российские педагоги берут новую высоту. В космосе

17 мая 2007 года под председательством заместителя руководителя Комитета ГД РФ по образованию и науке, сопредседателя Всероссийского педагогического собрания Валентины ИВАНОВОЙ состоялось расширенное заседание Центрального координационного комитета ВПС, в котором приняли участие представители 21 региона России, руководители космических КБ и предприятий, руководители Роскосмоса. Главным вопросом стало обсуждение проекта «Первый спутник – космический прорыв России», а также ознакомление с опытом образовательных учреждений Москвы по организации конкурсов, выставок, ярмарок идей по космической и авиационной тематике.

Юго-Запад стартует в будущее

Ирина ПАВЛОВА, руководитель учебно-методического центра Юго-Западного округа:

– В этом году мы в пятый раз провели «Ярмарку идей на Юго-Западе» – окружной конкурс проектных и учебно-исследовательских работ учащихся. На пороге третьего тысячелетия все мы понимаем, что находимся на пути научно-технического прогресса. Безусловно, школа, система образования, шагая в ногу со временем, ищут новые педагогические технологии, которые позволили бы ребятам приблизиться к исследованиям, научным проектам, выбрать свой дальнейший путь. Как нельзя лучше в этом помогает метод проектов и научно-исследовательская деятельность. Мы подключили к проведению ярмарки такие структуры, которые нам помогают. Это прежде всего Российская академия наук, префектура ЮЗАО и Фонд академика Вавилова. Все вместе мы и провели пятую юбилейную ярмарку, конкурс научно-исследовательских работ. В этом году мы сделали юбилейные медали для ребят, очень многие ребята получили награды. С каждым годом все больше у нас участников-учащихся. На одной площадке уже нельзя представить все работы, поэтому у нас их три: в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, в РУДН и в РАН. Многие макеты и многие работы в области экологии, в области социальных наук имеют уже практическое воплощение. Префектура ЮЗАО, наши управы используют их в реальной жизни.

Этот конкурс позволяет ребятам вместе с учеными разрабатывать интересные темы в различных областях знаний, в частности в области космонавтики. Ребята девятого класса представляли работу «Использование тросовых систем в космосе», «Электростанция на орбите», восьмого класса – «Возможна ли жизнь на Марсе?», «Использование энергии Солнца на Земле» и так далее.

Сейчас по одному из проектов, разработанному учениками школы №25 Юго-Запада, они создали в своей школе космический музей, – как награда было участие в брейн-ринге «История развития космонавтики». Кроме того,

7 апреля 2007 года ученики Андрей Жарков, Евгений Асташев, Вадим Волович присутствовали на Байконуре при запуске космического корабля с космонавтами Федором Юрчихиным, Олегом Котовым и американским «космическим туристом» Чарльзом Симони, заплатившим за свой полет 27 миллионов долларов. Конечно, у ребят остались сильные впечатления о запуске. Они теперь говорят, что будут работать только в этой области и разрабатывать такие проекты.

С каждым годом у нас растет количество ребят, которые используют полученные знания, применяют их для проведения научных исследований и выполнения проектов. На Юго-Западе находятся более 125 головных институтов РАН и в школах, естественно, работают с ребятами ученые – представители как высшей школы, так и РАН. Во многих школах уже создаются так называемые малые академии наук. А вот конкурс, который мы проводим, помогает ребятам определиться и с выбором своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Мы, безусловно, поддерживаем конкурс, объявленный ВПС, примем в нем участие. Сегодня в нашем округе идет подготовка к конференции «Утро космической эры», посвященной 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли.

От рисунка и сочинения к моделям и проектам

Виктор САВИНЫХ, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, председатель оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый спутник – космический прорыв России»:

– Нынешний год весьма космический: мы отметили 100-летие со дня рождения Сергея Павловича Королева, в сентябре будем отмечать 150 лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, 4 октября – пятидесятилетие запуска первого искусственного спутника Земли. Совместно с Музеем авиации и космонавтики мы провели конкурс сочинений и получили очень много интересных работ. Школьники написали сочинения, подготовили презентационные доклады о жизни Циолковского и Королева, кстати, этот конкурс продолжается. Теперь мы решили провести еще и в рамках ВСП конкурс, посвященный запуску ИСЗ.

Мы уже неоднократно обсуждали вопрос о проведении конкурса. К сожалению, за прошедшее время сделано не очень много, но мы разослали письма во все организации с просьбой оказать помощь и поддержать инициативу ВСП. Цель конкурса весьма достойная – пропаганда космонавтики, пробуждение у школьников интереса к этому направлению развития науки и техники, повышение интереса к изучению астрономии, физики и математики, авиационному и космическому моделированию, создание условий для выявления и поддержки юных астрономов, профессиональная ориентация обучающихся.

В конкурсе смогут принять участие школьники трех возрастных групп: 1-4-х, 5-9-х и 10-11-х классов. На первом этапе (май-июнь) конкурс проводят образовательные учреждения, на втором (июнь-июль) – местные отделения ВСП при поддержке муниципальных органов управления образованием и учреждений ВПО, на третьем (июль-август) – региональные отделения ВСП при поддержке органов управления образованием субъектов РФ и региональными советами ректоров вузов. Четвертый, заключительный, этап конкурса проведет Центральный совет ВСП при поддержке Федерального агентства по образованию на базе Московского государственного университета геодезии и картографии.

Для учащихся 1-4-х классов проводится конкурс в номинации «Детский рисунок» на тему первого спутника Земли. От каждой школы отберут один рисунок-победитель и два рисунка-призера, они примут участие в муниципальном конкурсе второго этапа. На этом этапе будет определен один рисунок-победитель и два рисунка-призера, они примут участие в конкурсе на третьем этапе. На этом этапе также отберут по одному рисунку-победителю и по два рисунка-призера от субъекта РФ, они-то и направятся на четвертый этап в жюри Центрального совета ВСП.

В номинации «Сочинение-эссе» для учащихся 5-9-х классов на каждом этапе также будут отбирать по одному сочинению-победителю и по два сочинения-призера, после третьего от каждого региона в жюри Центрального совета ВПС поступят по одному сочинению-победителю и по два сочинения-призера.

В номинации «Моделирование» для учащихся 1-11-х классов будет проведен конкурс ученических исследовательских работ по авиационному и космическому моделированию. От каждой школы отберут от одной до трех лучших моделей, затем пройдут муниципальный и региональный туры и представление моделей в жюри Центрального совета ВПС.

Мы создали оргкомитет, в который вошли очень уважаемые представители общественности, органов управления образованием, творческих союзов, ректоры ведущих университетов, которые занимаются космической техникой, педагогические работники ОУ, космонавты, академики и многие другие.

Все победители конкурса будут награждены грамотами, дипломами, памятными подарками.

Для первых будет организована в награду поездка на космодром Байконур, приуроченная к запуску очередной ракеты. Думаю, что для школьников это станет большим подарком.

Путь в космос начинается в школе

Валентина ИВАНОВА: – Я уверена, что в каждом регионе памятные даты в развитии отечественной космонавтики отмечаются и дети принимают в этом активное участие.

Для чего нам нужен конкурс? Прежде всего для того, чтобы возродить то уважение к победам России в космосе, которые были в нашей истории. Это очень важная часть воспитания подрастающего поколения, которому предстоит строить будущее нашей страны, стать наследниками тех побед в науке и технике, которые были одержаны.

Мы всегда были и будем первыми

Борис КАЛИНИЧЕВ, заместитель председателя оргкомитета конкурса «Первый спутник – космический прорыв России»:

– Судьба так распорядилась, что я 30 лет проработал на Байконуре, на других космических объектах. В России несколько подзабыли о наших космических победах, о том величии, которое было особенно в середине 60-х годов прошлого столетия, связанном с запуском первого ИСЗ, полетом Юрия Гагарина, Германа Титова. Пройдут сотни и тысячи лет, возможно, возникнут другие государства, но пытливое человечество, ставя вопрос «Кто был первым в космосе?», скажет: «Россия!». Это бесценное богатство, которое веками будет жить в истории, становясь все более весомым. Никто этого не сможет отобрать у России, никто не сможет всего этого приуменьшить.

4 октября 1957 года, всего через 12 лет после окончания Великой Отечественной войны, наша держава впервые в мире вывела на космическую орбиту первый искусственный спутник Земли. За этим стоит бурное и успешное развитие науки, технологии.

Наша молодежь, наши школьники многого не знают, между тем нам надо передать им информацию о том, где и когда мы были первыми, воспитать в них гордость за сделанное предыдущими поколениями россиян. В существе конкурса должно звучать: «Россия была, есть и будет великой космической державой!»

Ученики предлагают эксперименты для МКС

Борис ПШЕНИЧНЕР, руководитель Московской открытой научно-образовательной программы «Эксперимент в космосе» Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах:

– Когда открылся Московский городской Дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах в 1962 году (а в это время уже начались полеты в космос), решили создать там отдел астрономии и космонавтики. Меня тогда пригласили начать это дело, так до сих пор я во Дворце и работаю. Могу сказать, что накоплен очень большой опыт, главное достижение – связь Дворца с наукой, производством, с искусством, с профессионалами. Благодаря тому, что у нас есть, например, система договоров с ведущими космическими центрами – Институтом космических исследований, Физическим институтом РАН, с Государственным астрономическим институтом имени Штернберга, с НИИ космического приборостроения, договор о развитии космического образования недавно заключен с МГУ имени М.В.Ломоносова, развивается сотрудничество с МАИ, МГТУ имени Баумана, МАТИ и другими вузами, удается достичь высокого уровня работы с детьми. Кроме того, у нас есть давние контакты с Центром подготовки космонавтов, с НПО «Энергия», НПО «Молния», НПП «Звезда», НПО имени Лавочкина, ММЗ имени Хруничева,

Мы проводим космические конкурсы, конференции и олимпиады уже очень давно. Что касается олимпиад, то мы эту эстафету приняли от Московского планетария, а теперь уже появились и российские астрономические олимпиады.

На первых порах был организован международный конкурс на лучший проект космического эксперимента. В нем приняли участие тысячи школьников из всех тогдашних социалистических стран. 500 лучших были приглашены в Москву. Понятно, что это не мог сделать один Дворец, это сделали вместе с ним ЦК ВЛКСМ, Министерство образования, Всесоюзное общество «Знание», в котором был совет по астрономии и космонавтике, который возглавлял академик Глушко. Три эксперимента тогда еще были при поддержке Глушко приняты к реализации.

Пятнадцать лет у нас проходят конференция и конкурс «Космический патруль», это работа над проблемами космической безопасности, влияния космоса на Землю и так далее. Победители всегда получают призы, различные награды, дипломы.

Мы используем современные средства, в частности, сейчас объявлен дистанционный конкурс, который называется «Утро космической эры», посвященный как раз годовщине запуска ИСЗ.

Главное – сотрудничество и координация всей нашей работы, очень важно поддерживать связь с конкретными школами. В 2004 году при поддержке Департамента образования и науки была учреждена программа «Эксперимент в космосе», целью которой стала организация исследовательской деятельности учащихся с использованием Международной космической станции, также обслуживающих ее космических кораблей. Программу «Эсперимент в космосе» поддержали Роскосмос и координационный научно-технический совет Роскосмоса. Одновременно шел и одноименный конкурс учащихся на лучший проект космического эксперимента. В результате школьники получили возможность принимать участие в планировании и подготовке экспериментов на борту российского сегмента МКС.

Весной 2005 года были обсуждены первые 30 проектных предложений школьников, несколько из них заинтересовали специалистов. В октябре 2005 года была проведена первая московская открытая конференция «Эксперимент в космосе», в которой приняли участие 250 делегатов из Москвы и других регионов России. Участников конференции приветствовал из космоса командир экипажа МКС Сергей Крикалев, а на открытии конференции выступили специалисты РКК «Энергия», ученые МГУ, летчик-космонавт Юрий Усачев. На четырех секциях прошла защита 74 проектов, жюри посчитало, что несколько из них могут быть рекомендованы для постановки на борту МКС, многим авторам предложили участвовать и в других творческих конкурсах.

Вторая конференция «Эксперимент в космосе» прошла в Москве в ноябре 2006 года. Участников конференции познакомили с шестью проектами, выполненными школьниками и рекомендованными для постановки на МКС, например, ученики лицея № 1525 и Центра экологического образования рассказали об образовательном биологическом эксперименте «Микролада», участником которого стали одновременно юные биологи на Земле и космонавт Валерий Токарев на МКС: по единой технологии они выращивали горох в миниатюрных установках, а учащиеся лицея №1537 предложили сразу три демонстрационных эксперимента по физике – «Фаза», «Отолит» и «Летающая тарелка».

Авторов лучших проектов – в студенты

Виктор Михайлович АФАНАСЬЕВ, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза:

– Сегодня вузы готовы принимать студентов по результатам олимпиад. Но вот я познакомился с теми проектными работами, которые были представлены на «Ярмарке идей на Юго-Западе», на конференции в лицее №1560, на «Молодежном ЭКСПО» на Северо-Западе, и думаю: Всероссийское педагогическое собрание должно поставить вопрос и добиться того, чтобы в вузы принимали авторов и разработчиков лучших работ, которые стали победителями самых различных конкурсов. Они того заслуживают, эти ребята достойны, чтобы стать студентами ведущих вузов. Не знаю, какой должна и может быть эта процедура (собеседование, беседа на тему будущей профессии), но чтобы она была и помогала талантливым ребятам становиться специалистами и способствовать развитию космонавтики и космической техники.

А у нас с детства все главные конструкторы

Елена БУКИНА, заместитель начальника Управления образования Северо-Западного округа:

– Мы поддерживаем идею проведения Всероссийского конкурса. В нашем округе весьма активно проходит научно-исследовательская работа учащихся, в том числе по космическому профилю. Конкурсы, викторины, любые интеллектуальные состязания, которые предлагают ребенку, позволяют выявить талантливых, одаренных, помочь им, поощрить их, поддержать. Ребята видят необходимость и нужность своего труда, они получают общественное признание за свой труд, потому что каждый человек (и большой, и маленький) должен знать, что его учебная деятельность – не только его личное дело, что он несет ответственность перед семьей и государством за то, как учится, чем занимается, что государство отмечает его заслуги, достижения, успехи. Поэтому конкурсная, состязательная деятельность позволяет нам решить многие педагогические и воспитательные проблемы, в то же время это очень влияет на характер работы педагогических коллективов. Система конкурсов – то, что движет развитие образования вперед, дает импульс, толчок развитию как ученика, так и учителя.

В нашем округе в следующем году мы будем проводить 10-й, юбилейный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся. Причем среди участников – ученики с 1-го по 11-й классы. Этот конкурс мы проводим по различным возрастным группам, отдельно с начальной школой конкурс «Совята», отдельно со средней школой конкурс «Искатели», отдельно со старшей школой конкурс «Лидер». А все это – окружной конкурс «Будущее Северо-Запада». За 10 лет мы увидели продвижение и детей, и педагогических коллективов вперед. Если десять лет назад мы получили на конкурс всего 19 работ и они в основном носили реферативный характер, причем не всегда эти рефераты были качественными, то сегодня мы имеем такие работы и таких авторов, которых вузовские преподаватели, привлекаемые к их проверке и оценке, потом приглашают на свои вузовские олимпиады. Пока была возможность без конкурса, по итогам творческих работ принимать ребят, высшие учебные заведения с удовольствием брали их на первый курс сразу после окончания школы. Это было хорошим делом, так как у ребят должен быть мотив, стимул для участия в конкурсе, мотивация. Хороший подарок – приглашение на Байконур, на интересные экскурсии, поехать туда, где ты сам никогда не побываешь, встреча с теми людьми, которые стали легендой нашего государства, известны в мире.

Этот учебный год мы в округе начали с того, что получили письмо о развитии космического образования в московских школах. Москва также объявила открытый конкурс – открытую образовательную программу «Эксперимент в космосе». У нас по трем ступеням, по 60 секциям прошла защита проектов и работ – каждый участник в течение 15-20 минут представлял жюри свои работы, чертежи, выкладки и расчеты, отвечал на вопросы и таким образом защищал свой проект. В этом году 3000 детей представили более 1000 проектов. Постепенно в нашем конкурсе появились на границе различных наук и межпредметные, и номинация «Космос, авиация и астрономия», появившаяся в последние три года, собирает все больше участников. В этом году у нас было 12 таких работ по всем ступеням, одна из работ четвероклассника «Будущее космоса» была посвящена тому, как он планирует использовать возможности космоса на Земле в мирных целях.

Работая в режиме такого конкурса, мы пришли к выводу, что уже достигнут такой уровень, который нам позволяет сделать больше и лучше, продвинуться дальше. Поэтому мы обратились с предложением к одному из московских научно-исследовательских институтов и открыли на базе округа городскую экспериментальную площадку «Северо-Запад: научное будущее страны». Смысл сделанного шага в том, что происходит интеграция науки, производства (прорывных отраслей промышленности) и образования. Возможности для такого эксперимента у нас в округе большие, так как в нашем округе есть машиностроительные заводы, которые всегда работали на авиацию и космос, над знаменитым «Бураном», и мы встречаем еще тех людей, которые могут об этом интересно рассказать. У нас в округе очень много медицинских научно-исследовательских институтов. Таким образом, образованию есть с кем интегрироваться, с кем общаться и от кого подпитываться. Всем НИИ нужны кадры, и они тоже с удовольствием работают с нами. Например, лицей №1560 совместно с Московским авиационным институтом (хотя этот вуз находится в Северном округе, работает с 19 нашими школами) и Центром Курчатова провел конференцию «Аэрокосмические перспективы атомно-водородной энергетики».

Мы очень охотно отзываемся на все предложения, которые поступают не только от наших образовательных организаций, но и от других общественных организаций, объединений. В этом году мы принимали участие в 4-й олимпиаде, которая была проведена клубом авиастроителей, по авиации и воздухоплаванию. В Москве много таких конкурсов, для детей эта тематика востребована, мы очень рады тому, что это момент не только технического или другого творчества, но и мощнейший ресурс гражданского и патриотического воспитания.

В этом году мы провели очень большую выставку «Молодежное ЭКСПО», где было представлено много творческих, исследовательских и других проектных работ, работ, которые были выполнены ребятами совместно с учеными и производственниками. Мы создали Школу главных конструкторов, и ребята взяли в разработку четыре проекта: региональный самолет, создание целостной отрасли мусоропереработки, ядерно-водородной энергетики и микроэлектроники. Это очень интересные проекты, по сути – детско-взрослые научные производственные, научно-промышленные комплексы.

Информация к сведению

В столице проходит Московский открытый конкурс «Утро космической эры».

В конкурсе принимают участие учащиеся в возрасте от 12 до 18 лет.

К участию допущены творческие работы и проекты, разработанные учениками Москвы, других субъектов РФ, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, допускается как индивидуальное, так и групповое участие.

По условиям конкурса в состав авторских коллективов могут входить родители, педагоги и специалисты.

Конкурс проводится в три этапа, причем первый и второй проводятся параллельно.

Первый заочный этап проходил с 1 апреля по 31 мая 2007 года в виде интернет-викторины по следующим направлениям:

Авиация,

Космонавтика,

Исследования космического пространства,

Астрономия,

Астрономия и космонавтика в культуре.

Второй этап (тоже заочный) начался 1 апреля и стартует 20 июня 2007 года. Он идет по тем же номинациям, что и первый этап, но участвуют в нем только те, кто прошел первый. Они присылают описание своих работ – фотографии, чертежи, эскизы, тексты и так далее. Победители второго этапа приглашаются к участию в третьем этапе – очном.

Третий этап – очный конкурс, участвовать в нем смогут авторы – победители заочных этапов не старше 18 лет. Представлять проект по условиям сможет только один из авторов. Защита проектов будет на итоговой конференции, которая пройдет 4 октября в Московском городском Дворце детского и юношеского творчества на Воробьевых горах. Лучшие работы и их авторы получат дипломы и ценные призы. Кроме того, финалисты смогут побывать в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте