Сейчас, когда инновационное развитие страны объявлено главным государственным приоритетом, поиск талантливой творческой молодежи становится для вузов основной стратегической задачей. Университетам сегодня жизненно важен тесный взаимовыгодный контакт со школой. Из необходимости этого сотрудничества два года назад родился совместный проект МГТУ имени Баумана и «Учительской газеты» – олимпиада «Профессор Жуковский». В этом году олимпиаду ждут значительные изменения. Существенно расширившись до девяти направлений, она будет называться «Шаг в будущее». Примечательно, что возрастет количество участвующих в ней вузов, причем не только столичных. Победителям и призерам нынешней олимпиады обязательно будут предоставлены льготы при поступлении в вузы, участвующие во всероссийских академических олимпиадах программы «Шаг в будущее».
Досье «УГ»СправкаВ систему ежегодных национальных научно-образовательных мероприятий программы «Шаг в будущее» входят: Российская научная и инженерная выставка «Шаг в будущее» (участвуют старшеклассники и студенты младших курсов), Российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР» (участвуют школьники 3-8-х классов), Российский молодежный научно-инновационный форум-выставка «Политехника» (участвуют студенты старших курсов), Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» (участвуют школьники 7-11-х классов и студенты младших курсов), Всероссийская олимпиада школьников «Шаг в будущее», Российская научная школа-семинар «Академия юных» (обучаются школьники 4-9-х классов в мастер-классах ведущих отечественных ученых и специалистов), Евразийский молодежный научный фестиваль «Шаг в будущее, Байкал» (участвуют школьники 6-10-х классов). Кроме того, с 2006 года в осенний период во всех федеральных округах страны проходят федерально-окружные соревнования «Шаг в будущее, Россия».
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
– Игорь Борисович, сейчас программу «Шаг в будущее» хорошо знают в нашей стране и за рубежом. А какие стратегические цели ставил перед собой МГТУ имени Баумана, когда начинал «Шаг в будущее»?
– В начале 90-х годов мы почувствовали, что система довузовской подготовки стремительно разваливается. Стали закрываться кружки технического творчества, разрушился ДОСААФ. Словом, стали пропадать все формы добровольческой работы с молодежью. А ведь эта работа охватывала очень широкие круги школьников, наших будущих абитуриентов. Именно такая систематическая подготовка позволяла нам раньше проводить набор очень высокого качества, направляла к нам людей, заранее выбравших себе инженерный путь.
Когда эта система рухнула, в МГТУ стали приходить случайные люди. Такие студенты быстро уходили из вуза, и мы поняли, что это не наш контингент. В 1992 году мы даже сознательно пошли на то, чтобы не выполнить план приема. Потому что, несмотря на массу желающих к нам поступить, это были не те абитуриенты, которые нам нужны. Их подготовка была недостаточной.
Мы поставили себе цель – восполнить ту утрату системы технического творчества молодежи, которая была в стране, настолько, насколько позволяют это сделать силы одного вуза. И в 1991 году мы учредили программу «Шаг в будущее». Идея ее состояла в том, что каждый, кто хотел поступить в наш вуз, представлял свой научно-технический проект, который оценивало представительное и авторитетное жюри из наших преподавателей. И по результатам участия в «Шаге в будущее» и итогам тестовых экзаменов по физике и математике победителей мы принимали в вуз. Наш опыт был замечен руководством страны, и на высшем уровне было принято несколько решений, которые поддерживали эту программу. Но главное, ее эффективность была оценена общественностью – школьниками, абитуриентами, родителями. Начинали мы программу как московскую. Однако пошел шквал заявок из регионов, и буквально за 3-4 года эта программа стала всероссийской. В итоге на данный момент в ней участвуют 80 регионов.
Программа стала реализовываться по такой схеме: сначала соревнования школьников проводили в регионах, затем лучшие уже приезжали в Москву, определялся абсолютный победитель. Эта схема оказалась очень эффективной – таким образом мы просматриваем около 100 тысяч школьников в год и в результате выбираем из них порядка тысячи лучших. Абсолютные победители этой программы (3-4 человека) затем участвуют в Европейском соревновании молодых ученых.
Одна из главных стратегических задач «Шага в будущее» наряду с поиском талантливой молодежи в целом – повышение авторитета инженерного образования. К сожалению, еще продолжает действовать негативный стереотип, что быть инженером непрестижно. Но страна не может жить и развиваться без реальной экономики, а ее формируют производство и те же самые инженеры. Мы стараемся показать, что без инженеров существовать и развиваться в век инновационной экономики Россия не может.
Поступившие в наш вуз через программу (теперь олимпиаду) «Шаг в будущее» ребята обычно продолжают свои научные проекты.
– Олимпиады в рамках программы «Шаг в будущее» продолжают расширять свой спектр. С чем это связано и каких еще изменений стоит ожидать их участникам?
– «Шаг в будущее» не может остановиться в развитии, а изменения диктует жизнь, растущий интерес к олимпиадам со стороны регионов, предложения вузов, которые продолжают присоединяться к нашей программе. На данный момент утверждено 10 Всероссийских академических олимпиад «Шаг в будущее» (по предметам: «Математика», «Физика», «Химия», «Техника и технологии», «Естественные науки», «Информатика», «История», «Обществознание», «Гуманитарные и социальные науки», «Литература»). В следующем году перечень предметов, входящих в комплекс предметов олимпиады, предполагается расширить. Так, к предмету «Литература», к примеру, должен присоединиться и «Русский язык».
– Многих наших читателей интересует, что будет дальше с олимпиадой «Профессор Жуковский», которую два года подряд поддерживала «Учительская газета». Будет ли продолжен в ее рамках конкурс учителей, сохранятся ли льготы при поступлении в вузы для призеров?
– Теперь эта олимпиада будет называться «Шаг в будущее». На новом этапе олимпиада носит ярко выраженный профилированный характер. Существенно расширен перечень предметов (комплексов предметов) – в соответствии с рекомендациями Российского совета олимпиад школьников, по которым предлагаются задания. Значительно увеличился список базовых вузов, проводящих олимпиадные соревнования в 2009-2010 учебном году. Во второй раз будет проведен и конкурс педагогов, подготовивших школьников к участию в испытаниях. В прошлом году победителями этого конкурса стали преподаватели из Смоленска, Волгодонска Ростовской области, Сарова Нижегородской области. Разумеется, победителям и призерам нынешней олимпиады также будут предоставлены льготы при поступлении в вузы в соответствии с положением об олимпиадах, принятых Минобрнауки РФ.
– Бауманка ведет активную работу со школами. Что планирует в этом направлении ваш вуз в нынешнем Году учителя?
– Думаю, что теснее, чем мы со школами, немногие работают. Назову лишь некоторые наши формы сотрудничества. Во-первых, есть два ориентированных на наш вуз московских лицея – №1580 и №1581, где работают наши преподаватели и откуда мы каждый год получаем более 400 хорошо подготовленных абитуриентов. Также в 2000 году программой «Шаг в будущее» при участии Российской академии образования был организован Российский научно-методический семинар «Наука в школе», который дает возможность учителям, ученым и специалистам из самых отдаленных регионов страны ознакомиться с методами научно ориентированной педагогики. МГТУ через межотраслевой институт повышения квалификации ведет программу переподготовки школьных учителей по «Математике», «Физике» и другим предметам.
Мы и в этом году продолжим все наши направления работы со школами. По сути дела, у нас каждый год – Год учителя.
Комментарии