В сфере образования за последние годы происходят грандиозные изменения: первоклашек стали записывать в школу по Интернету, оценки ставить в электронные дневники, дети отвечают на уроках перед интерактивной доской, а родителям, чтобы узнать о своем школьнике, достаточно зайти в электронную приемную директора. Все эти технологии постепенно входят в жизнь многих школ, вызывая множество споров. Вот и внедрение в школы электронных учебников – букридеров, с одной стороны, стало большим событием для школьников и учителей, с другой – выявило множество проблем, связанных с этим нововведением. Обо всем этом мы решили поговорить с ученым, врачом, педагогом, академиком Российской академии творческой педагогики Владимиром Базарным. Владимир Филиппович высказал свое мнение по поводу наиболее значимых реформ в образовании, уверяя, что только в их контексте можно рассматривать такой вопрос, как появление в школах электронных учебников.
– Владимир Филиппович, как вы оцениваете изменения, которые произошли в образовании?- О «научности» выполненных за полвека реформ в области отечественной системы образования делает однозначный вывод академик РАО Марьяна Безруких: «За последние 50 лет все школьные реформы проводились сверху без научного обоснования… Даются готовые знания, которые дети должны заучивать… Современный метод обучения «заучивание-повтор» – самый неэффективный путь… Нужно менять технологию обучения». И такой вывод дорогого стоит.Реформы начались с авторитарно принятого в 1954 году решения смешать мальчиков и девочек в общие классы. Причем смешать по календарному возрасту. При таком подходе мальчики оказались на 2 года младше по физиологическому возрасту по сравнению с девочками, что является грубейшим нарушением требований отечественной гигиенической науки к формированию классов по критерию школьной зрелости.Вскоре также без научного обоснования было введено скоростное безотрывное письмо, что привело к деградации связанных усилий руки с мозговыми ритмами. Сразу же была внедрена шариковая ручка, запустившая статические нервно-мышечные напряжения в области руки, шеи и даже всей верхней половины тела. Выполненными под нашим руководством исследованиями установлено: предание забвению ритмически нажимного каллиграфического письма – это разрушение базовой технологии, конструирующей творческое воображение и психику. Еще Иван Михайлович Сеченов показал, что строительство психического процесса разворачивается на основе мышечных усилий. Причем начинается оно с чрезмерной мобилизации избыточных мышечных систем: «Кто видел начинающих учиться играть на фортепиано, тот знает, каких усилий стоит им выделение гамм. Бедняжка помогает своим пальцам и головой, и ртом, и всем туловищем. Но посмотрите на того же человека, когда он развился в артиста! Пальцы бегают у него по клавишам не только без всяких усилий, но зрителю кажется даже, что движения эти совершаются независимо от воли, – так они быстры. А дело ведь и здесь в привычке».Установлено: в процессе формирования свободы ритмических усилий происходит наложение и настройка графических ритмов руки с ритмами мозга и сердца. В эксперименте мы показали: любая угловатость и судорожность почерка – это внесение хаоса в жизнетворные ритмы сердца и мозга. Вот почему игнорирование школой формирования у детей ритмического каллиграфического письма на технологически грамотной основе привело к тому, что к концу начальной школы различные функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы выявлены у 65%.Многие скажут: тогда вообще почерк не нужен. Зачем мучить ребенка? Но утонченные произвольно-волевые усилия, и особенно графические, абсолютно необходимы не только для формирования адекватного образного мироотражения, но и для формирования тонких нейроэпителиальных структур мозга. Изгнание из базового учебного плана ручного творчества, в том числе графического, – это запуск вялотекущей деградации духовного потенциала новых поколений народа. Научными фактами я готов доказать: творческий взлет человеческого гения в том числе связан с обретенной свободой каллиграфического почерка.Однако вернемся к эпидемии школьных реформ. Вслед за скорописью из школы изгнали ростомерные парты с оптимальной для зрительного восприятия наклонной рабочей поверхностью и заменили их на крайне неудобные для детей одномерные столы с горизонтальной рабочей поверхностью. Это запустило эпидемию нарушений развития позвоночника.Наконец, была осуществлена «знаменитая» реформа 1966 года. Она была направлена на окончательную «теоретизацию» знаний и дальнейшую интенсификацию учебного процесса за счет перевода 4-летней начальной школы на 3-летнюю. Кроме того, усложнение существующих программ и окончательное изгнание из базового учебного плана воспитательно-развивающих подходов, которые содействуют здоровому развитию ребенка (рукотворчество, ГТО, трудовое, музыкальное, художественное, полноценное физическое воспитание, рисование, риторика, каллиграфия).Итоги всех выполненных реформ вскоре озвучили не журналисты, а совершенно официальные лица, авторитетные ученые, специалисты – медики, психиатры и даже министры. Министр здравоохранения 80-х годов академик Евгений Чазов: «За голову хочется схватиться, до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные – в 4 раза, а мочеполовые – в 2 раза. Ведь эти все болезни – чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то при чем?»- Но ведь все эти реформы кем-то принимались? Чем руководствовались люди, которые их проводили?- Весь парадокс всех этих реформ в том, что все они были выполнены… вне закона. Дело в том, что Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы в образовательных учреждениях осуществлялись меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания. Кроме того, все программы, технические, аудиовизуальные средства обучения, учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Все эти годы после выхода в 1999 году данного закона школа работает с детьми без таковых заключений на указанные выше режимы и технологии обучения.Так шло завершение той идеи, которую наиболее глубоко и точно выразил швейцарский мыслитель Ферьер: «Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде. …И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились».И только в контексте всего отмеченного выше можно и нужно оценивать такую инициативу, как ридеры. Оценить их вред или пользу нетрудно. Экспериментальная группа в течение одной-двух недель занимается с учебниками. До и после данного срока оцениваются функциональные показатели организма, мозга, в том числе утомляемость. После этого данная группа занимается с ридерами. И вновь оцениваются те же показатели. Но при наличии трех академий этого не делается!У нас есть исследования, как постоянная мелькающая частота негативно влияет на сосуды мозга. На этом основании со всей ответственностью утверждаю: по сравнению с учебниками ридеры отрицательно повлияют на самочувствие и здоровье детей. А если ридеры негативно влияют на самочувствие и здоровье детей, то все остальные мифические преимущества и сравнения теряют смысл.Учитывая, что здоровые дети исчезли из нашей жизни, сегодня все граждане перед высшей властью должны ставить вопрос в единственной плоскости: о неотложном переводе всей отечественной системы образования на щадящую коррекционно-здравоохранительную основу. Во всех школах должны быть внедрены строжайший мониторинг и строжайшее требование: «Педагоги и учителя! Не навредите ученикам, щадите и так изначально ослабленных, нездоровых детей».- Что же нам делать, как уберечь наших детей?- Когда ребенок поступает в образовательное учреждение, родители и школа в обязательном порядке подписывают договор об оказании образовательных услуг. И в первую очередь здесь речь идет об исполнении образовательным учреждением статьи 51 Федерального закона «Об образовании»: «Образовательное учреждение гарантирует сохранение и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Проверьте в поликлинике ребенка на предмет традиционных форм патологии (зрение, позвоночник, состояние сердечно-сосудистой и психической сфер) в начале, середине и в конце учебного года. При возникновении школьных форм патологии на правовой основе предъявляйте иски к системе образования. Это самые элементарные гражданские поступки, с которого можно будет считать себя не только настоящей матерью, отцом, но и человеком.P.S. 4 мая Владимир Филиппович отметил свое 70-летие. Коллектив «УГ» поздравляет давнего друга газеты и ее автора с юбилеем. Желаем здоровья, долголетия и новых научных открытий.
Комментарии