search
main
0

России необходима единая система национальных квалификаций. Виктор ДЕМИН

Сорокалетняя тенденция роста численности трудовых ресурсов заканчивается, и Россия вступает в период резкого сокращения трудового потенциала начиная уже с 2006 года. В ближайшие же 20 лет количество трудоспособного населения сократится в целом на 20 процентов. Так ли катастрофична ситуация, как нам ее рисуют некоторые демографы и политики, и стоит ли России широко распахивать ворота для трудовых мигрантов. Может быть, стоит все-таки заняться подготовкой своих собственных ресурсов? Об этом мы ведем речь с президентом Союза директоров ссузов России Виктором Деминым.

– Виктор Михайлович, как вы оцениваете сегодняшние проблемы НПО и СПО?

– Для большинства молодежи сегодня учреждения СПО – это хорошее начало формирования профессиональной карьеры, приобретения профессиональных компетенций. Вообще ценность НПО и СПО – в реализации принципа доступности в современном образовании. Эти учебные заведения ближе всего к технологической цепочке. Их задача заключается не в выпуске безликих специалистов-функционеров, а в штучной подготовке высококвалифицированного рабочего, «Мастера», «Специалиста», на практике реализующего свое ремесло. Но в то же время система СПО, ее структура, объемы, содержание, методы профессиональной подготовки, сроки обучения и состояние учебно-материальной базы не соответствуют требованиям современной экономики, перспективам ее развития, а также потребностям личности и общества. К сожалению, произошел разрыв связей учебных заведений с предприятиями и организациями, усугубляются противоречия между потребностями общества и спросом рынка труда на специалистов, а также между уровнями профессионального образования. Все это зачастую приводит к снижению качества кадрового потенциала. А передача ряда ссузов с федерального на региональный уровень снизила еще и качество управления ими и объемы их финансирования. Неэффективной, противоречивой остается законодательная и нормативная база, система финансирования и налогообложения учебных заведений.

– Виктор Михайлович, я думаю, изменения необходимы и в связи с вступлением России в Болонский и Копенгагенский процессы?

– Интеграция России в мировое образовательное пространство столкнет две совершенно разные модели профессионального образования. Западную, базирующуюся на свободной торговле образовательными услугами, конкуренции между их поставщиками, и российскую, работающую в закрытом от экономике режиме. Замкнутая и самодостаточная система профессионального образования России, не всегда адаптированная к независимой оценке качества своих выпускников, может оказаться в критическом положении.

– Что же нужно сделать в первую очередь, чтобы обеспечить конкурентоспособность кадров, выпускаемых системами НПО и СПО?

– Прежде всего необходимо переориентировать профобразование на результат, разработать и внедрить российскую модель модульного профобразования, основанного на компетенциях. Это необходимое условие и фактор повышения качества профобразования и основа формирования системы переноса зачетных единиц, прозрачности и сопоставимости программ обучения. Кроме того, необходимо разработать единую национальную систему квалификаций. Современная экономика сокращает сроки обновления знаний. Это ставит задачу перед НПО и СПО обеспечить образовательную мобильность граждан на основе гибких траекторий и программ обучения, открытого образования, реализовывать концепцию обучения в течение всей жизни. Должен продолжиться процесс оптимизации управления передачи учреждений НПО и СПО на региональный и муниципальный уровень – это приблизит училища и ссузы к рынку труда. Кроме того, необходимо формировать систему федеральных учебных заведений как экспериментальных учебных заведений, имеющих важное национальное значение. На региональном и федеральном уровне при активном участии работодателей должен сформироваться новый подход к структуре, объемам подготовки специалистов. Мониторинг потребностей независимой оценки качества в регионах с участием работодателей должен стать основой руководства системами НПО и СПО инвестиций из развития. В интересах развития экономики регионов с учетом их особенностей необходимо перейти на завершенные многоступенчатые модульные программы профессионального образования, основанные не на требованиях профессиональных разрядов, а на профессиональных компетенциях и вариативных образовательных стандартах в интересах личности. Необходимо создать условия для получения студентами в процессе учебы 1-2 рабочих профессий. Не обойтись и без оптимизации перечня специальностей путем укрупнения их по профилям непрерывной подготовки по программам НПО и СПО. Каждый специалист среднего звена должен иметь рабочую профессию высокого уровня по специальности. Кроме того, бизнес-сообщество должно активно влиять на формирование не только государственных профессиональных стандартов, но и учебных планов, программ с учетом реальной потребности в кадрах, активнее участвовать в создании условий для практического обучения.

– Виктор Михайлович, если будет предложено включить системы НПО и СПО в национальный проект в качестве дополнительного компонента, готовы ли вы высказать свои предложения по поддержке этих уровней?

– Да, мы выделили несколько основных направлений: первое – это создание и оснащение 30 новых многоуровневых образовательных учреждений на базе ведущих профлицеев и колледжей. Кроме того, необходимо поддержать лучших мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин, развивать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для системы НПО и СПО, поддержать учащихся и студентов, которые обучаются по профессиям и специальностям для приоритетных отраслей экономики, высокотехнологических наукоемких производств и критических технологий, показывающих высокие результаты в обучении, и, конечно же, нам не обойтись без государственной поддержки учреждений НПО и СПО, активно внедряющих инновационные программы подготовки высококвалифицированных рабочих и практикоориентированных бакалавров.

– Виктор Михайлович, в завершение нашего разговора хотелось бы узнать ваше мнение, сможет ли Россия в ближайшее время обеспечить себя трудовыми ресурсами, или все-таки придется выписывать рабочих из-за рубежа?

– Если начальное и среднее профобразование поддержат работодатели, если эти уровни станут по-настоящему эффективными, мы вполне обойдемся собственными силами, тем более что, ввозя рабочих из-за границы, мы порождаем массу социальных проблем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте