Небольшой автобус выкатился из города. Вокруг, насколько хватало глаз, простирались заснеженные поля и леса. Вспоминались интересные факты, выученные еще в школе. Новосибирская область по территории равна одной трети Франции, на здешних равнинах можно разместить несколько мелких европейских государств. Зимой добираться из одного населенного пункта в другой непросто… Но вот посреди чистого поля появляется указатель: «НАУКОГРАД КОЛЬЦОВО».
Немного истории. В 1974 году было принято постановление правительства СССР о создании Всесоюзного научно-исследовательского института молекулярной биологии и разработан план постройки рабочего поселка в Новосибирской области. Через три года появились первые дома, через пять лет поселок получил свое название – Кольцово. В 1985-м было узаконено научно-производственное предприятие «Вектор», это название знакомо многим. В Центре вирусологии и биотехнологии сегодня разрабатываются уникальные лекарственные средства, ведутся сложные научные исследования. В поселке живут одиннадцать тысяч жителей, каждый третий имеет высшее образование. Здесь расположены фармацевтические компании. В 2003 году Указом Президента РФ Кольцово присвоен статус наукограда, что позволяет ему развиваться с привлечением федерального и областного финансирования.
2006 году в Кольцово был создан свой отдел образования (до того образовательные учреждения подчинялись непосредственно областному управлению). Вхожу в кабинет, оборудованный по последнему слову техники. Как обычно в Сибири зимой, мне сразу предлагают горячий чай или кофе. Начальник отдела Тамара Михайловна ЧЕРНЯЕВА рассказывает:
– Кольцово – это особая образовательная зона. Когда рабочему поселку был присвоен статус наукограда РФ, изменилось финансирование, появились новые задачи. Возникла необходимость в собственном отделе образования. У нас семь образовательных учреждений, две школы – гимназия-интернат №21 и средняя общеобразовательная школа №5, два дошкольных учреждения, три учреждения дополнительного образования. Есть клуб «Полет», где дети занимаются техническим творчеством, детская спортивная школа «Кольцовские надежды». В творческом клубе «Факел» десять кружков.
Структура кажется привычной и понятной: детский сад – школа – занятия по интересам после уроков. Дети постоянно под присмотром, заняты делом, иначе и быть не может, ведь, выйдя из школы, они буквально оказываются в лесу.
– Кольцово находится по соседству с несколькими селами и деревнями, с одной стороны; с другой – рейсовый автобус регулярно ходит в Академгородок. То есть мы как бы на полпути между сельской местностью и научным центром, – поясняет Тамара Михайловна. – Поэтому мы решили создать муниципальный методический центр на базе одной из школ, обеспечили учебные заведения компьютерами, оказали материальную и техническую помощь, 21 процент учителей прошли очные курсы повышения квалификации по использованию новейших технологий на уроках, 35 процентов проучились дистанционно. Мы организовали конкурс «Учитель года» у себя, на муниципальном уровне, разработали свое Положение.
Решили, что победителей нужно стимулировать, убедили местные власти помочь, и учитель года получил премию пятьдесят тысяч рублей. Ведь педагог, повышающий свой профессиональный уровень, участвующий в конкурсах и проектах, сумеет привлечь к участию в самых разных мероприятиях и своих учеников. Мы планируем принять участие в конкурсе «Инновации в образовании». Пусть учителя собирают свои методические разработки, издают их и получают за это деньги.
Школьники Кольцово участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях и занимают призовые места. Гимназия №21 планирует многие мероприятия для старшеклассников совместно с физико-математической школой при Новосибирском государственном университете. Многие талантливые школьники из Кольцово поступают в нее на последние два года обучения. Фактически 100 процентов выпускников физматшколы поступают в НГУ.
В чем только не принимают участие дети из наукограда. Городской конкурс «Полиглот» для тех, кто увлекается иностранными языками. «Кенгуру», «Медвежонок»… Для школьников проводится муниципальный конкурс-смотр «Детский сад – мой дом родной». Самодеятельный театр клуба «Факел» известен своими постановками и победами на областных смотрах и фестивалях.
– Мы поднимаем целину, – поясняет Тамара Черняева. – Помогаем окрестным селам, например, педагоги из села Барышево постоянно принимают участие в наших методических семинарах, приезжают на лекции. Уровень образования в бывшем рабочем поселке высокий, многие выпускники школ поступают в университет, а потом приходят работать в «Вектор». Но для того чтобы продолжалось развитие, необходимо омолаживать педагогический состав.
Как и по всей стране, в школах Кольцово много пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Если, например, все учителя пятой школы разом уйдут сегодня на пенсию, учреждение окажется под угрозой закрытия. Чтобы привлечь молодежь, нужны достойная заработная плата и жилье. Однако пока специалистам при поступлении на работу выплачивают лишь по 4600 рублей компенсации…
Кольцово, Новосибирская область
К сведению
Первые постановления о присвоении статуса наукограда на территории России появились в 1999 году. Цель – создание условий для развития приоритетных направлений науки и техники. За основу решено было взять уже существующие научно-исследовательские учреждения и предприятия. Естественно, что первыми наукоградами стали такие известные центры, как Дубна, Пущино, Троицк Московской области. Далее статус наукограда присваивается Петергофу Ленинградской области, Жуковскому Московской области, Кольцово Новосибирской области. В 2005 году появился наукоград Бийск Алтайского края.
Сегодня появление наукоградов, цель которых создание благоприятных условий для развития науки и образования, связано с проектами технопарков. В частности, Академгородок Новосибирской области, основанный в 1957 году, решено в ближайшие годы превратить в технопарк. Новый статус означает не только новые возможности, но и новый уровень ответственности.
Статус наукограда, а следовательно, и материальные средства на его развитие решено давать на конкретный срок. Ежегодно экспертные комиссии должны проверять, как идет освоение средств, что нового сумели создать сотрудники научно-исследовательских и промышленных предприятий.
Комментарии